Виды ответственности за нарушение пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды ответственности за нарушение пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 168 "Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности" УК РФ"Ссылка апеллянта на то, что правоохранительными органами в рамках проведенной проверки установлена виновность собственника помещений в нарушении требований пожарной безопасности, является несостоятельной, поскольку основания возникновения гражданско-правовой ответственности отличны от оснований возникновения уголовной ответственности, и отсутствие в действиях ООО "Склад ВЛ" объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 168 Уголовного кодекса Российской Федерации, не означает, что отсутствуют основания для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков."
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.12.2022 N 16-7051/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.Факт привлечения Администрации к административной ответственности в 2021 году за невыполнение требований пожарной безопасности (на основании постановления должностного лица от 30 сентября 2021 года N 57) в виде предупреждения, как и вынесение предписания по указанному нарушению, не исключает возможность последующего привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в случае невыполнения после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.Факт привлечения Администрации к административной ответственности в 2021 году за невыполнение требований пожарной безопасности (на основании постановления должностного лица от 30 сентября 2021 года N 57) в виде предупреждения, как и вынесение предписания по указанному нарушению, не исключает возможность последующего привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в случае невыполнения после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В представленной статье обосновывается необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде дополнения ч. 2 ст. 219 Уголовного кодекса РФ способом введения в нее квалифицирующего признака - причинение материального ущерба. Делается вывод о расширении круга субъектов, подпадающих под действие указанной статьи, вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых обязанностей.
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В представленной статье обосновывается необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде дополнения ч. 2 ст. 219 Уголовного кодекса РФ способом введения в нее квалифицирующего признака - причинение материального ущерба. Делается вывод о расширении круга субъектов, подпадающих под действие указанной статьи, вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых обязанностей.
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 2. Источники и содержание административного права
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Московском государстве XVII в. пожары являлись настоящим бедствием. Они уносили много жизней, уничтожали большие жилые массивы, состоявшие почти полностью из деревянных строений. В этой связи верховная, центральная и местные власти уделяли большое внимание обеспечению пожарной безопасности, прежде всего в городах, обладавших высокой плотностью застройки. В течение рассматриваемого столетия было издано множество царских указов, устанавливавших требования пожарной безопасности и ответственность за их нарушение в виде наложения штрафа (заповеди, пени). К числу таких правовых актов можно отнести наказы воеводам и объезжим головам, которыми подробно регламентировались обязанности соответствующих должностных лиц в области пожарной безопасности, и некоторые отдельные царские указы, например Указ от 17 апреля 1670 г. о мерах пожарной безопасности, предусматривавший запрет на топку весной и летом изб и бань, разведение огня и приготовление пищи на огне в избах <38>. Надзор за соблюдением населением требований пожарной безопасности возлагался в Москве на Земский и Стрелецкий приказы, в других городах - на воевод.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Московском государстве XVII в. пожары являлись настоящим бедствием. Они уносили много жизней, уничтожали большие жилые массивы, состоявшие почти полностью из деревянных строений. В этой связи верховная, центральная и местные власти уделяли большое внимание обеспечению пожарной безопасности, прежде всего в городах, обладавших высокой плотностью застройки. В течение рассматриваемого столетия было издано множество царских указов, устанавливавших требования пожарной безопасности и ответственность за их нарушение в виде наложения штрафа (заповеди, пени). К числу таких правовых актов можно отнести наказы воеводам и объезжим головам, которыми подробно регламентировались обязанности соответствующих должностных лиц в области пожарной безопасности, и некоторые отдельные царские указы, например Указ от 17 апреля 1670 г. о мерах пожарной безопасности, предусматривавший запрет на топку весной и летом изб и бань, разведение огня и приготовление пищи на огне в избах <38>. Надзор за соблюдением населением требований пожарной безопасности возлагался в Москве на Земский и Стрелецкий приказы, в других городах - на воевод.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"Что касается различия в критериях, используемых федеральным законодателем для выделения специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, то с формально-юридической точки зрения их соотнесение с конкретными составами административных правонарушений (к чему склоняется заявитель по настоящему делу) или с определенными видами административного наказания предпочтительнее в том смысле, что, по сути, не оставляет места для неоднозначной правоприменительной трактовки соответствующих правил. Это, однако, не исключает возможность установления специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности в зависимости от вида нарушенного законодательства Российской Федерации (об охране здоровья, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рынке ценных бумаг, о пожарной безопасности, о бухгалтерском учете, о несостоятельности (банкротстве), о противодействии коррупции и др.), имея в виду, что ими охватываются все без исключения административные правонарушения, для которых родовым объектом посягательства являются общественные отношения, урегулированные соответствующим законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2014 года N 2323-О).