Внесение изменений в акт камеральной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в акт камеральной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Камеральная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)...Письмом... таможенный орган сообщил, что действующим законодательством (части 10 - 14 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 289-ФЗ) направление копии акта таможенному представителю и право таможенного представителя знакомиться с материалами таможенной проверки не предусмотрено, а также указал, что акт камеральной таможенной проверки... направлен проверяемому лицу - ООО... в связи с чем общество может обратиться к нему для получения его копии.
(КонсультантПлюс, 2025)...Письмом... таможенный орган сообщил, что действующим законодательством (части 10 - 14 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 289-ФЗ) направление копии акта таможенному представителю и право таможенного представителя знакомиться с материалами таможенной проверки не предусмотрено, а также указал, что акт камеральной таможенной проверки... направлен проверяемому лицу - ООО... в связи с чем общество может обратиться к нему для получения его копии.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 N 06АП-2054/2024 по делу N А73-135/2024
Требование: О признании незаконными решений о внесении изменений в таможенные декларации и уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, обязании таможни возвратить незаконно взысканные денежные средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно положениям части 24 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением в настоящем случае является 16.10.2023, поэтому применительно к положениям пункта 1 части 29 этого закона решения в сфере таможенного дела не должны были быть приняты ранее указанной даты, в связи с чем, доводы общества в данной части, признаны судом обоснованными - оспариваемые решения от 05.10.2023, от 06.10.2023, от 10.10.2023, от 11.10.2023 о внесении изменений в ДТ фактически приняты таможенным органом преждевременно, что, вместе с тем, не может являться основанием для отмены оспариваемых решений, так как фактически ООО "Компания Феникс" была предоставлена возможность представить возражения на акт камеральной таможенной проверки, которой, в сроки, обозначенные в статье 237 Федерального закона N 289-ФЗ, последнее не воспользовалось.
Требование: О признании незаконными решений о внесении изменений в таможенные декларации и уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, обязании таможни возвратить незаконно взысканные денежные средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно положениям части 24 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением в настоящем случае является 16.10.2023, поэтому применительно к положениям пункта 1 части 29 этого закона решения в сфере таможенного дела не должны были быть приняты ранее указанной даты, в связи с чем, доводы общества в данной части, признаны судом обоснованными - оспариваемые решения от 05.10.2023, от 06.10.2023, от 10.10.2023, от 11.10.2023 о внесении изменений в ДТ фактически приняты таможенным органом преждевременно, что, вместе с тем, не может являться основанием для отмены оспариваемых решений, так как фактически ООО "Компания Феникс" была предоставлена возможность представить возражения на акт камеральной таможенной проверки, которой, в сроки, обозначенные в статье 237 Федерального закона N 289-ФЗ, последнее не воспользовалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам5.2. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки установлены ст. 335 ТК ЕАЭС, ст. 230 - 234 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основные проблемы правоприменительной практики, возникающие в процессе таможенной проверки были решены в ТК ЕАЭС, в частности, установлен срок камеральной таможенной проверки (90 дней), обязанность таможенного органа уведомить проверяемое лицо о начале проверки в отношении его и т.д.
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки установлены ст. 335 ТК ЕАЭС, ст. 230 - 234 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основные проблемы правоприменительной практики, возникающие в процессе таможенной проверки были решены в ТК ЕАЭС, в частности, установлен срок камеральной таможенной проверки (90 дней), обязанность таможенного органа уведомить проверяемое лицо о начале проверки в отношении его и т.д.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.04.2023 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Челябинской таможни, изложенного в письме от 30 июня 2021 года, в части ограничения способов ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены, а решение таможенного органа в указанной части признано незаконным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 2 статьи 235 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - равно как и таможенное законодательство Евразийского экономического союза (далее также - Союз) - не предусматривает ограничений в отношении способов ознакомления с материалами таможенной проверки.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Челябинской таможни, изложенного в письме от 30 июня 2021 года, в части ограничения способов ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены, а решение таможенного органа в указанной части признано незаконным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 2 статьи 235 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - равно как и таможенное законодательство Евразийского экономического союза (далее также - Союз) - не предусматривает ограничений в отношении способов ознакомления с материалами таможенной проверки.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
Вопрос: Кому и по каким налогам при проведении камеральной проверки могут быть направлены требования о представлении пояснений об имуществе, по которому применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), за периоды, начавшиеся с 2023 г.?
(Консультация эксперта, 2023)За налоговый период 2022 г. и последующие периоды российская организация не должна подавать налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, если обладает только объектами налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ, ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Тем самым камеральная налоговая проверка исчисления налога по таким объектам, принадлежащим российским организациям, проводиться не может.
(Консультация эксперта, 2023)За налоговый период 2022 г. и последующие периоды российская организация не должна подавать налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, если обладает только объектами налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ, ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Тем самым камеральная налоговая проверка исчисления налога по таким объектам, принадлежащим российским организациям, проводиться не может.
Статья: Оспаривание таможенными представителями решений таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Правовым основанием для направления указанных уведомлений таможенными органами в адрес таможенных представителей является п. 4 ст. 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [1] и ч. 7 ст. 346 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2], устанавливающие солидарную обязанность таможенного представителя и декларанта по уплате таможенных платежей.
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Правовым основанием для направления указанных уведомлений таможенными органами в адрес таможенных представителей является п. 4 ст. 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [1] и ч. 7 ст. 346 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2], устанавливающие солидарную обязанность таможенного представителя и декларанта по уплате таможенных платежей.
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В работе С.А. Сосновского и В.В. Григорьева [4] рассматривается отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, изучается первый опыт и выявляются первые проблемы, связанные с этим. Нелишним будет напомнить, что с 2021 года снизилась административная нагрузка на организации - для них отменяется <1> обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие периоды. У этой инициативы ФНС России есть два уровня целей. Налогоплательщикам это позволило исключить издержки на формирование и ежегодное представление налоговой отчетности (при наличии единых источников данных о транспортных средствах, земельных участках, объектах капитального строительства) и реализовать бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот. Налоговым органам эта мера позволила исключить издержки на обработку и хранение порядка 1,3 миллиона налоговых деклараций, отказаться от низкоэффективных камеральных налоговых проверок и максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В работе С.А. Сосновского и В.В. Григорьева [4] рассматривается отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, изучается первый опыт и выявляются первые проблемы, связанные с этим. Нелишним будет напомнить, что с 2021 года снизилась административная нагрузка на организации - для них отменяется <1> обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие периоды. У этой инициативы ФНС России есть два уровня целей. Налогоплательщикам это позволило исключить издержки на формирование и ежегодное представление налоговой отчетности (при наличии единых источников данных о транспортных средствах, земельных участках, объектах капитального строительства) и реализовать бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот. Налоговым органам эта мера позволила исключить издержки на обработку и хранение порядка 1,3 миллиона налоговых деклараций, отказаться от низкоэффективных камеральных налоговых проверок и максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, с 19 октября 2020 года уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица не может быть представлено в регистрирующий орган ранее завершения таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по ее результатам решения. До 19 октября 2020 года указанные требования распространялись только на выездные таможенные проверки, без учета камеральных проверок.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, с 19 октября 2020 года уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица не может быть представлено в регистрирующий орган ранее завершения таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по ее результатам решения. До 19 октября 2020 года указанные требования распространялись только на выездные таможенные проверки, без учета камеральных проверок.
Статья: Актуальные вопросы осуществления камеральной налоговой проверки
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)По действующему законодательству камеральная проверка проводится в отношении всех налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком. И, как правило, она проходит незаметно для налогоплательщика, но в отдельных случаях налоговые органы вправе запросить у налогоплательщика пояснения, соответствующие документы, а также предложить внести изменения в декларации.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)По действующему законодательству камеральная проверка проводится в отношении всех налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком. И, как правило, она проходит незаметно для налогоплательщика, но в отдельных случаях налоговые органы вправе запросить у налогоплательщика пояснения, соответствующие документы, а также предложить внести изменения в декларации.
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2023 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" // Российская газета. 2023. 17 мая.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2023 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" // Российская газета. 2023. 17 мая.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если уточненная декларация представлена после составления и вручения акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ее результатам, то налоговый орган вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если уточненная декларация представлена после составления и вручения акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ее результатам, то налоговый орган вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09).
Статья: Оформление результатов налоговой проверки
(Новикова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Обратите внимание! С 1 марта 2023 года применяется обновленная форма акта. Изменения внесены Приказом ФНС России от 09.01.2023 N ЕД-7-2/1@.
(Новикова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Обратите внимание! С 1 марта 2023 года применяется обновленная форма акта. Изменения внесены Приказом ФНС России от 09.01.2023 N ЕД-7-2/1@.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Учреждения представляют бухгалтерскую отчетность учредителю или финансовому органу (по решению финансового органа публично-правового образования). Учредитель при получении бухгалтерской отчетности проводит ее камеральную проверку, необходимо убедиться в том, что представленная отчетность соответствует требованиям к ее составлению и представлению согласно положениям Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и актов субъекта консолидированной отчетности, проверяет соответствие показателей бухгалтерской отчетности контрольным соотношениям, установленным Минфином России. Результаты камеральной проверки должны быть доведены учредителем до проверяемого учреждения не позднее одного рабочего дня после их получения. Результатом проверки является установление соответствия бухгалтерской отчетности требованиям к ее составлению и представлению или выявление несоответствий таким требованиям и необходимость внесения изменений в бухгалтерскую отчетность для их устранения. В этом случае учреждение по согласованию с учредителем (финансовым органом) должно представить содержащую исправления бухгалтерскую отчетность.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Учреждения представляют бухгалтерскую отчетность учредителю или финансовому органу (по решению финансового органа публично-правового образования). Учредитель при получении бухгалтерской отчетности проводит ее камеральную проверку, необходимо убедиться в том, что представленная отчетность соответствует требованиям к ее составлению и представлению согласно положениям Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и актов субъекта консолидированной отчетности, проверяет соответствие показателей бухгалтерской отчетности контрольным соотношениям, установленным Минфином России. Результаты камеральной проверки должны быть доведены учредителем до проверяемого учреждения не позднее одного рабочего дня после их получения. Результатом проверки является установление соответствия бухгалтерской отчетности требованиям к ее составлению и представлению или выявление несоответствий таким требованиям и необходимость внесения изменений в бухгалтерскую отчетность для их устранения. В этом случае учреждение по согласованию с учредителем (финансовым органом) должно представить содержащую исправления бухгалтерскую отчетность.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.