Внесение изменений в устав органа местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в устав органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из положений части 7 статьи 34 данного Федерального закона изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Структура органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к верному выводу о том, что Решение... изменяет структуру органов местного самоуправлении... городского округа, поэтому требует внесения изменений в Устав.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к верному выводу о том, что Решение... изменяет структуру органов местного самоуправлении... городского округа, поэтому требует внесения изменений в Устав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Законодательство оставляет на усмотрение представительного органа весьма ограниченный выбор вариантов структуры и порядка формирования органов местного самоуправления <7>. В связи с чем изменения, вносимые в устав, также в основном дублируют изменения федерального законодательства. Указанная особенность стала причиной однотипности уставов муниципальных образований не только в границах одного субъекта РФ, но в пределах государства в целом.
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Законодательство оставляет на усмотрение представительного органа весьма ограниченный выбор вариантов структуры и порядка формирования органов местного самоуправления <7>. В связи с чем изменения, вносимые в устав, также в основном дублируют изменения федерального законодательства. Указанная особенность стала причиной однотипности уставов муниципальных образований не только в границах одного субъекта РФ, но в пределах государства в целом.
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Механизм перераспределения государственных и муниципальных полномочий имеет свою предысторию. Перераспределение государственных полномочий органам местного самоуправления вряд ли чем-то принципиально должно отличаться от процедуры их наделения отдельными государственными полномочиями. Предметом более острых дискуссий был вопрос о перераспределении полномочий органов местного самоуправления в пользу государственных органов. Еще в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" Конституционный Суд РФ обосновал запрет передачи органами местного самоуправления каких-либо собственных полномочий органам государственной власти <11>. Но уже в Законе N 131-ФЗ появляется механизм такого перераспределения полномочий, связанный либо со стихийными бедствиями, катастрофами и т.п., при которых не могут функционировать органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 75 Закона N 131-ФЗ), либо со случаями нарушения ими финансовых (бюджетных) обязательств (ч. 2 и 3 ст. 75). Положения о перераспределении муниципальных полномочий в пользу государственных органов субъектов РФ, предусмотренные ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ, внесенные Законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), обусловлены уже целесообразностью и интересами субъекта РФ <12>.
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Механизм перераспределения государственных и муниципальных полномочий имеет свою предысторию. Перераспределение государственных полномочий органам местного самоуправления вряд ли чем-то принципиально должно отличаться от процедуры их наделения отдельными государственными полномочиями. Предметом более острых дискуссий был вопрос о перераспределении полномочий органов местного самоуправления в пользу государственных органов. Еще в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" Конституционный Суд РФ обосновал запрет передачи органами местного самоуправления каких-либо собственных полномочий органам государственной власти <11>. Но уже в Законе N 131-ФЗ появляется механизм такого перераспределения полномочий, связанный либо со стихийными бедствиями, катастрофами и т.п., при которых не могут функционировать органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 75 Закона N 131-ФЗ), либо со случаями нарушения ими финансовых (бюджетных) обязательств (ч. 2 и 3 ст. 75). Положения о перераспределении муниципальных полномочий в пользу государственных органов субъектов РФ, предусмотренные ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ, внесенные Законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), обусловлены уже целесообразностью и интересами субъекта РФ <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.
Статья: Ответственное нормотворчество - обязательный элемент муниципальной службы
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)- типовые уставы муниципальных образований также разработаны, согласованы с Правительством и прокуратурой Ростовской области, размещены на сайте Главного управления, и регулярно в них вносятся изменения;
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)- типовые уставы муниципальных образований также разработаны, согласованы с Правительством и прокуратурой Ростовской области, размещены на сайте Главного управления, и регулярно в них вносятся изменения;
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, по принадлежности полномочий определенным органам различаются исключительные и общие полномочия. Исключительные полномочия могут закрепляться уставом только за собранием или конференцией и, соответственно, ими осуществляться, например внесение изменений и дополнений в устав ТОС, обсуждение и одобрение инициативного проекта. Общие полномочия могут закрепляться уставом за различными органами ТОС, например, направление инициативного проекта в орган местного самоуправления может закрепляться как за коллегиальным, так и за единоличным органом ТОС.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, по принадлежности полномочий определенным органам различаются исключительные и общие полномочия. Исключительные полномочия могут закрепляться уставом только за собранием или конференцией и, соответственно, ими осуществляться, например внесение изменений и дополнений в устав ТОС, обсуждение и одобрение инициативного проекта. Общие полномочия могут закрепляться уставом за различными органами ТОС, например, направление инициативного проекта в орган местного самоуправления может закрепляться как за коллегиальным, так и за единоличным органом ТОС.
