Возмещение вреда причиненного должностными лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда причиненного должностными лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 395 ГК РФ "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"2.3.8.2. Проценты за пользование чужими денежными средствами по спору о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, не начисляются до истечения установленного бюджетным законодательством срока, необходимого для исполнения такого судебного акта (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Привлечение третьего лица к участию в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)К участию в деле по иску о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) должностного лица, в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика - федерального органа госвласти привлекается территориальный госорган, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу
(КонсультантПлюс, 2025)К участию в деле по иску о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) должностного лица, в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика - федерального органа госвласти привлекается территориальный госорган, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неприкосновенность жилища: высшая ценность или угроза безопасности соседей
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Еще один вопрос - это вопрос о возмещении вреда, который может быть причинен должностными лицами в результате необоснованного получения доступа в помещение в многоквартирном доме. Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, гарантируется ст. 53 Конституции РФ.
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Еще один вопрос - это вопрос о возмещении вреда, который может быть причинен должностными лицами в результате необоснованного получения доступа в помещение в многоквартирном доме. Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, гарантируется ст. 53 Конституции РФ.
Статья: Дискуссионные аспекты определения субъекта ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами при использовании технологий искусственного интеллекта
(Кагальницкова Н.В., Сандалова В.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение вреда, причиненного правоохранительными органами и их должностными лицами, раскрывает принцип справедливости, заключающийся в восстановлении нарушенных прав, что является гарантом реализации социальной справедливости. Статья 53 Конституции РФ имплементирована в положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно в ст. 1069 и 1070. Положения ст. 1070 регламентируют порядок возмещения вреда правоохранительными органами, заключающийся в том, что компенсация причиненного вреда происходит за счет средств государственной казны, а также за счет казны субъекта Российской Федерации или муниципального образования в полном объеме. Вред, причиненный правоохранительными органами, который может быть выражен, в частности, в виде незаконного применения мер пресечения, таких как заключение под стражу, подписка о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста и т.д., подлежит компенсации.
(Кагальницкова Н.В., Сандалова В.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение вреда, причиненного правоохранительными органами и их должностными лицами, раскрывает принцип справедливости, заключающийся в восстановлении нарушенных прав, что является гарантом реализации социальной справедливости. Статья 53 Конституции РФ имплементирована в положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно в ст. 1069 и 1070. Положения ст. 1070 регламентируют порядок возмещения вреда правоохранительными органами, заключающийся в том, что компенсация причиненного вреда происходит за счет средств государственной казны, а также за счет казны субъекта Российской Федерации или муниципального образования в полном объеме. Вред, причиненный правоохранительными органами, который может быть выражен, в частности, в виде незаконного применения мер пресечения, таких как заключение под стражу, подписка о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста и т.д., подлежит компенсации.
Нормативные акты
Ситуация: Возможно ли установить размер пенсии или произвести ее перерасчет на основании сведений в партийном билете?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем согласно разъяснениям Минтруда и ПФР такие документы могут быть приняты в случае утраты работодателем первичных документов в результате стихийных бедствий, в частности наводнений, землетрясений, ураганов. В иных случаях ущерб, причиненный работнику в связи с утратой первичных документов о его заработке, подлежит возмещению должностным лицом работодателя, которое должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (Письмо Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФР N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем согласно разъяснениям Минтруда и ПФР такие документы могут быть приняты в случае утраты работодателем первичных документов в результате стихийных бедствий, в частности наводнений, землетрясений, ураганов. В иных случаях ущерб, причиненный работнику в связи с утратой первичных документов о его заработке, подлежит возмещению должностным лицом работодателя, которое должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (Письмо Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФР N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001).
Статья: Актуальные вопросы возмещения вреда в гражданско-правовом и уголовно-правовом аспекте
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)<5> Ярошенко К.В. Возмещение вреда, причиненного гражданам действиями должностных лиц // Советское государство и право. 1982. N 8. С. 135 - 142; Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., 1986. С. 144 - 147.
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)<5> Ярошенко К.В. Возмещение вреда, причиненного гражданам действиями должностных лиц // Советское государство и право. 1982. N 8. С. 135 - 142; Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., 1986. С. 144 - 147.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно ст. ст. 128, 156, 203 - 207, 299 - 301 Административно-процессуального кодекса Республики Болгарии 2006 г. административным судам этого государства подведомственны все дела по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных актов, действий и бездействия административных органов и должностных лиц, о возмещении вреда, причиненного в результате принудительного исполнения <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно ст. ст. 128, 156, 203 - 207, 299 - 301 Административно-процессуального кодекса Республики Болгарии 2006 г. административным судам этого государства подведомственны все дела по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных актов, действий и бездействия административных органов и должностных лиц, о возмещении вреда, причиненного в результате принудительного исполнения <1>.
