Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внутренний финансовый аудит
(КонсультантПлюс, 2025)1. Материалы внутреннего финаудита как доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)1. Материалы внутреннего финаудита как доказательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<26> Приказ Казначейства России от 13.02.2020 N 8н "О признании утратившим силу Приказа Федерального казначейства от 23.06.2017 N 16н "Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2020 N 57785).
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<26> Приказ Казначейства России от 13.02.2020 N 8н "О признании утратившим силу Приказа Федерального казначейства от 23.06.2017 N 16н "Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2020 N 57785).
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)6. Петров А.М., Шнайдер В.В., Гаврилов Д.В. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит - инструменты устранения финансовых нарушений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. N 4. С. 271 - 276. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-finansovyy-kontrol-i-vnutrenniy-finansovyy-audit-instrumenty-ustraneniya-finansovyh-narusheniy.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)6. Петров А.М., Шнайдер В.В., Гаврилов Д.В. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит - инструменты устранения финансовых нарушений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. N 4. С. 271 - 276. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-finansovyy-kontrol-i-vnutrenniy-finansovyy-audit-instrumenty-ustraneniya-finansovyh-narusheniy.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. В представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
(ред. от 31.07.2025)5. В представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2025 N 755
"Об утверждении карты коррупционных рисков Минэкономразвития России и мер по их минимизации"Неукоснительное соблюдение должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, порядка осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2020 г. N 862
"Об утверждении карты коррупционных рисков Минэкономразвития России и мер по их минимизации"Неукоснительное соблюдение должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, порядка осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2020 г. N 862
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Отмечается стремление законодателя к терминологической упорядоченности, введению сущностных разграничений и правовой идентификации в части "контроля", "надзора", "аудита" в финансовой сфере. Все реже находит использование категория "надзор" применительно к сфере публичных финансов. В законодательстве вводится разграничение "контроля" и "аудита" применительно к органам исполнительной власти, исполнительным органам местного самоуправления по целому ряду критериев (целевому назначению, субъектному и объектному составу, нормативно-правовой основе их осуществления и проч.). Внесены соответствующие изменения в положения ст. 160.2-1 БК РФ, определяющие правовые основы внутреннего финансового аудита, и в положения разд. IX БК РФ, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль, а также приняты федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее оба вида деятельности, по замыслу законодателя, интегрируются, реализуются на единой фактологической основе, единой информационной базе, с использованием общей информационной системы. И внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, и внутренний финансовый аудит осуществляются с использованием ГИИС "Электронный бюджет".
Статья: Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- о выявленных по результатам проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушениях и недостатках. При выявлении такими органами нарушений определяются недостатки организации и осуществления внутреннего финансового контроля в целях устранения недостаточности и предупреждения нарушений.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- о выявленных по результатам проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушениях и недостатках. При выявлении такими органами нарушений определяются недостатки организации и осуществления внутреннего финансового контроля в целях устранения недостаточности и предупреждения нарушений.
Статья: Программа проведения ВФА, ее утверждение, внесение в нее изменений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)На основе поставленных целей аудиторского мероприятия определяются задачи аудиторского мероприятия, в том числе с учетом требований к заключению, установленных п. 4 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного Приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н:
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)На основе поставленных целей аудиторского мероприятия определяются задачи аудиторского мероприятия, в том числе с учетом требований к заключению, установленных п. 4 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного Приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н:
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<16> См.: Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<16> См.: Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Порядок организации и осуществления учреждениями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле (п. 3 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете). В частности, с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Порядок организации и осуществления учреждениями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле (п. 3 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете). В частности, с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Стандарт СГА 311 <2>, несмотря на очевидную проработанность системы оценки эффективности внутреннего финансового аудита, требует актуализации в части раскрытия организации внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, так как на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок реализации внутреннего финансового контроля, отменены, также не установлены требования к документационному обеспечению данного вида контроля, однако в абз. 9 п. 5.2 СГА 311 упоминаются карты внутреннего финансового контроля, формирование которых потеряло актуальность с 30 апреля 2020 г.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Стандарт СГА 311 <2>, несмотря на очевидную проработанность системы оценки эффективности внутреннего финансового аудита, требует актуализации в части раскрытия организации внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, так как на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок реализации внутреннего финансового контроля, отменены, также не установлены требования к документационному обеспечению данного вида контроля, однако в абз. 9 п. 5.2 СГА 311 упоминаются карты внутреннего финансового контроля, формирование которых потеряло актуальность с 30 апреля 2020 г.
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем финансовом контроле, осуществляемом в рамках ведомства
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Какие контрольные действия совершают при осуществлении внутреннего финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Какие контрольные действия совершают при осуществлении внутреннего финансового контроля
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<14> См.: Как организовать и осуществлять ВФА? // Финконтроль. 2020. N 3. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/411441/ (дата обращения: 23.12.2022).
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<14> См.: Как организовать и осуществлять ВФА? // Финконтроль. 2020. N 3. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/411441/ (дата обращения: 23.12.2022).
Готовое решение: Как оформляют итоги аудиторского мероприятия внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Если ГАБС (АБС) передал полномочия по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности и ее представлению централизованной бухгалтерии, субъект ВФА этого ГАБС (АБС) формирует заключение (пп. "б" п. 32 Федерального стандарта ВФА N 120н, гл. IV Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 29.11.2023 N 02-10-08/1/114704, Письма Минфина России от 25.12.2020 N 02-02-08/114094, от 03.08.2020 N 02-02-05/67647):
(КонсультантПлюс, 2025)Если ГАБС (АБС) передал полномочия по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности и ее представлению централизованной бухгалтерии, субъект ВФА этого ГАБС (АБС) формирует заключение (пп. "б" п. 32 Федерального стандарта ВФА N 120н, гл. IV Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 29.11.2023 N 02-10-08/1/114704, Письма Минфина России от 25.12.2020 N 02-02-08/114094, от 03.08.2020 N 02-02-05/67647):
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<9> Приказ Главного контрольного управления города Москвы от 12 мая 2015 г. N 50 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (документ утратил силу с 01.01.2020 в связи с принятием Приказа Главконтроля г. Москвы от 05.12.2019 N 96).
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<9> Приказ Главного контрольного управления города Москвы от 12 мая 2015 г. N 50 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (документ утратил силу с 01.01.2020 в связи с принятием Приказа Главконтроля г. Москвы от 05.12.2019 N 96).