Возмещение вреда причиненного лесам
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда причиненного лесам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Расходы на проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварии не учитываются при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды
Применимые нормы: п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 6 Приложения N 3 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730)Применимые нормы: п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 6 Приложения N 3 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730)
Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды
Применимые нормы: п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 6 Приложения N 3 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730)Применимые нормы: п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 6 Приложения N 3 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК РФ"С учетом изложенного, сам по себе отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием умысла в действиях ответчика, формально содержащих признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, не исключает возможность применения для расчета ущерба постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", а также постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объемов лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящиеся в Федеральной собственности". Размер причиненного ущерба, с учетом установленного объема и вида лесных насаждений математически верен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто вправе подать иск об обязании ликвидировать несанкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченные органы государственной власти РФ (ст. 5 Закона об охране окружающей среды). Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам (пп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства);
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченные органы государственной власти РФ (ст. 5 Закона об охране окружающей среды). Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам (пп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства);
Статья: Вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам
Статья: О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением лесного законодательства
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1 статьи 100 ЛК РФ).
(Кудин А.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1 статьи 100 ЛК РФ).
Статья: Криминализация деяний в сфере добычи и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)<14> Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2018 г. N 1730 (ред. от 18 дек. 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. N 52. Ч. 1. Ст. 8847.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)<14> Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2018 г. N 1730 (ред. от 18 дек. 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. N 52. Ч. 1. Ст. 8847.
Статья: Влияние конституционных принципов экологического права на реализацию конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2025, N 3)В одном из своих Постановлений по жалобе ООО "Заполярнефть" Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что "...во всяком случае, правовое регулирование возмещения вреда, причиненного лесам, не должно противоречить вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу соразмерности..." <8>.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2025, N 3)В одном из своих Постановлений по жалобе ООО "Заполярнефть" Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что "...во всяком случае, правовое регулирование возмещения вреда, причиненного лесам, не должно противоречить вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу соразмерности..." <8>.
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику исчисления вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, также указывают на наличие рыночной стоимости древесины. Например, в п. 1 приложения N 1 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730), указано, что размер вреда при незаконной рубке деревьев хвойных пород составляет 50-кратную стоимость древесины таких деревьев, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Такие ставки платы с примененными коэффициентами в силу Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 формируют рыночную стоимость за единицу объема лесных насаждений, находящихся в федеральной собственности.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику исчисления вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, также указывают на наличие рыночной стоимости древесины. Например, в п. 1 приложения N 1 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730), указано, что размер вреда при незаконной рубке деревьев хвойных пород составляет 50-кратную стоимость древесины таких деревьев, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Такие ставки платы с примененными коэффициентами в силу Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 формируют рыночную стоимость за единицу объема лесных насаждений, находящихся в федеральной собственности.
Статья: Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья вторая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 12)Такой порядок в настоящее время предусмотрен Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730). Из содержания данного документа следует, что размер вреда, причиненного, например, от незаконной рубки деревьев хвойных пород в защитных лесах, включает 50-кратную стоимость древесины деревьев хвойных пород, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (п. 1 приложения N 1 Особенностей). Кроме того, эта стоимость увеличивается в 2 раза, поскольку рубка произведена в защитных лесах (подп. "г" п. 6 приложения N 4 Особенностей).
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 12)Такой порядок в настоящее время предусмотрен Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730). Из содержания данного документа следует, что размер вреда, причиненного, например, от незаконной рубки деревьев хвойных пород в защитных лесах, включает 50-кратную стоимость древесины деревьев хвойных пород, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (п. 1 приложения N 1 Особенностей). Кроме того, эта стоимость увеличивается в 2 раза, поскольку рубка произведена в защитных лесах (подп. "г" п. 6 приложения N 4 Особенностей).
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика для исчисления размера вреда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика для исчисления размера вреда.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Тот факт, что действующее законодательство и судебная практика допускают использование лесов в пределах охранных зон без оформления прав на земельные участки, может расцениваться правообладателями линейных объектов как обстоятельство, свидетельствующее о нецелесообразности оформления прав на земельные участки в соответствии с Законом N 341-ФЗ. Однако такая позиция представляется уязвимой, поскольку ст. 45 ЛК РФ, Постановление N 160 и Правила использования лесов строго ограничивают случаи и перечень мероприятий, которые можно осуществлять на лесных участках без разрешения и их предоставления, а выход за пределы, установленные данными нормативными актами, влечет применение мер административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесов) и возмещение вреда, причиненного лесному фонду (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2018 г. N Ф07-1621/18 по делу N А56-29671/2017).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Тот факт, что действующее законодательство и судебная практика допускают использование лесов в пределах охранных зон без оформления прав на земельные участки, может расцениваться правообладателями линейных объектов как обстоятельство, свидетельствующее о нецелесообразности оформления прав на земельные участки в соответствии с Законом N 341-ФЗ. Однако такая позиция представляется уязвимой, поскольку ст. 45 ЛК РФ, Постановление N 160 и Правила использования лесов строго ограничивают случаи и перечень мероприятий, которые можно осуществлять на лесных участках без разрешения и их предоставления, а выход за пределы, установленные данными нормативными актами, влечет применение мер административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесов) и возмещение вреда, причиненного лесному фонду (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2018 г. N Ф07-1621/18 по делу N А56-29671/2017).
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<21> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СЗ РФ. 2019. N 1. Ст. 25.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<21> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СЗ РФ. 2019. N 1. Ст. 25.
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В судебной практике достаточно много дел, связанных с возмещением вреда, причиненного нарушением лесного законодательства. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе (п. 3 ст. 100 ЛК РФ), определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Возмещение вреда, причиненного одному лесному ресурсу, не заменяет возмещение вреда, причиненного другому ресурсу <15>. Принцип сохранения биоразнообразия леса как экосистемы может учитываться в разрешительной деятельности органов власти. Так, березовый гриб (чага) является объектом гражданских прав, ограниченным в обороте, по смыслу п. 2 ст. 129 ГК РФ. Разрешение на вывоз березового гриба из Российской Федерации может быть выдано при условии, что его заготовка произведена без нарушений требований о сохранении и воспроизводстве биоразнообразия на территории соответствующего лесного участка <16>.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В судебной практике достаточно много дел, связанных с возмещением вреда, причиненного нарушением лесного законодательства. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе (п. 3 ст. 100 ЛК РФ), определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Возмещение вреда, причиненного одному лесному ресурсу, не заменяет возмещение вреда, причиненного другому ресурсу <15>. Принцип сохранения биоразнообразия леса как экосистемы может учитываться в разрешительной деятельности органов власти. Так, березовый гриб (чага) является объектом гражданских прав, ограниченным в обороте, по смыслу п. 2 ст. 129 ГК РФ. Разрешение на вывоз березового гриба из Российской Федерации может быть выдано при условии, что его заготовка произведена без нарушений требований о сохранении и воспроизводстве биоразнообразия на территории соответствующего лесного участка <16>.