Военная тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу Военная тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Мнение административного истца о том, что, поскольку Указ N 842дсп имеет ограничительную пометку для служебного пользования, то данное дело подлежало передаче на рассмотрение по существу в Южный окружной военный суд с истребованием, в том числе сведений, составляющих государственную тайну, является ошибочным. Так, на основании части 1 ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и пункта 1 ч. 1 ст. 20 КАС РФ, административные дела, связанные с государственной тайной, подсудны окружным (флотским) военным судам. Однако материалы не содержат документов, отнесенных к государственной тайне, и необходимости истребования и исследования таких документов по данному делу не имеется."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Подсудность дел военным судам" Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации""Из анализа положений ст. 18 и 20 КАС РФ и ст. 7 и 14 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" следует, что административные дела, связанные с государственной тайной, в качестве суда первой инстанции подлежат рассмотрению окружными (флотскими) военными судами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование доступа военнослужащих и лиц гражданского персонала на территорию воинского формирования
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Применительно к военнослужащим такого рода ограничение изложено в ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Сказанное означает, что пропускной режим военных объектов предназначен в том числе для поддержания боеготовности воинских частей и учреждений, т.е. для повышения эффективности их применения в соответствии с боевым предназначением. Естественно, что эффективность применения военной силы напрямую зависит, в частности, от соблюдения режима военной тайны, антитеррористической защищенности военных объектов, своевременного сбора личного состава. Поэтому вполне логично, что в период приведения воинских формирований в высшие степени боевой готовности, в том числе в период проведения учений и тренировок, пропускной режим любого воинского формирования может быть еще более ужесточен по сравнению с режимом повседневной деятельности мирного времени. Однако усиление пропускного режима - мера временная и осуществляемая в сторону его ужесточения по сравнению с функционированием доступа личного состава на территорию и с территории военных объектов в мирных повседневных условиях.
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Применительно к военнослужащим такого рода ограничение изложено в ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Сказанное означает, что пропускной режим военных объектов предназначен в том числе для поддержания боеготовности воинских частей и учреждений, т.е. для повышения эффективности их применения в соответствии с боевым предназначением. Естественно, что эффективность применения военной силы напрямую зависит, в частности, от соблюдения режима военной тайны, антитеррористической защищенности военных объектов, своевременного сбора личного состава. Поэтому вполне логично, что в период приведения воинских формирований в высшие степени боевой готовности, в том числе в период проведения учений и тренировок, пропускной режим любого воинского формирования может быть еще более ужесточен по сравнению с режимом повседневной деятельности мирного времени. Однако усиление пропускного режима - мера временная и осуществляемая в сторону его ужесточения по сравнению с функционированием доступа личного состава на территорию и с территории военных объектов в мирных повседневных условиях.
Статья: Генезис института административного принуждения в России
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В годы Великой Отечественной войны появились новые вызовы и угрозы, в связи с чем вектор института административного принуждения сместился в сторону мер, обеспечивающих государственную и военную тайну и предупреждающих утечку информации, пресечение распространения антисоветских, клеветнических, провокационных сообщений, подрывающих обороноспособность и безопасность страны. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О военном положении" <14>, в соответствии с которым военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей; производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий, так и у отдельных граждан и др.
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В годы Великой Отечественной войны появились новые вызовы и угрозы, в связи с чем вектор института административного принуждения сместился в сторону мер, обеспечивающих государственную и военную тайну и предупреждающих утечку информации, пресечение распространения антисоветских, клеветнических, провокационных сообщений, подрывающих обороноспособность и безопасность страны. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О военном положении" <14>, в соответствии с которым военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей; производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий, так и у отдельных граждан и др.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Государственную тайну составляют:
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Государственную тайну составляют:
Статья: Анализ компенсационных положений института секретных изобретений в зарубежном законодательстве
(Панков Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)В 2016 году агентство Bloomberg в своей статье "Поздравляем, ваш гениальный патент теперь военная тайна" опубликовало несколько историй про потерю прав изобретателей по причине секретности, увенчав ее достаточно провокационной иллюстрацией Стефа Дэвидсона [27].
(Панков Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)В 2016 году агентство Bloomberg в своей статье "Поздравляем, ваш гениальный патент теперь военная тайна" опубликовало несколько историй про потерю прав изобретателей по причине секретности, увенчав ее достаточно провокационной иллюстрацией Стефа Дэвидсона [27].
Ситуация: Каковы основания и порядок увольнения с военной службы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При увольнении с военной службы военнослужащему по контракту выплачивается единовременное пособие, за исключением некоторых случаев, в частности увольнения в связи с лишением воинского звания, невыполнением условий контракта, отказом в допуске к государственной тайне и т.д. Если общая продолжительность военной службы военнослужащего составляет менее 20 лет, единовременное пособие выплачивается в размере двух окладов денежного содержания, а если общая продолжительность военной службы военнослужащего составляет 20 лет и более, - в размере семи окладов денежного содержания (ч. 3, 4 ст. 3 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При увольнении с военной службы военнослужащему по контракту выплачивается единовременное пособие, за исключением некоторых случаев, в частности увольнения в связи с лишением воинского звания, невыполнением условий контракта, отказом в допуске к государственной тайне и т.д. Если общая продолжительность военной службы военнослужащего составляет менее 20 лет, единовременное пособие выплачивается в размере двух окладов денежного содержания, а если общая продолжительность военной службы военнослужащего составляет 20 лет и более, - в размере семи окладов денежного содержания (ч. 3, 4 ст. 3 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
Статья: Нормативные и социальные основания кодификации информационного законодательства Российской Федерации
(Дейнеко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Утверждение Стратегии-23 обострило дискуссию об оптимальном варианте возможной кодификации законодательства о связи и шире - информационного законодательства. Несмотря на впечатляющие темпы цифровизации значительной части социальных процессов, существенная часть отношений, связанных с оборотом информации, по-прежнему происходит вне киберпространства, т.е. имеет нецифровой характер. К ним относятся отношения, связанные с информацией ограниченного доступа (государственной и военной тайной, отдельными случаями коммерческой тайны и пр.), архивным делом, деятельностью "офлайновых" библиотек, средств массовой информации и многим другим. Т.А. Полякова и Н.А. Троян, исследуя актуальные проблемы систематизации информационного законодательства, обращают внимание на достаточно большое количество нерешенных вопросов и в указанных сферах <10>. Кроме того, некоторые виды отношений, например те из них, которые связаны с оборотом персональных данных, могут происходить как в киберпространстве, так и вне его, следовательно, кодификация регулирования лишь части таких отношений создаст предпосылки для возникновения новых правовых проблем.