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Еще одним существенным следствием исключения муниципальной избирательной комиссии из структуры органов местного самоуправления явилась утрата весьма важного иммунитета. В силу абзаца второго ч. 8 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ любые изменения структуры органов местного самоуправления становятся действительными только после завершения срока полномочий представительного органа, внесшего соответствующие изменения в устав муниципального образования. Это служит гарантией защиты от колебаний местной предвыборной политической конъюнктуры <16>. Избирательная комиссия муниципального образования, исключенная из структуры органов местного самоуправления, осталась беззащитной перед этими воздействиями, что стало одним из условий возникновения проблем в функционировании этого элемента российской избирательной системы.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Еще одним существенным следствием исключения муниципальной избирательной комиссии из структуры органов местного самоуправления явилась утрата весьма важного иммунитета. В силу абзаца второго ч. 8 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ любые изменения структуры органов местного самоуправления становятся действительными только после завершения срока полномочий представительного органа, внесшего соответствующие изменения в устав муниципального образования. Это служит гарантией защиты от колебаний местной предвыборной политической конъюнктуры <16>. Избирательная комиссия муниципального образования, исключенная из структуры органов местного самоуправления, осталась беззащитной перед этими воздействиями, что стало одним из условий возникновения проблем в функционировании этого элемента российской избирательной системы.
Статья: Внесение изменений в устав акционерного общества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Есть также случаи, когда основанием внесения изменений в устав АО будет служить не решение акционеров. Например, при слиянии общества с другой компанией основанием для изменения устава будет в том числе договор о слиянии (п. 6 ст. 12 Закона об АО), в случае наличия "золотой акции" основанием для изменений послужит решение органа власти (Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) (п. 4 ст. 12 Закона об АО).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Есть также случаи, когда основанием внесения изменений в устав АО будет служить не решение акционеров. Например, при слиянии общества с другой компанией основанием для изменения устава будет в том числе договор о слиянии (п. 6 ст. 12 Закона об АО), в случае наличия "золотой акции" основанием для изменений послужит решение органа власти (Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) (п. 4 ст. 12 Закона об АО).
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- изменение в устав АО об использовании "золотой акции" вносится исключительно на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без проведения общего собрания акционеров (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- изменение в устав АО об использовании "золотой акции" вносится исключительно на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без проведения общего собрания акционеров (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 4 ст. 12 "Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции" Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие России, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 4 ст. 12 "Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции" Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие России, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется также ведомственный контроль (надзор) в рамках полномочий соответствующих государственных контрольных (надзорных) органов. Такой контроль (надзор), например, осуществляется за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья <1>, за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <2>. Территориальные органы Минюста России осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований, проверяя при этом их соответствие федеральному и региональному законодательству, включая и процедуру принятия, внесения изменений. Общее положение об осуществлении государственного контроля (надзора) за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закреплено в ч. 2 ст. 77 Закона N 131-ФЗ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется также ведомственный контроль (надзор) в рамках полномочий соответствующих государственных контрольных (надзорных) органов. Такой контроль (надзор), например, осуществляется за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья <1>, за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <2>. Территориальные органы Минюста России осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований, проверяя при этом их соответствие федеральному и региональному законодательству, включая и процедуру принятия, внесения изменений. Общее положение об осуществлении государственного контроля (надзора) за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закреплено в ч. 2 ст. 77 Закона N 131-ФЗ.
Статья: Принципы публичной власти Российской Федерации
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)8. Принцип самостоятельности местного самоуправления. Понимание публичной власти невозможно без признания и соблюдения принципа самостоятельности местного самоуправления, основанного на конституционной норме о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. При функционировании публичной власти местное самоуправление сохраняет свою организационную обособленность. В ч. 4 ст. 6 Закона N 414-ФЗ закрепляются "иммунитетные" полномочия органов местного самоуправления, которые не могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации: управление муниципальным имуществом; утверждение устава муниципального образования, внесение в него изменений; формирование и исполнение местного бюджета. Кроме того, стоит отметить, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается законопроект N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой публичной власти", в ч. 1 ст. 4 которого перечислены принципы правового регулирования местного самоуправления, к которому относится самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий <9>. Все это позволяет провозглашать и соблюдать организационную обособленность местного самоуправления, одновременно включая его по функциональному признаку и обладанию силой принуждения в единую систему публичной власти.
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)8. Принцип самостоятельности местного самоуправления. Понимание публичной власти невозможно без признания и соблюдения принципа самостоятельности местного самоуправления, основанного на конституционной норме о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. При функционировании публичной власти местное самоуправление сохраняет свою организационную обособленность. В ч. 4 ст. 6 Закона N 414-ФЗ закрепляются "иммунитетные" полномочия органов местного самоуправления, которые не могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации: управление муниципальным имуществом; утверждение устава муниципального образования, внесение в него изменений; формирование и исполнение местного бюджета. Кроме того, стоит отметить, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается законопроект N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой публичной власти", в ч. 1 ст. 4 которого перечислены принципы правового регулирования местного самоуправления, к которому относится самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий <9>. Все это позволяет провозглашать и соблюдать организационную обособленность местного самоуправления, одновременно включая его по функциональному признаку и обладанию силой принуждения в единую систему публичной власти.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такая схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Ее утверждение или внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такая схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Ее утверждение или внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.