Водопровод движимое или недвижимое имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Водопровод движимое или недвижимое имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении объектов основных средств - систем вентиляции и кондиционирования (СВИК), признанных обществом движимым имуществом, в действительности обладающих признаками недвижимости. Сославшись на письмо Минфина России от 16.10.2012 N 07-02-06/247, налоговый орган приравнял СВИК к недвижимому имуществу, а именно к системам коммуникаций внутри зданий (теплотрасса, газопровод, водопровод, канализация и т.д.), также отметив, что СВИК смонтированы в рамках реконструкции зданий, до реконструкции учитывались в составе здания, что свидетельствует о невозможности отделения СВИК без нарушения их целостности и целостности зданий. Налогоплательщик квалифицировал СВИК как движимое имущество, поскольку указанные объекты: не имеют прочной связи с землей; в соответствии с классификатором основных фондов относятся к категории "Оборудование"; приняты на учет ранее срока окончания реконструкции зданий, в которых монтировались; по своей конструкции предусматривают возможность перемещения. Суд признал неправомерным доначисление налога на имущество, поскольку спорное имущество обеспечивает эксплуатацию оборудования, а не функционирование зданий, соответственно, оно не может являться частью зданий, в пределах которых оно находится. Суд также отметил, что при квалификации СВИК как относящихся к движимому или недвижимому имуществу общество правомерно учитывало нормы Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (далее - ОКОФ). СВИК общества в соответствии с ОКОФ не относятся к зданиям и сооружениям, в том числе не относятся к коммуникациям зданий, формируя самостоятельную группу основных средств. Суд также принял во внимание, что сроки полезного использования спорных СВИК (91 месяц) и зданий установок, к которым их относит налоговый орган (от 181 до 1000 месяцев), существенно различаются.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении объектов основных средств - систем вентиляции и кондиционирования (СВИК), признанных обществом движимым имуществом, в действительности обладающих признаками недвижимости. Сославшись на письмо Минфина России от 16.10.2012 N 07-02-06/247, налоговый орган приравнял СВИК к недвижимому имуществу, а именно к системам коммуникаций внутри зданий (теплотрасса, газопровод, водопровод, канализация и т.д.), также отметив, что СВИК смонтированы в рамках реконструкции зданий, до реконструкции учитывались в составе здания, что свидетельствует о невозможности отделения СВИК без нарушения их целостности и целостности зданий. Налогоплательщик квалифицировал СВИК как движимое имущество, поскольку указанные объекты: не имеют прочной связи с землей; в соответствии с классификатором основных фондов относятся к категории "Оборудование"; приняты на учет ранее срока окончания реконструкции зданий, в которых монтировались; по своей конструкции предусматривают возможность перемещения. Суд признал неправомерным доначисление налога на имущество, поскольку спорное имущество обеспечивает эксплуатацию оборудования, а не функционирование зданий, соответственно, оно не может являться частью зданий, в пределах которых оно находится. Суд также отметил, что при квалификации СВИК как относящихся к движимому или недвижимому имуществу общество правомерно учитывало нормы Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (далее - ОКОФ). СВИК общества в соответствии с ОКОФ не относятся к зданиям и сооружениям, в том числе не относятся к коммуникациям зданий, формируя самостоятельную группу основных средств. Суд также принял во внимание, что сроки полезного использования спорных СВИК (91 месяц) и зданий установок, к которым их относит налоговый орган (от 181 до 1000 месяцев), существенно различаются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема отнесения в учете сооружений к движимому и/или недвижимому имуществу
(Чанкселиани Л.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 11)Проблема особо актуальна для основных средств, которые согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008) относятся к коду 220 "Сооружения", например различного рода коммунальные сети (канализационные, водопроводные и т.д.). Относительно каждого подобного объекта разрешение вопроса о его отнесении к движимому или недвижимому имуществу осуществляется строго конкретно с учетом объективных технических характеристик, которые определяют наличие или отсутствие возможности перемещения рассматриваемых объектов без причинения ущерба для их назначения. Данный вопрос относится к ведению суда, который должен его разрешить на основании всех имеющихся в гражданском или ином деле документов.
