Внесение изменений в КоАП в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в КоАП в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 N 16-3486/2023 (УИД 16RS0027-01-2021-001893-41)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу.
Решение: Производство по делу прекращено.Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года) (раздел VI, вопрос 22), положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу.
Решение: Производство по делу прекращено.Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года) (раздел VI, вопрос 22), положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)"Административное право и процесс", 2021, N 10
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)"Административное право и процесс", 2021, N 10
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<13> См.: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть 1). Ст. 2029.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<13> См.: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть 1). Ст. 2029.
Нормативные акты
<Информация> ГД ФС РФ
"Позиция Комитета по применению новой статьи 20.6.1 КоАП РФ и по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"Экстраординарная ситуация, сложившаяся в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызвала необходимость принятия экстраординарных и срочных мер, в том числе связанных с внесением изменений в действующее законодательство. В связи с этим в ускоренном порядке был рассмотрен, принят и введен в действие Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
"Позиция Комитета по применению новой статьи 20.6.1 КоАП РФ и по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"Экстраординарная ситуация, сложившаяся в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызвала необходимость принятия экстраординарных и срочных мер, в том числе связанных с внесением изменений в действующее законодательство. В связи с этим в ускоренном порядке был рассмотрен, принят и введен в действие Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Можно констатировать, что расширение круга лиц, реализующих полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, обусловлено правотворческой деятельностью Федерального Собрания, Правительства РФ, а также правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, связанной с принятием правовых актов нормативного и распорядительного характера, устанавливающих перечень соответствующих субъектов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Однако следует учитывать, что на уровне субъектов Российской Федерации в законы, устанавливающие административную ответственность, стали вносить изменения в части составов административных правонарушений, устанавливающих административные наказания за нарушение требований, направленных на борьбу с распространением пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Можно констатировать, что расширение круга лиц, реализующих полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, обусловлено правотворческой деятельностью Федерального Собрания, Правительства РФ, а также правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, связанной с принятием правовых актов нормативного и распорядительного характера, устанавливающих перечень соответствующих субъектов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Однако следует учитывать, что на уровне субъектов Российской Федерации в законы, устанавливающие административную ответственность, стали вносить изменения в части составов административных правонарушений, устанавливающих административные наказания за нарушение требований, направленных на борьбу с распространением пандемии коронавируса.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Упоминавшийся ранее в статье проект федерального закона N 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предполагает в том числе и изменения в части ответственности за исполнение обязанности по репатриации валюты, однако он направлен лишь на снижение штрафных санкций в определенных случаях, но не снимает проблему с конкретизацией того, как эту обязанность резиденты должны исполнять в сегодняшних условиях <38>. Чтобы если и не решить проблему полностью, то хотя бы снизить возможные риски для резидентов - участников ВЭД, нам представляется необходимым уточнение формулировки о данной обязанности непосредственно в ст. 19 Закона N 173-ФЗ и (или) в ст. 15.25 КоАП РФ. При этом подобные изменения - дело долгое, даже если такой проект появится, а на данный момент целесообразно было бы хотя бы какое-то формулирование своей позиции по данному вопросу со стороны Минфина России и органов валютного контроля.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Упоминавшийся ранее в статье проект федерального закона N 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предполагает в том числе и изменения в части ответственности за исполнение обязанности по репатриации валюты, однако он направлен лишь на снижение штрафных санкций в определенных случаях, но не снимает проблему с конкретизацией того, как эту обязанность резиденты должны исполнять в сегодняшних условиях <38>. Чтобы если и не решить проблему полностью, то хотя бы снизить возможные риски для резидентов - участников ВЭД, нам представляется необходимым уточнение формулировки о данной обязанности непосредственно в ст. 19 Закона N 173-ФЗ и (или) в ст. 15.25 КоАП РФ. При этом подобные изменения - дело долгое, даже если такой проект появится, а на данный момент целесообразно было бы хотя бы какое-то формулирование своей позиции по данному вопросу со стороны Минфина России и органов валютного контроля.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)260. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)260. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Статья: Общественно значимая информация: проблемы терминологии в российском законодательстве
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)<7> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2019. 20 марта.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)<7> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2019. 20 марта.
Статья: Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Следует учитывать, что некоторые актуальные в контексте настоящего исследования составы административных правонарушений введены <3> в КоАП весной 2020 г. в рамках оперативно принятых мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции и связанных с ней негативных факторов.
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Следует учитывать, что некоторые актуальные в контексте настоящего исследования составы административных правонарушений введены <3> в КоАП весной 2020 г. в рамках оперативно принятых мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции и связанных с ней негативных факторов.
Статья: Административная ответственность организаций за подкуп должностных лиц: правоприменительный аспект
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)<32> Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)<32> Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор.
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Законодательные органы государственной власти субъектов РФ, незамедлительно отреагировав на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, внесли изменения в законы субъектов РФ об административных правонарушениях, предусматривающие новые составы правонарушений и строгую юридическую ответственность за нарушение режима повышенной готовности.
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Законодательные органы государственной власти субъектов РФ, незамедлительно отреагировав на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, внесли изменения в законы субъектов РФ об административных правонарушениях, предусматривающие новые составы правонарушений и строгую юридическую ответственность за нарушение режима повышенной готовности.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)2. В целях совершенствования действующего административного и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо: внести изменения в ст. 6.3 КоАП и исключить термин "гигиенические нормативы", поскольку он охватывается общим термином "санитарные правила"; определить юридические свойства рекомендаций Роспотребнадзора и унифицировать судебную практику по вопросу их исполнения.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)2. В целях совершенствования действующего административного и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо: внести изменения в ст. 6.3 КоАП и исключить термин "гигиенические нормативы", поскольку он охватывается общим термином "санитарные правила"; определить юридические свойства рекомендаций Роспотребнадзора и унифицировать судебную практику по вопросу их исполнения.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).