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС"Что касается различия в критериях, используемых федеральным законодателем для выделения специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, то с формально-юридической точки зрения их соотнесение с конкретными составами административных правонарушений (к чему склоняется заявитель по настоящему делу) или с определенными видами административного наказания предпочтительнее в том смысле, что, по сути, не оставляет места для неоднозначной правоприменительной трактовки соответствующих правил. Это, однако, не исключает возможность установления специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности в зависимости от вида нарушенного законодательства Российской Федерации (об охране здоровья, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рынке ценных бумаг, о пожарной безопасности, о бухгалтерском учете, о несостоятельности (банкротстве), о противодействии коррупции и др.), имея в виду, что ими охватываются все без исключения административные правонарушения, для которых родовым объектом посягательства являются общественные отношения, урегулированные соответствующим законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2014 года N 2323-О).
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суд также принял во внимание, что собственник нежилых помещений привлечен к административной ответственности за нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суд также принял во внимание, что собственник нежилых помещений привлечен к административной ответственности за нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Статья: Четыре изменения в охране труда в 2025 году
(Кочерова Л., Герасименко Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)Примечание. Читайте, можно ли привлечь к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности работника, если в приказе указана его старая должность, в N 7, 2024, на с. 90.
(Кочерова Л., Герасименко Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)Примечание. Читайте, можно ли привлечь к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности работника, если в приказе указана его старая должность, в N 7, 2024, на с. 90.
Ситуация: Предусмотрена ли ответственность для жильцов многоквартирного дома за захламление мест общего пользования, в том числе лестничной площадки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За нарушение требований пожарной безопасности для граждан в общем случае установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За нарушение требований пожарной безопасности для граждан в общем случае установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
Готовое решение: Что означает бремя содержания имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предусмотрена, например, перед лицом, которому причинен вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Он, в частности, может быть нанесен имуществу потерпевшего из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предусмотрена, например, перед лицом, которому причинен вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Он, в частности, может быть нанесен имуществу потерпевшего из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)Если в павильоне произошел пожар, причинивший вред третьему лицу, и перед пожаром собственник передал право собственности на павильон своему несовершеннолетнему сыну, но при этом фактическое владение, пользование и распоряжение данным имуществом в целях предпринимательской деятельности осуществлялось отцом несовершеннолетнего, договор энергоснабжения помещения заключался отцом, им же подписывался акт о разграничении балансовой принадлежности электроустановок, на его имя выдавались технические условия к договору электроснабжения, то следует учитывать, что именно бездействие отца в виде несоблюдения требований пожарной безопасности при использовании помещения в предпринимательской деятельности могло повлечь причинение ущерба.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)Если в павильоне произошел пожар, причинивший вред третьему лицу, и перед пожаром собственник передал право собственности на павильон своему несовершеннолетнему сыну, но при этом фактическое владение, пользование и распоряжение данным имуществом в целях предпринимательской деятельности осуществлялось отцом несовершеннолетнего, договор энергоснабжения помещения заключался отцом, им же подписывался акт о разграничении балансовой принадлежности электроустановок, на его имя выдавались технические условия к договору электроснабжения, то следует учитывать, что именно бездействие отца в виде несоблюдения требований пожарной безопасности при использовании помещения в предпринимательской деятельности могло повлечь причинение ущерба.
Статья: Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Важным с этой точки зрения выступает вопрос о разграничении ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, которая может быть возложена как на физических лиц, так и на должностных лиц и юридических лиц.
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Важным с этой точки зрения выступает вопрос о разграничении ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, которая может быть возложена как на физических лиц, так и на должностных лиц и юридических лиц.
