Возраст наступления административной ответственности КоАП РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Возраст наступления административной ответственности КоАП РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чем обусловлена стабильность минимального возраста субъекта административной ответственности?
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В сложившейся ситуации отечественный законодатель не спешит провести тонкую оценку способности младших подростков к виновной негативной ретроспективной ответственности в публичных отраслях. Между тем дистанцирование от решения вопроса по существу не позволяет учесть трансформацию общественных отношений в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, происшедшую в современном российском социуме, а также искусственно ограничивает возможность использования административно-правовых средств реагирования на подростковые деликты. Подобный дефект присущ ст. 2.7 "Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность" проекта КоАП РФ, разработанного Минюстом России, содержащей правило о том, что "административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат граждане (физические лица), достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет" <3>.
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В сложившейся ситуации отечественный законодатель не спешит провести тонкую оценку способности младших подростков к виновной негативной ретроспективной ответственности в публичных отраслях. Между тем дистанцирование от решения вопроса по существу не позволяет учесть трансформацию общественных отношений в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, происшедшую в современном российском социуме, а также искусственно ограничивает возможность использования административно-правовых средств реагирования на подростковые деликты. Подобный дефект присущ ст. 2.7 "Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность" проекта КоАП РФ, разработанного Минюстом России, содержащей правило о том, что "административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат граждане (физические лица), достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет" <3>.
Статья: Административная ответственность за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Вместе с тем такой подход распространен не везде и в отдельных государствах ближнего и дальнего зарубежья имеет исключение. В частности, ст. 4.2 КоАП Республики Беларусь предусмотрен общий возраст наступления административной ответственности - 16 лет и специальный - с 14 лет за совершение оскорбления (ст. 10.2) и некоторых других правонарушений.
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Вместе с тем такой подход распространен не везде и в отдельных государствах ближнего и дальнего зарубежья имеет исключение. В частности, ст. 4.2 КоАП Республики Беларусь предусмотрен общий возраст наступления административной ответственности - 16 лет и специальный - с 14 лет за совершение оскорбления (ст. 10.2) и некоторых других правонарушений.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
"Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России"
(утв. ФССП России 04.06.2012 N 07-12)В соответствии со ст. 51 Закона несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет может являться должником или взыскателем в исполнительном производстве. Вместе с тем административная ответственность граждан наступает с шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). В связи с этим несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет к административной ответственности по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ не привлекается.
(утв. ФССП России 04.06.2012 N 07-12)В соответствии со ст. 51 Закона несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет может являться должником или взыскателем в исполнительном производстве. Вместе с тем административная ответственность граждан наступает с шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). В связи с этим несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет к административной ответственности по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ не привлекается.
Статья: Подходы понимания социального эффекта правовых институтов
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Другой пример, представляет интерес гармонизация норм относительно привлечения к административной ответственности и применения административного наказания с применением административных мер. Согласно ст. ст. 2.4 - 2.6.1, 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ определены лица как объекты воздействия по привлечению к юридической ответственности, и в особенной части ст. ст. 16.2 - 16.4 КоАП РФ установлено наступление административной ответственности граждан в области декларирования, запретов и ограничений ввоза и (или) вывоза товаров. В данных положениях не установлены физические лица и их возрастной уровень деликтоспособности. Тогда как в ст. 28 КоАП Казахстана (далее - РК) в общей части указано физическое лицо, "достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста". Также в ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь (далее - РБ) указано: "Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу". Согласно ст. ст. 14, 15 Кодекса о нарушениях Киргизии (далее - КоН КР) ответственность выражена взысканием с физических лиц за "правонарушение (проступок)". Другими словами, в отличие от России наблюдаем гармонизацию норм Кодексов Беларуси, Киргизии, Казахстана в определении лиц, привлекаемых к юридической ответственности. Поэтому в силу имплементации единого порядка привлечения к административной ответственности физических лиц на территории ЕАЭС предполагается приведение в соответствие ст. ст. 2.4 - 2.6.1 КоАП РФ к указанным нормам КоАП Беларуси, Киргизии, Казахстана.
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Другой пример, представляет интерес гармонизация норм относительно привлечения к административной ответственности и применения административного наказания с применением административных мер. Согласно ст. ст. 2.4 - 2.6.1, 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ определены лица как объекты воздействия по привлечению к юридической ответственности, и в особенной части ст. ст. 16.2 - 16.4 КоАП РФ установлено наступление административной ответственности граждан в области декларирования, запретов и ограничений ввоза и (или) вывоза товаров. В данных положениях не установлены физические лица и их возрастной уровень деликтоспособности. Тогда как в ст. 28 КоАП Казахстана (далее - РК) в общей части указано физическое лицо, "достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста". Также в ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь (далее - РБ) указано: "Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу". Согласно ст. ст. 14, 15 Кодекса о нарушениях Киргизии (далее - КоН КР) ответственность выражена взысканием с физических лиц за "правонарушение (проступок)". Другими словами, в отличие от России наблюдаем гармонизацию норм Кодексов Беларуси, Киргизии, Казахстана в определении лиц, привлекаемых к юридической ответственности. Поэтому в силу имплементации единого порядка привлечения к административной ответственности физических лиц на территории ЕАЭС предполагается приведение в соответствие ст. ст. 2.4 - 2.6.1 КоАП РФ к указанным нормам КоАП Беларуси, Киргизии, Казахстана.
Статья: К вопросу о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя по статье 274.2 Уголовного кодекса РФ
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В связи с этим предлагается в качестве превентивной меры предупреждения совершения преступлений и вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, квалифицированных по ст. 274.2 УК, внести следующие дополнения в КоАП РФ и УК РФ, которые предусматривают корректировку, касающуюся возраста, с которого начинается юридическая ответственность за правонарушения. Предлагается обновить содержание ч. 1 ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определив, что административная ответственность наступает для лиц, достигших 14-летнего возраста на момент нарушения закона. Также рекомендуется дополнить список статей, указанных в ч. 1 ст. 20 Уголовного кодекса РФ, новой ст. 274.2 УК РФ.
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В связи с этим предлагается в качестве превентивной меры предупреждения совершения преступлений и вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, квалифицированных по ст. 274.2 УК, внести следующие дополнения в КоАП РФ и УК РФ, которые предусматривают корректировку, касающуюся возраста, с которого начинается юридическая ответственность за правонарушения. Предлагается обновить содержание ч. 1 ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определив, что административная ответственность наступает для лиц, достигших 14-летнего возраста на момент нарушения закона. Также рекомендуется дополнить список статей, указанных в ч. 1 ст. 20 Уголовного кодекса РФ, новой ст. 274.2 УК РФ.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В примечании к статье 14.8 КоАП РФ указано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 данной статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В примечании к статье 14.8 КоАП РФ указано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 данной статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В примечании к статье 14.8 КоАП РФ указано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 данной статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В примечании к статье 14.8 КоАП РФ указано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 данной статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы нарушите общий порядок увольнения, например не выплатите или нарушите срок выплаты работнику сумм, положенных при увольнении, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния в соответствии со ст. 145.1 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы нарушите общий порядок увольнения, например не выплатите или нарушите срок выплаты работнику сумм, положенных при увольнении, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния в соответствии со ст. 145.1 УК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
Статья: Актуальные вопросы привлечения родителей к уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2023, N 6)Таким образом, уголовная ответственность за неуплату алиментов наступает после привлечения лица к административной ответственности по ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ), которой предусмотрена ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2023, N 6)Таким образом, уголовная ответственность за неуплату алиментов наступает после привлечения лица к административной ответственности по ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ), которой предусмотрена ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Вопрос: Каковы особенности проведения опроса несовершеннолетнего потерпевшего по делам об административных правонарушениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, поскольку по смыслу ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ потерпевший предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний на основании ст. 17.9 КоАП РФ, которая наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ), несовершеннолетние потерпевшие, которые не достигли указанного возраста, об этом не предупреждаются.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, поскольку по смыслу ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ потерпевший предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний на основании ст. 17.9 КоАП РФ, которая наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ), несовершеннолетние потерпевшие, которые не достигли указанного возраста, об этом не предупреждаются.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) наличия обстоятельств, установленных ст. 24.5 КоАП РФ:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) наличия обстоятельств, установленных ст. 24.5 КоАП РФ: