Виды третЕйских судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды третЕйских судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Виды исполнительных документов" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"Между тем, как верно указано судом первой инстанции определение (постановление) третейского суда в качестве исполнительного документа в перечень видов исполнительных документов определенный в статье 12 Закона об исполнительном производстве, не поименован.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Третейский суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Виды третейских судов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Виды третейских судов
Статья: Некоторые аспекты процессуального взаимодействия третейских судов с судами общей юрисдикции при выполнении запросов об истребовании доказательств
(Юдина Ю.В., Сидорова С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Несмотря на то что деятельность третейских судов строится на принципе минимизации вмешательства компетентного суда, тем не менее существуют механизмы их взаимодействия в случаях, определяемых федеральным законом. Однако есть принципиальные различия между сферами такового в отношении различных видов третейских судов.
(Юдина Ю.В., Сидорова С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 2)Несмотря на то что деятельность третейских судов строится на принципе минимизации вмешательства компетентного суда, тем не менее существуют механизмы их взаимодействия в случаях, определяемых федеральным законом. Однако есть принципиальные различия между сферами такового в отношении различных видов третейских судов.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Таким образом, вклад в уставный капитал совместного предприятия иностранными учредителями фактически сделан не был. Кроме того, исполнение решения третейского суда в виде взыскания стоимости вклада в уставный капитал совместного предприятия без решения вопроса о судьбе акций, выданных в оплату этого вклада, а также о судьбе имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, противоречит публичному порядку Российской Федерации, предполагающему добросовестность и равенство сторон, вступающих в частные отношения, а также соразмерность мер гражданско-правовой ответственности виновному правонарушению.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Таким образом, вклад в уставный капитал совместного предприятия иностранными учредителями фактически сделан не был. Кроме того, исполнение решения третейского суда в виде взыскания стоимости вклада в уставный капитал совместного предприятия без решения вопроса о судьбе акций, выданных в оплату этого вклада, а также о судьбе имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, противоречит публичному порядку Российской Федерации, предполагающему добросовестность и равенство сторон, вступающих в частные отношения, а также соразмерность мер гражданско-правовой ответственности виновному правонарушению.
Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1
(ред. от 30.12.2021)
"О международном коммерческом арбитраже"
(вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает арбитражный регламент (правила) (либо отдельные регламенты (правила) в отношении различных видов и процедур третейского разбирательства) Международного коммерческого арбитражного суда, список арбитров, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и другие расходы Международного коммерческого арбитражного суда, оказывает иное содействие в его деятельности и несет ответственность за его деятельность перед сторонами арбитражного разбирательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.12.2021)
"О международном коммерческом арбитраже"
(вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает арбитражный регламент (правила) (либо отдельные регламенты (правила) в отношении различных видов и процедур третейского разбирательства) Международного коммерческого арбитражного суда, список арбитров, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и другие расходы Международного коммерческого арбитражного суда, оказывает иное содействие в его деятельности и несет ответственность за его деятельность перед сторонами арбитражного разбирательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Условная арбитрабильность споров о признании права собственности на недвижимое имущество
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)Не улучшает качество правового регулирования и предложение П.А. Ильичева и Е.В. Залазаевой о введении дополнительного ограничения в отношении третейских судов, разрешающих споры о признании права собственности на недвижимость, - обязательного администрирования таких споров постоянно действующим арбитражным учреждением (ПДАУ) <24>. Арбитрабильность спора должна определяться исходя из частноправовой природы арбитража независимо от вида третейского суда, разрешающего этот спор. Любая попытка решить спорную проблему в арбитраже за счет придания ему институциональных черт, замены принципов диспозитивного регулирования на создание системы внутреннего администрирования и внешнего контроля со стороны государства выхолащивает суть арбитража как общественного явления, что может привести к его исчезновению в будущем. Расширение полномочий третейских судов за счет увеличения контрольно-надзорных функций у государственных органов (Министерства юстиции РФ при выдаче лицензии на создание ПДАУ, государственных судов на стадии отмены и/или приведения в исполнение третейских решений) приведет к утрате арбитражем своих уникальных свойств и почти полному его встраиванию в юрисдикционную систему государства.
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)Не улучшает качество правового регулирования и предложение П.А. Ильичева и Е.В. Залазаевой о введении дополнительного ограничения в отношении третейских судов, разрешающих споры о признании права собственности на недвижимость, - обязательного администрирования таких споров постоянно действующим арбитражным учреждением (ПДАУ) <24>. Арбитрабильность спора должна определяться исходя из частноправовой природы арбитража независимо от вида третейского суда, разрешающего этот спор. Любая попытка решить спорную проблему в арбитраже за счет придания ему институциональных черт, замены принципов диспозитивного регулирования на создание системы внутреннего администрирования и внешнего контроля со стороны государства выхолащивает суть арбитража как общественного явления, что может привести к его исчезновению в будущем. Расширение полномочий третейских судов за счет увеличения контрольно-надзорных функций у государственных органов (Министерства юстиции РФ при выдаче лицензии на создание ПДАУ, государственных судов на стадии отмены и/или приведения в исполнение третейских решений) приведет к утрате арбитражем своих уникальных свойств и почти полному его встраиванию в юрисдикционную систему государства.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<3> В данном случае "публично-правовыми" были признаны отношения по поводу вещных прав и государственной регистрации прав на имущество. По мнению С.А. Кузнецова, Определение ВАС РФ не соответствовало АПК РФ и законодательству о третейских судах РФ (см.: Кузнецов С.А. Оспаривание окончательного решения третейского суда об утверждении мирового соглашения. Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. N 2070/10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. N 4. С. 84 - 93). Несколько позднее Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26 мая 2011 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" пояснил, что публично-правовой характер спора не может вытекать из вида имущества, а третейские суды вправе разрешать споры о принадлежности объектов, в отношении которых осуществляется государственная регистрация имущества.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<3> В данном случае "публично-правовыми" были признаны отношения по поводу вещных прав и государственной регистрации прав на имущество. По мнению С.А. Кузнецова, Определение ВАС РФ не соответствовало АПК РФ и законодательству о третейских судах РФ (см.: Кузнецов С.А. Оспаривание окончательного решения третейского суда об утверждении мирового соглашения. Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. N 2070/10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. N 4. С. 84 - 93). Несколько позднее Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26 мая 2011 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" пояснил, что публично-правовой характер спора не может вытекать из вида имущества, а третейские суды вправе разрешать споры о принадлежности объектов, в отношении которых осуществляется государственная регистрация имущества.
Статья: Проблемы исполнения решений третейских судов на федеральном уровне
(Волкова Д.И., Насонова О.О.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Проблема с исполнением может возникнуть, например, если стороны в процессе третейского разбирательства заключили мировое соглашение, которое третейский суд, прекратив производство по делу, утвердил своим определением. Такая процедура прекращения третейского разбирательства предусмотрена ст. 38 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". В то же время АПК РФ предусматривает выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение только третейских решений. Определение третейского суда не может быть обеспечено принудительной силой по правилам пар. 2 гл. 30 АПК РФ. Поэтому, если стороны в процессе третейского разбирательства пришли к взаимовыгодному мировому соглашению, данное соглашение лучше оформить в виде решения третейского суда (так называемое решение на согласованных условиях). Тогда при возникновении проблем с исполнением компания-взыскатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение условий этого мирового соглашения <11>.
(Волкова Д.И., Насонова О.О.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Проблема с исполнением может возникнуть, например, если стороны в процессе третейского разбирательства заключили мировое соглашение, которое третейский суд, прекратив производство по делу, утвердил своим определением. Такая процедура прекращения третейского разбирательства предусмотрена ст. 38 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". В то же время АПК РФ предусматривает выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение только третейских решений. Определение третейского суда не может быть обеспечено принудительной силой по правилам пар. 2 гл. 30 АПК РФ. Поэтому, если стороны в процессе третейского разбирательства пришли к взаимовыгодному мировому соглашению, данное соглашение лучше оформить в виде решения третейского суда (так называемое решение на согласованных условиях). Тогда при возникновении проблем с исполнением компания-взыскатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение условий этого мирового соглашения <11>.
Статья: Налоговый арбитраж в Кыргызской Республике: свобода осуществления частного правосудия vs обеспечение публичного порядка
(Аленкина Н.Б.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Кроме того, в первой версии Кодекса не было ограничений по видам третейских судов, рассматривающих налоговые споры. В дальнейшем в Налоговом кодексе уточнено, что арбитражное учреждение должно просуществовать не менее 60 месяцев, прежде чем в него можно будет подать иск. Тем самым была исключена возможность передачи налоговых споров на рассмотрение ad hoc трибуналов <29>. Данный подход к ad hoc арбитражу не вызывает большого удивления, поскольку последний существует в Кыргызстане на правах бедного родственника и не пользуется той же поддержкой, что и институциональный арбитраж. К примеру, обеспечительные меры государственного суда в Кыргызстане возможны только по заявлению стороны в третейском разбирательстве, осуществляемом постоянно действующим третейским судом <30>.
(Аленкина Н.Б.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Кроме того, в первой версии Кодекса не было ограничений по видам третейских судов, рассматривающих налоговые споры. В дальнейшем в Налоговом кодексе уточнено, что арбитражное учреждение должно просуществовать не менее 60 месяцев, прежде чем в него можно будет подать иск. Тем самым была исключена возможность передачи налоговых споров на рассмотрение ad hoc трибуналов <29>. Данный подход к ad hoc арбитражу не вызывает большого удивления, поскольку последний существует в Кыргызстане на правах бедного родственника и не пользуется той же поддержкой, что и институциональный арбитраж. К примеру, обеспечительные меры государственного суда в Кыргызстане возможны только по заявлению стороны в третейском разбирательстве, осуществляемом постоянно действующим третейским судом <30>.
