Вождение в нетрезвом виде
Подборка наиболее важных документов по запросу Вождение в нетрезвом виде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работнику за вождение в алкогольном опьянении назначены обязательные работы на срок 320 часов, запрет на вождение автомобиля на два года шесть месяцев. По должности работник не управляет транспортным средством. Должен ли работодатель оформить направление работника на обязательные работы или предпринять иные действия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работнику за вождение в алкогольном опьянении назначены обязательные работы на срок 320 часов и запрет на вождение автомобиля на два года шесть месяцев. В рамках должностных обязанностей работник не управляет транспортным средством. Должен ли работодатель оформить направление работника на обязательные работы или предпринять какие-либо иные действия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работнику за вождение в алкогольном опьянении назначены обязательные работы на срок 320 часов и запрет на вождение автомобиля на два года шесть месяцев. В рамках должностных обязанностей работник не управляет транспортным средством. Должен ли работодатель оформить направление работника на обязательные работы или предпринять какие-либо иные действия?
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)Статья 264.1. Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость
(ред. от 15.10.2025)Статья 264.1. Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по статье 12.8 КоАП РФ, а невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - по статье 12.26 данного кодекса.
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по статье 12.8 КоАП РФ, а невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - по статье 12.26 данного кодекса.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В результате два человека были незаконно привлечены к исправительным и обязательным работам по делам о побоях и уклонении от алиментов, еще четверо - к административным штрафам по делам о вождении в нетрезвом виде. Однако вышестоящий суд все эти решения отменил из-за отсутствия доказательств <162>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В результате два человека были незаконно привлечены к исправительным и обязательным работам по делам о побоях и уклонении от алиментов, еще четверо - к административным штрафам по делам о вождении в нетрезвом виде. Однако вышестоящий суд все эти решения отменил из-за отсутствия доказательств <162>.
Статья: Правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности: российский опыт и мировая практика
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Необходимо отметить, что возникают достаточно существенные проблемы правоприменения в данном направлении. Это касается и классификации устройств. Судебная практика демонстрирует противоречия: в 2024 году кассационные суды признали электросамокаты мощностью 600 Вт мопедами, несмотря на их маркировку как СИМ [1]. На правонарушителя - пользователя (владельца) таким электросамокатом распространяются, например, такие наказания, как штраф до 30 000 рублей за вождение в нетрезвом виде и лишение права управлять транспортными средствами до двух лет (за первое правонарушение). Также за оставление места ДТП владельцам таких электросамокатов грозит арест до 15 суток и лишение всех категорий прав на срок до полутора лет.
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Необходимо отметить, что возникают достаточно существенные проблемы правоприменения в данном направлении. Это касается и классификации устройств. Судебная практика демонстрирует противоречия: в 2024 году кассационные суды признали электросамокаты мощностью 600 Вт мопедами, несмотря на их маркировку как СИМ [1]. На правонарушителя - пользователя (владельца) таким электросамокатом распространяются, например, такие наказания, как штраф до 30 000 рублей за вождение в нетрезвом виде и лишение права управлять транспортными средствами до двух лет (за первое правонарушение). Также за оставление места ДТП владельцам таких электросамокатов грозит арест до 15 суток и лишение всех категорий прав на срок до полутора лет.
Ситуация: Как проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, управляющих транспортными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за вождение в состоянии опьянения и связанные с этим нарушения наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (ст. 12.8 КоАП РФ и Примечание к ней).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административная ответственность за вождение в состоянии опьянения и связанные с этим нарушения наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (ст. 12.8 КоАП РФ и Примечание к ней).
Статья: Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта)
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Несмотря на то что употребление алкоголя или вождение в нетрезвом виде лицами младше 21 года запрещено законом, данные за 2020 год свидетельствуют о следующем:
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Несмотря на то что употребление алкоголя или вождение в нетрезвом виде лицами младше 21 года запрещено законом, данные за 2020 год свидетельствуют о следующем:
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 12.8 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)17. В каких случаях наступает уголовная ответственность за вождение в состоянии опьянения?
(КонсультантПлюс, 2025)17. В каких случаях наступает уголовная ответственность за вождение в состоянии опьянения?
Статья: Мотивы и детерминанты криминализации и декриминализации в России и Китае
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).
(Литовченко Т.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Чжан Вэйке рассуждает о мотивах криминализации. Автор классифицирует их на три группы: политические мотивы, социальные мотивы и нормативные мотивы <5>. Политические мотивы он обосновывает как необходимость поддержания национальной безопасности и политической стабильности, являющихся фундаментальной гарантией социального развития общества. Кроме того, правовая система КНР характеризуется влиянием Коммунистической партии Китая <6>, которая, в свою очередь, проводит политику по обеспечению общественной безопасности (в том числе антитеррористической), поддержке жизнедеятельности населения и защите экологической среды. Социальные мотивы, по мнению автора, связаны с развитием и трансформацией общества, которые влекут и законодательные изменения в уголовном праве. При этом ученый выделяет два уровня социальных мотивов: формальный и содержательный. Формальный уровень социальных мотивов означает реакцию государства на вносимые изменения в перечень преступных деяний в результате требований общества (общественный резонанс). Примерами могут служить криминализация в КНР опасного вождения, отказ в выплате заработной платы, вождение в нетрезвом виде, бросание предметов с высоты и др., вызванные обсуждениями в обществе с требованиями установления уголовной ответственности за указанные деяния. Содержательные социальные мотивы обусловлены ожиданиями населения в отношении социальной стабильности. Законодателю необходимо реагировать на общественные настроения, стабилизировав их в том числе поправками в уголовное законодательство, ослабив социальные конфликты. Нормативные мотивы криминализации исходят из необходимости координации и унификации норм права. Пересмотр уголовного законодательства не может осуществляться изолированно от других отраслей права, а должен учитывать общие потребности правовой нормативной системы. В качестве примера автор приводит пересмотр в 2019 г. действующего Закона "О контроле над наркотиками" <7>, в ходе которого изменены административные стандарты идентификации поддельных лекарств, что привело к отсутствию уголовно-правовой оценки продажи неразрешенных импортных лекарств, в том числе содержащих наркотические средства. Данное обстоятельство обусловило криминализацию нового преступления - "Незаконное производство, сбыт, импорт, декларирование лекарственных средств" (ст. 142.1 УК КНР <8>).