Статья: О проблеме применения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(Шевченко И.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Помимо так называемой первичной правовой защиты, состоящей в возможности оспаривания незаконного административного акта (предусмотренной в абзаце четвертом ст. 19 Основного закона Германии), в немецком праве существует и вторичная защита, состоящая в наличии общего права на возмещение вреда, причиненного третьим лицам должностным лицом государства при исполнении его служебных обязанностей. Такое общее право предусмотрено § 839 Германского гражданского уложения (далее - ГГУ) и статьей 34 Основного закона Германии.
(Шевченко И.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Помимо так называемой первичной правовой защиты, состоящей в возможности оспаривания незаконного административного акта (предусмотренной в абзаце четвертом ст. 19 Основного закона Германии), в немецком праве существует и вторичная защита, состоящая в наличии общего права на возмещение вреда, причиненного третьим лицам должностным лицом государства при исполнении его служебных обязанностей. Такое общее право предусмотрено § 839 Германского гражданского уложения (далее - ГГУ) и статьей 34 Основного закона Германии.
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)После вступления в действие Федеральных законов от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" остро встал вопрос о процедурной стороне применения специальных профилактических форм (мер), представляющих собой инструменты принуждения. В Федеральном законе N 182-ФЗ процессуальная сторона нашла отражение. В нем определено основание применения специальных превентивных форм (мер), которым является решение суда либо постановление субъекта профилактики. Специальные формы профилактического воздействия исключительно индивидуальные, они затрагивают права, свободы человека и гражданина, в том числе такие, как право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти, и др. Ситуация с административным надзором показала, что для разрешения вопросов, возникающих при его установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене или дополнении, требуется толкование закона, получившее закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. N 15, редактирование содержания которого продолжается и в настоящее время <1>.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)После вступления в действие Федеральных законов от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" остро встал вопрос о процедурной стороне применения специальных профилактических форм (мер), представляющих собой инструменты принуждения. В Федеральном законе N 182-ФЗ процессуальная сторона нашла отражение. В нем определено основание применения специальных превентивных форм (мер), которым является решение суда либо постановление субъекта профилактики. Специальные формы профилактического воздействия исключительно индивидуальные, они затрагивают права, свободы человека и гражданина, в том числе такие, как право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти, и др. Ситуация с административным надзором показала, что для разрешения вопросов, возникающих при его установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене или дополнении, требуется толкование закона, получившее закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. N 15, редактирование содержания которого продолжается и в настоящее время <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный принцип присуждения компенсации отличается от принципов ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069, 1070 части второй ГК РФ, о которых сказано ниже), поскольку независимо от вины причинителя вреда возмещается только вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. В остальных случаях установление вины причинителя вреда является обязательным условием для возмещения вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный принцип присуждения компенсации отличается от принципов ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069, 1070 части второй ГК РФ, о которых сказано ниже), поскольку независимо от вины причинителя вреда возмещается только вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. В остальных случаях установление вины причинителя вреда является обязательным условием для возмещения вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Статья: Законодательная регламентация состава, прав и обязанностей участников судебного разбирательства при рассмотрении вопроса о реабилитации нуждается в совершенствовании
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Мировой судья", 2022, N 4)Таким образом, изученные материалы свидетельствуют, что в открытое судебное разбирательство по вопросу реабилитации и возмещения имущественного вреда, причиненного должностными лицами государственных органов за незаконное привлечение гражданина В. к уголовной ответственности, судом первой инстанции были привлечены в полном составе участники со стороны обвинения: прокурор, утвердивший обвинительное заключение в отношении В., поддерживавший обвинительное заключение в суде и обжаловавший оправдательный приговор; руководитель следственного органа, контролировавший ход расследования уголовного дела и согласовавший обвинительное заключение.
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Мировой судья", 2022, N 4)Таким образом, изученные материалы свидетельствуют, что в открытое судебное разбирательство по вопросу реабилитации и возмещения имущественного вреда, причиненного должностными лицами государственных органов за незаконное привлечение гражданина В. к уголовной ответственности, судом первой инстанции были привлечены в полном составе участники со стороны обвинения: прокурор, утвердивший обвинительное заключение в отношении В., поддерживавший обвинительное заключение в суде и обжаловавший оправдательный приговор; руководитель следственного органа, контролировавший ход расследования уголовного дела и согласовавший обвинительное заключение.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)52. Проблемы исполнения судебных решений по искам о возмещении вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами, исполнение которых предусмотрено за счет казны РФ. Комментарий судебной практики. Выпуск 11 / Под редакцией К.Б. Ярошенко. Москва: Юридическая литература, 2005.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)52. Проблемы исполнения судебных решений по искам о возмещении вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами, исполнение которых предусмотрено за счет казны РФ. Комментарий судебной практики. Выпуск 11 / Под редакцией К.Б. Ярошенко. Москва: Юридическая литература, 2005.