Виртуальная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Виртуальная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговое право КНР на современном этапе и налоговые вызовы платформенной экономики
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)<46> Подробнее см.: Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. N 6. С. 139 - 140.
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)<46> Подробнее см.: Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. N 6. С. 139 - 140.
"Корыстные преступления против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: вопросы квалификации: монография"
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)<1> См., напр.: Архипов В.В. Виртуальная собственность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр // Закон. 2014. N 9. С. 69 - 90; Проничева Е.Ю., Азизова Е.А. Виртуальный мир: вызов современному налогообложению // Закон. 2014. N 9. С. 96 - 101.
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)<1> См., напр.: Архипов В.В. Виртуальная собственность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр // Закон. 2014. N 9. С. 69 - 90; Проничева Е.Ю., Азизова Е.А. Виртуальный мир: вызов современному налогообложению // Закон. 2014. N 9. С. 96 - 101.
Статья: Объекты и субъекты правоотношений в виртуальных мирах
(Чердаков О.И., Ростовщиков И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)К объектам виртуальных миров можно отнести виртуальную собственность, включающую виртуальные предметы, валюту, недвижимость, персонажей, транспортные средства и другие цифровые активы, имеющие значение для пользователей. Эдвард Кастронова в работе "Синтетические миры: бизнес и культура онлайн-игр" одним из первых исследовал экономику виртуальных миров и показал, что виртуальная собственность может иметь реальную стоимость <1>, что, в свою очередь, порождает специфические правоотношения, связанные с обеспечением ее сохранности, наследованием, дарением и иными действиями гражданско-правового характера.
(Чердаков О.И., Ростовщиков И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)К объектам виртуальных миров можно отнести виртуальную собственность, включающую виртуальные предметы, валюту, недвижимость, персонажей, транспортные средства и другие цифровые активы, имеющие значение для пользователей. Эдвард Кастронова в работе "Синтетические миры: бизнес и культура онлайн-игр" одним из первых исследовал экономику виртуальных миров и показал, что виртуальная собственность может иметь реальную стоимость <1>, что, в свою очередь, порождает специфические правоотношения, связанные с обеспечением ее сохранности, наследованием, дарением и иными действиями гражданско-правового характера.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Л. Лессиг отмечал очевидность факта, что применительно к отношениям, полностью формирующимся и реализуемым в киберпространстве, программный код является основным и решающим регулятором <1>. Однако в настоящее время все остается по-прежнему - даже в виртуальных мирах онлайновых компьютерных игр субъекты могут прибегнуть к "традиционному" праву для раздела виртуальной собственности, решения споров с администрацией (как по поводу блокировки аккаунта и других вопросов оказания услуги доступа в игру, так и по поводу несправедливого/неопределенного шанса выпадения игровых предметов и прочих исключительно программных аспектов игры). При этом в реальном мире отношения, связанные с коммуникацией, а также созданием, сбором и хранением информации, уже реализуются в основном в электронной среде и зависят от программного обеспечения. Появляется все больше ценностей, имеющих цифровое происхождение и привязанных исключительно к электронной среде (начиная от чисто информационных и личных, таких как созданный пользователями контент, их профили и достижения в социальных сетях и других сервисах, и заканчивая криптовалютами и объектами NFT-искусства <2>, ценность которых вполне измерима традиционными денежными инструментами). В итоге программный код выступает в качестве регулятора общественных отношений при соблюдении следующих условий:
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Л. Лессиг отмечал очевидность факта, что применительно к отношениям, полностью формирующимся и реализуемым в киберпространстве, программный код является основным и решающим регулятором <1>. Однако в настоящее время все остается по-прежнему - даже в виртуальных мирах онлайновых компьютерных игр субъекты могут прибегнуть к "традиционному" праву для раздела виртуальной собственности, решения споров с администрацией (как по поводу блокировки аккаунта и других вопросов оказания услуги доступа в игру, так и по поводу несправедливого/неопределенного шанса выпадения игровых предметов и прочих исключительно программных аспектов игры). При этом в реальном мире отношения, связанные с коммуникацией, а также созданием, сбором и хранением информации, уже реализуются в основном в электронной среде и зависят от программного обеспечения. Появляется все больше ценностей, имеющих цифровое происхождение и привязанных исключительно к электронной среде (начиная от чисто информационных и личных, таких как созданный пользователями контент, их профили и достижения в социальных сетях и других сервисах, и заканчивая криптовалютами и объектами NFT-искусства <2>, ценность которых вполне измерима традиционными денежными инструментами). В итоге программный код выступает в качестве регулятора общественных отношений при соблюдении следующих условий:
Статья: Цифровая собственность как новая категория частного права: критический анализ существующих подходов
(Волос А.А.)
("Закон", 2025, N 1)<6> См.: Каткова М.М., Сурьянинова П.А. Виртуальная собственность в компьютерных играх: проблемы регулирования в российском законодательстве // Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 43. N 4. С. 95.
(Волос А.А.)
("Закон", 2025, N 1)<6> См.: Каткова М.М., Сурьянинова П.А. Виртуальная собственность в компьютерных играх: проблемы регулирования в российском законодательстве // Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 43. N 4. С. 95.