(Дейнеко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Утверждение Стратегии-23 обострило дискуссию об оптимальном варианте возможной кодификации законодательства о связи и шире - информационного законодательства. Несмотря на впечатляющие темпы цифровизации значительной части социальных процессов, существенная часть отношений, связанных с оборотом информации, по-прежнему происходит вне киберпространства, т.е. имеет нецифровой характер. К ним относятся отношения, связанные с информацией ограниченного доступа (государственной и военной тайной, отдельными случаями коммерческой тайны и пр.), архивным делом, деятельностью "офлайновых" библиотек, средств массовой информации и многим другим. Т.А. Полякова и Н.А. Троян, исследуя актуальные проблемы систематизации информационного законодательства, обращают внимание на достаточно большое количество нерешенных вопросов и в указанных сферах <10>. Кроме того, некоторые виды отношений, например те из них, которые связаны с оборотом персональных данных, могут происходить как в киберпространстве, так и вне его, следовательно, кодификация регулирования лишь части таких отношений создаст предпосылки для возникновения новых правовых проблем.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Проблемы обеспечения информационной безопасности существовали и ранее, не имея современного наименования и содержания и зачастую ограничиваясь военной тайной. Время, новые технологии, вызовы и угрозы меняют приоритеты, требования к информационной безопасности, что предполагает адекватное реагирование. Более того, меняется и объем, и состав информационной безопасности. При этом содержательно информационная безопасность одной группы субъектов может частично не совпадать с информационной безопасностью другой группы субъектов. Неслучайно в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации речь идет о сбалансированных интересах личности, общества и государства в информационной сфере. Безопасность может различаться и внутри одной группы субъектов. Например, информационная безопасность личности взрослого человека содержательно не совпадает с информационной безопасностью детей и подростков <12>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Проблемы обеспечения информационной безопасности существовали и ранее, не имея современного наименования и содержания и зачастую ограничиваясь военной тайной. Время, новые технологии, вызовы и угрозы меняют приоритеты, требования к информационной безопасности, что предполагает адекватное реагирование. Более того, меняется и объем, и состав информационной безопасности. При этом содержательно информационная безопасность одной группы субъектов может частично не совпадать с информационной безопасностью другой группы субъектов. Неслучайно в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации речь идет о сбалансированных интересах личности, общества и государства в информационной сфере. Безопасность может различаться и внутри одной группы субъектов. Например, информационная безопасность личности взрослого человека содержательно не совпадает с информационной безопасностью детей и подростков <12>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В силу п. 53 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, сведения, раскрывающие показатели государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в части вооружения, военной, специальной техники, продукции оборонного назначения, а также производственных мощностей по их выпуску, сведения о кооперационных связях предприятий, о разработчиках или изготовителях вооружения, военной техники, другой продукции, используемой для нужд обороны, если эти сведения раскрывают данные о производственных мощностях по их выпуску и (или) основные тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, отнесены к государственной тайне.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В силу п. 53 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, сведения, раскрывающие показатели государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в части вооружения, военной, специальной техники, продукции оборонного назначения, а также производственных мощностей по их выпуску, сведения о кооперационных связях предприятий, о разработчиках или изготовителях вооружения, военной техники, другой продукции, используемой для нужд обороны, если эти сведения раскрывают данные о производственных мощностях по их выпуску и (или) основные тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, отнесены к государственной тайне.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)По первому критерию исключения касаются требований, посредством которых регулируются отношения в сфере государственной тайны; в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности, оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; в сфере действия налогового и бюджетного законодательства, таможенного законодательства и законодательства о контрактной системе; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны важных государственных объектов.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)По первому критерию исключения касаются требований, посредством которых регулируются отношения в сфере государственной тайны; в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности, оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; в сфере действия налогового и бюджетного законодательства, таможенного законодательства и законодательства о контрактной системе; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны важных государственных объектов.
Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Например, ежемесячные надбавки за выслугу лет, за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия военной службы, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за особые достижения в службе (ч. 2, 12 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Например, ежемесячные надбавки за выслугу лет, за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия военной службы, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за особые достижения в службе (ч. 2, 12 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 7 комментируемой статьи установлен специальный порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, указанными в п. 5 ч. 4 данной статьи, то есть годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне: такая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется указанными организациями в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 данной статьи для представления обязательного экземпляра отчетности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <213>, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <214>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 7 комментируемой статьи установлен специальный порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, указанными в п. 5 ч. 4 данной статьи, то есть годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне: такая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется указанными организациями в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 данной статьи для представления обязательного экземпляра отчетности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <213>, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <214>.