Статья: К вопросу о перспективе приказного производства в нотариальной юрисдикции
(Халилов Д.И.)
("Нотариус", 2024, N 3)Во-первых, отметим мотивы, что были и при создании третейских судов. Представляется несправедливым, что налогоплательщики обязаны содержать дорогостоящие арбитражные суды, разрешающие споры узкой прослойки коммерсантов, а именно их неудавшееся обогащение на многие миллионы, полученные формально законным путем. Альтернатива, предоставленная сторонам в виде третейских судов, позволяет уменьшить бюджетные траты на количество штатных судей и аппарата, ограничивает их работу проверкой законности и выдачей исполнительных листов. И все эти важные достоинства имеют место благодаря тому, что третейский суд функционирует за плату самих спорящих лиц. При этом подкуп, создание "карманных" третейских судов нецелесообразны благодаря оставлению за государством функций контроля.
(Халилов Д.И.)
("Нотариус", 2024, N 3)Во-первых, отметим мотивы, что были и при создании третейских судов. Представляется несправедливым, что налогоплательщики обязаны содержать дорогостоящие арбитражные суды, разрешающие споры узкой прослойки коммерсантов, а именно их неудавшееся обогащение на многие миллионы, полученные формально законным путем. Альтернатива, предоставленная сторонам в виде третейских судов, позволяет уменьшить бюджетные траты на количество штатных судей и аппарата, ограничивает их работу проверкой законности и выдачей исполнительных листов. И все эти важные достоинства имеют место благодаря тому, что третейский суд функционирует за плату самих спорящих лиц. При этом подкуп, создание "карманных" третейских судов нецелесообразны благодаря оставлению за государством функций контроля.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В ст. 230 "Оспаривание решений третейских судов" АПК РФ под решением третейского суда понимаются два вида актов: 1) "решение третейского суда" по Федеральному закону от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"; 2) "решение международного коммерческого арбитража" по Закону РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В ст. 230 "Оспаривание решений третейских судов" АПК РФ под решением третейского суда понимаются два вида актов: 1) "решение третейского суда" по Федеральному закону от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"; 2) "решение международного коммерческого арбитража" по Закону РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Принципиально важным по существу и критически значимым с точки зрения перспективы достижения договоренности об альтернативном разрешении спора представляется вопрос о допустимом объеме арбитражного соглашения по интеллектуальным правам. То или иное решение - это ответ на сакраментальный вопрос "быть или не быть". В России успешно функционирует уникальный (первый, единственный и единый специализированный <1>) арбитражный <2> суд - Суд по интеллектуальным правам <3>. Его метафорично называют "путеводной звездой, направляющей и открывающей новые горизонты" <4>. Если работает государственное учреждение, которое в силу родовой (предметной) подсудности уполномочено разрешать сложнейшие конфликты и восполнять пробелы самой динамичной подотрасли права гражданского, обеспечивая при этом доступность и надежность защиты интеллектуальных прав <5>, тогда насколько, в сущности, обоснованна передача тех же споров по авторскому праву и смежным правам в коммерческий арбитраж (третейский суд)? Имея в виду ряд норм гражданского и арбитражного процесса (в том числе принятых в результате очередного этапа третейской реформы), можно твердо говорить о системе соответствующих государственных учреждений - судебной системе Российской Федерации. Отмеченная дилемма обсуждалась ранее <6>. Она продолжает оставаться актуальной <7>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Принципиально важным по существу и критически значимым с точки зрения перспективы достижения договоренности об альтернативном разрешении спора представляется вопрос о допустимом объеме арбитражного соглашения по интеллектуальным правам. То или иное решение - это ответ на сакраментальный вопрос "быть или не быть". В России успешно функционирует уникальный (первый, единственный и единый специализированный <1>) арбитражный <2> суд - Суд по интеллектуальным правам <3>. Его метафорично называют "путеводной звездой, направляющей и открывающей новые горизонты" <4>. Если работает государственное учреждение, которое в силу родовой (предметной) подсудности уполномочено разрешать сложнейшие конфликты и восполнять пробелы самой динамичной подотрасли права гражданского, обеспечивая при этом доступность и надежность защиты интеллектуальных прав <5>, тогда насколько, в сущности, обоснованна передача тех же споров по авторскому праву и смежным правам в коммерческий арбитраж (третейский суд)? Имея в виду ряд норм гражданского и арбитражного процесса (в том числе принятых в результате очередного этапа третейской реформы), можно твердо говорить о системе соответствующих государственных учреждений - судебной системе Российской Федерации. Отмеченная дилемма обсуждалась ранее <6>. Она продолжает оставаться актуальной <7>.