(Чанкселиани Л.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 11)Проблема особо актуальна для основных средств, которые согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008) относятся к коду 220 "Сооружения", например различного рода коммунальные сети (канализационные, водопроводные и т.д.). Относительно каждого подобного объекта разрешение вопроса о его отнесении к движимому или недвижимому имуществу осуществляется строго конкретно с учетом объективных технических характеристик, которые определяют наличие или отсутствие возможности перемещения рассматриваемых объектов без причинения ущерба для их назначения. Данный вопрос относится к ведению суда, который должен его разрешить на основании всех имеющихся в гражданском или ином деле документов.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Отказывая администрации в удовлетворении заявления об обязании конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность муниципального образования имущество должника, суд первой инстанции в рамках дела N А56-26394/2005 пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что выставленные на торги объекты представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения и водоснабжения, то есть входят в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, материалы дела не содержат. На торги выставлено движимое имущество и ряд объектов недвижимого имущества, каждый из которых имеет самостоятельный кадастровый учет. Доказательств того, что истребуемое у конкурсного управляющего имущество поставлено на кадастровый учет в составе единого линейного объекта, в материалы дела также не представлено.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Отказывая администрации в удовлетворении заявления об обязании конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность муниципального образования имущество должника, суд первой инстанции в рамках дела N А56-26394/2005 пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что выставленные на торги объекты представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения и водоснабжения, то есть входят в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, материалы дела не содержат. На торги выставлено движимое имущество и ряд объектов недвижимого имущества, каждый из которых имеет самостоятельный кадастровый учет. Доказательств того, что истребуемое у конкурсного управляющего имущество поставлено на кадастровый учет в составе единого линейного объекта, в материалы дела также не представлено.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Объект концессионного соглашения - это недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К такому имуществу относятся, например, следующие активы (подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ):
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Объект концессионного соглашения - это недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К такому имуществу относятся, например, следующие активы (подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ):
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Еще одной группой "проблемных" объектов являются гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ФЗ от 21.07.1997 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений").
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Еще одной группой "проблемных" объектов являются гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ФЗ от 21.07.1997 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений").
Готовое решение: Бухгалтерский и налоговый учет в садоводческих некоммерческих товариществах
(КонсультантПлюс, 2025)Учет основных средств, поступающих в СНТ, в том числе имущества, предназначенного для использования исключительно для удовлетворения потребностей садоводов (для прохода, проезда, снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, охраны, сбора твердых коммунальных отходов и т.п.), ведите в общем порядке с начислением по ним амортизации. При этом организации, как и другим НКО, на наш взгляд, следует самостоятельно принять решение, будет ли она формировать фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества при приобретении ОС.
(КонсультантПлюс, 2025)Учет основных средств, поступающих в СНТ, в том числе имущества, предназначенного для использования исключительно для удовлетворения потребностей садоводов (для прохода, проезда, снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, охраны, сбора твердых коммунальных отходов и т.п.), ведите в общем порядке с начислением по ним амортизации. При этом организации, как и другим НКО, на наш взгляд, следует самостоятельно принять решение, будет ли она формировать фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества при приобретении ОС.
Статья: Понятие, принципы и способы защиты соседского права
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)2. Соседское право регулирует отношения по пользованию, как правило, недвижимым имуществом (это, например, земельные участки, жилые и нежилые помещения, машино-места и т.д.). Однако П.С. Федосеев и М.А. Шматов совершенно справедливо отмечают, что объектом соседских прав может быть и движимое имущество, например придомовые дороги, водопроводные или иные коммуникации <12>.
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)2. Соседское право регулирует отношения по пользованию, как правило, недвижимым имуществом (это, например, земельные участки, жилые и нежилые помещения, машино-места и т.д.). Однако П.С. Федосеев и М.А. Шматов совершенно справедливо отмечают, что объектом соседских прав может быть и движимое имущество, например придомовые дороги, водопроводные или иные коммуникации <12>.
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Если казенное предприятие продает движимое и недвижимое имущество арендатору - субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если казенное предприятие продает движимое и недвижимое имущество арендатору - субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Скважина - движимое или недвижимое имущество?
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Скважина - движимое или недвижимое имущество?
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственник имущества вправе передать учреждению или казенному предприятию любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственник имущества вправе передать учреждению или казенному предприятию любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое.
Вопрос: О налоге на имущество организаций и налоге на имущество физлиц в отношении газопровода, проложенного в СНТ и оплаченного за счет членских взносов участников товарищества.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности СНТ, относятся к имуществу общего пользования.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-05-06-01/126903)В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности СНТ, относятся к имуществу общего пользования.
Статья: Имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, ст. 19.1 Закона о предприятиях установлены особенности отчуждения источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, ст. 19.1 Закона о предприятиях установлены особенности отчуждения источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями.
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.