Статья: Направления повышения эффективности исполнительного производства
(Назаров А.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)В частности, В.А. Максимов утверждает, что право на виртуальное имущество схоже с правом собственности, но имеет некоторые особенности. Так, при возникновении права собственности образуются сразу два вида правоотношений: между лицензиатом и третьими лицами, а также между лицензиаром и лицензиатом. Собственник виртуального актива по отношению к третьим лицам обладает полным набором полномочий собственника. Но в отношениях с издателем объем правомочий собственника ограничивается интересами издателя либо иного уполномоченного лица. Связано это с тем, что издатель обеспечивает доступ владельца к принадлежащему ему имуществу. Например, если издатель решит, что онлайн-игра или иной программный продукт должны прекратить свое существование, это будет основанием для прекращения права виртуальной собственности. При этом пользовательским соглашением могут быть предусмотрены различные ограничения для собственника виртуального имущества <19>.
(Назаров А.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)В частности, В.А. Максимов утверждает, что право на виртуальное имущество схоже с правом собственности, но имеет некоторые особенности. Так, при возникновении права собственности образуются сразу два вида правоотношений: между лицензиатом и третьими лицами, а также между лицензиаром и лицензиатом. Собственник виртуального актива по отношению к третьим лицам обладает полным набором полномочий собственника. Но в отношениях с издателем объем правомочий собственника ограничивается интересами издателя либо иного уполномоченного лица. Связано это с тем, что издатель обеспечивает доступ владельца к принадлежащему ему имуществу. Например, если издатель решит, что онлайн-игра или иной программный продукт должны прекратить свое существование, это будет основанием для прекращения права виртуальной собственности. При этом пользовательским соглашением могут быть предусмотрены различные ограничения для собственника виртуального имущества <19>.
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Термин "виртуальный" означает "возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; условный, кажущийся (виртуальная реальность)" [3; 47]. Происхождение его связано с латинским словом virtus, которое в переводе с латыни означает "потенциальный, возможный, мнимый, воображаемый", в противоположность термину realis, означающему "вещественный, действительно существующий" [65]. Такое понимание виртуальности находит отражение в трудах многих ученых. Например, Кристофер Цифрино употребляет для обозначения виртуальной собственности термин elusive, что в переводе с английского означает "неуловимый, уклончивый" [53].
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Термин "виртуальный" означает "возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; условный, кажущийся (виртуальная реальность)" [3; 47]. Происхождение его связано с латинским словом virtus, которое в переводе с латыни означает "потенциальный, возможный, мнимый, воображаемый", в противоположность термину realis, означающему "вещественный, действительно существующий" [65]. Такое понимание виртуальности находит отражение в трудах многих ученых. Например, Кристофер Цифрино употребляет для обозначения виртуальной собственности термин elusive, что в переводе с английского означает "неуловимый, уклончивый" [53].
Статья: Правовые проблемы наследования игровых аккаунтов в онлайн-играх
(Фролова Е.А.)
("Современный юрист", 2025, N 2)С появлением информационно-телекоммуникационной сети Интернет наиболее активно стали распространяться онлайн-игры. Развитие IT и индустрии компьютерных игр позволило их пользователям приобретать вещи, игровые объекты в рамках той или иной компьютерной игры, что поспособствовало появлению института виртуальной собственности. В настоящее время особенно актуальными стали вопросы наследования игровых аккаунтов в онлайн-играх, а также имущества, приобретенного при их использовании.
(Фролова Е.А.)
("Современный юрист", 2025, N 2)С появлением информационно-телекоммуникационной сети Интернет наиболее активно стали распространяться онлайн-игры. Развитие IT и индустрии компьютерных игр позволило их пользователям приобретать вещи, игровые объекты в рамках той или иной компьютерной игры, что поспособствовало появлению института виртуальной собственности. В настоящее время особенно актуальными стали вопросы наследования игровых аккаунтов в онлайн-играх, а также имущества, приобретенного при их использовании.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Следует согласиться, что с появлением современных IT-технологий были модифицированы некоторые активы и обязательства. Например, на федеральном уровне Законом N 259-ФЗ закреплены понятия цифровых финансовых активов (денежные требования, возможность использования прав по ценным бумагам и др.) и цифровой валюты. И.М. Пожарицкая, ориентируясь на проект закона о цифровых финансовых активах, отмечала, что новыми объектами учета являются "цифровая транзакция, цифровые финансовые активы, цифровая запись, право собственности в реестре трансакций, курс криптовалют, доходы и расходы при обращении/обмене цифровых финансовых активов, расчеты с операторами обмена" [24]. В практической деятельности экономические субъекты все чаще используют виртуальные права собственности, смарт-активы и смарт-контракты, связанные с блокчейн-технологиями. Однако цифровизация учетных объектов касается реальных активов и обязательств, но организованных в виртуальной форме.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Следует согласиться, что с появлением современных IT-технологий были модифицированы некоторые активы и обязательства. Например, на федеральном уровне Законом N 259-ФЗ закреплены понятия цифровых финансовых активов (денежные требования, возможность использования прав по ценным бумагам и др.) и цифровой валюты. И.М. Пожарицкая, ориентируясь на проект закона о цифровых финансовых активах, отмечала, что новыми объектами учета являются "цифровая транзакция, цифровые финансовые активы, цифровая запись, право собственности в реестре трансакций, курс криптовалют, доходы и расходы при обращении/обмене цифровых финансовых активов, расчеты с операторами обмена" [24]. В практической деятельности экономические субъекты все чаще используют виртуальные права собственности, смарт-активы и смарт-контракты, связанные с блокчейн-технологиями. Однако цифровизация учетных объектов касается реальных активов и обязательств, но организованных в виртуальной форме.
Статья: Подготовка квалифицированных кадров как важнейшее условие обеспечения технологического суверенитета в Российской Федерации: правовые механизмы и стратегия развития высшего образования
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)- специалиста по защите виртуальной собственности;
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)- специалиста по защите виртуальной собственности;