Ситуация: Предусмотрена ли административная ответственность за зарастание садовых земельных участков сорными растениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За нарушение гражданами требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, как правило, в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За нарушение гражданами требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, как правило, в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Тезис о том, что субъекты административных правоотношений за допущенные ими в рамках данных отношений нарушения норм административного права несут юридическую ответственность перед государством, частично соответствует действующему федеральному законодательству. В частности, должностные лица и другие служащие органов исполнительной власти за совершенные ими в рамках административно-служебных отношений нарушения служебной дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности, физические лица и юридические, нарушившие обязательные требования, установленные нормами административного права, например требования пожарной безопасности, санитарных правил и норм, технических регламентов, подлежат привлечению к административной ответственности. При этом и дисциплинарная ответственность государственных служащих, и административная ответственность физических и юридических лиц являются видами юридической ответственности перед государством. Вместе с тем нарушения административно-публичными органами и их представителями требований норм административного права, допущенные в правовых отношениях с физическими лицами или организациями и повлекшие причинение последним имущественного или морального вреда, являются гражданско-правовыми деликтами, и за их совершение действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность не перед государством, а перед потерпевшими. Соответственно, нельзя безапелляционно утверждать о том, что субъекты административных правоотношений за совершенные ими нарушения норм административного права несут юридическую ответственность исключительно перед государством.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Тезис о том, что субъекты административных правоотношений за допущенные ими в рамках данных отношений нарушения норм административного права несут юридическую ответственность перед государством, частично соответствует действующему федеральному законодательству. В частности, должностные лица и другие служащие органов исполнительной власти за совершенные ими в рамках административно-служебных отношений нарушения служебной дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности, физические лица и юридические, нарушившие обязательные требования, установленные нормами административного права, например требования пожарной безопасности, санитарных правил и норм, технических регламентов, подлежат привлечению к административной ответственности. При этом и дисциплинарная ответственность государственных служащих, и административная ответственность физических и юридических лиц являются видами юридической ответственности перед государством. Вместе с тем нарушения административно-публичными органами и их представителями требований норм административного права, допущенные в правовых отношениях с физическими лицами или организациями и повлекшие причинение последним имущественного или морального вреда, являются гражданско-правовыми деликтами, и за их совершение действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность не перед государством, а перед потерпевшими. Соответственно, нельзя безапелляционно утверждать о том, что субъекты административных правоотношений за совершенные ими нарушения норм административного права несут юридическую ответственность исключительно перед государством.
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Рассмотрены результаты реформирования законодательства в сфере пожарной безопасности, обусловленные "регуляторной гильотиной", которая явилась катализатором серьезного правотворчества в области пожарной безопасности. Законодателем были исключены устаревшие (дублирующие) требования и введены понятные, обоснованные нормы в сфере пожарной безопасности, взамен большой и сложной системы нормативных документов. Закреплены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", приняты новые Правила противопожарного режима, введена административная ответственность в виде приостановления деятельности за повторное нарушение требований пожарной безопасности. Урегулированы вопросы системы вызова экстренных служб, порядка расчетов по установлению пожарного риска, требований к лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности. Скорректированы вопросы государственного пожарного надзора и определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (15 позиций индикативных показателей).
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Рассмотрены результаты реформирования законодательства в сфере пожарной безопасности, обусловленные "регуляторной гильотиной", которая явилась катализатором серьезного правотворчества в области пожарной безопасности. Законодателем были исключены устаревшие (дублирующие) требования и введены понятные, обоснованные нормы в сфере пожарной безопасности, взамен большой и сложной системы нормативных документов. Закреплены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", приняты новые Правила противопожарного режима, введена административная ответственность в виде приостановления деятельности за повторное нарушение требований пожарной безопасности. Урегулированы вопросы системы вызова экстренных служб, порядка расчетов по установлению пожарного риска, требований к лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности. Скорректированы вопросы государственного пожарного надзора и определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (15 позиций индикативных показателей).
Вопрос: К какой ответственности можно привлечь работника за курение или потребление никотинсодержащей продукции на рабочем месте?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Кроме того, работник может быть привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Кроме того, работник может быть привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
Статья: Обучение мерам пожарной безопасности
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- административная ответственность. По ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа. Такую ответственность могут понести:
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- административная ответственность. По ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа. Такую ответственность могут понести: