Виды ответственности должностных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды ответственности должностных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несвоевременное представление (непредставление) декларации о сделках с древесиной и др.
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с данными обстоятельствами судья признал индивидуального предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа..."
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с данными обстоятельствами судья признал индивидуального предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7.30 "Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" КоАП РФ"Санкция части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ содержит меры ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и юридических лиц. При этом к юридическим лицам в данном случае относятся только специализированные организации, к которым Учреждение не относится в силу приведенных положений статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Требование к участникам закупки об отсутствии вступивших в законную силу судебных решений по искам заказчика нарушает законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Требование к участникам закупки об отсутствии вступивших в законную силу судебных решений по искам заказчика нарушает законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
(ред. от 04.11.2025)Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
(ред. от 17.11.2025)Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Готовое решение: Общий порядок начисления и уплаты налога и авансовых платежей при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)привлечь к административной или уголовной ответственности (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. ст. 198, 199 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)привлечь к административной или уголовной ответственности (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. ст. 198, 199 УК РФ).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности в виде штрафа <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности в виде штрафа <1>.
Готовое решение: Штрафы за несдачу или несвоевременную сдачу налоговой отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, директора организации (главного бухгалтера, иное должностное лицо) привлекут к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, директора организации (главного бухгалтера, иное должностное лицо) привлекут к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Статья: О месте и роли Росгвардии в системе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В качестве одного из видов административной ответственности должностных лиц следует предусмотреть их дисквалификацию сроком от шести месяцев до трех лет в целях предотвращения дальнейших нарушений обязательных требований.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В качестве одного из видов административной ответственности должностных лиц следует предусмотреть их дисквалификацию сроком от шести месяцев до трех лет в целях предотвращения дальнейших нарушений обязательных требований.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона N 160-ФЗ).
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 1 Закона N 160-ФЗ).
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от ваших действий (бездействия) вы как должностное лицо можете быть привлечены, например, к следующим видам ответственности:
(КонсультантПлюс, 2025)В зависимости от ваших действий (бездействия) вы как должностное лицо можете быть привлечены, например, к следующим видам ответственности:
Статья: Бухгалтерская отчетность учреждений как источник доказательств в процессе ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Проведенное исследование позволило определить требования к доказательствам ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности, которые должны быть достаточными, надлежащими (уместными, надежными), а в отношении к бухгалтерской (финансовой) отчетности еще и обладать валидностью и воспроизводимостью; выделены две группы таких доказательств в зависимости от цели реализации осуществляемых контрольных мероприятий (для обоснования рекомендаций или применяемых, инициируемых видов ответственности должностных лиц). Все это может быть использовано для разработки нормативных актов, содержащих методику осуществления ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Проведенное исследование позволило определить требования к доказательствам ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности, которые должны быть достаточными, надлежащими (уместными, надежными), а в отношении к бухгалтерской (финансовой) отчетности еще и обладать валидностью и воспроизводимостью; выделены две группы таких доказательств в зависимости от цели реализации осуществляемых контрольных мероприятий (для обоснования рекомендаций или применяемых, инициируемых видов ответственности должностных лиц). Все это может быть использовано для разработки нормативных актов, содержащих методику осуществления ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
Статья: О регрессной ответственности служащих
(Ершов О.Г., Жданова А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 8)Как отмечалось ранее, также есть сложности в квалификации основания и условий регрессной ответственности. С одной стороны, исследование вопроса регрессной ответственности служащих показывает, что при рассмотрении регрессных исков доказывание противоправных действий должностных лиц основано на материалах служебных проверок, которые для некоторых судов являются достаточными. В то же время можно наблюдать тенденцию того, что позиция судебных органов меняется: в ряде случаев в удовлетворении исков отказывают, так как, по мнению судов, материалы служебной проверки - это внутриведомственный акт, который не может заменить судебное решение при установлении противоправности в действиях (бездействии) служащего и его вины. Иногда суд указывает, что заключение служебной проверки не является правоприменительным актом, констатирующим основания и вид юридической ответственности должностных лиц <9>.
(Ершов О.Г., Жданова А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 8)Как отмечалось ранее, также есть сложности в квалификации основания и условий регрессной ответственности. С одной стороны, исследование вопроса регрессной ответственности служащих показывает, что при рассмотрении регрессных исков доказывание противоправных действий должностных лиц основано на материалах служебных проверок, которые для некоторых судов являются достаточными. В то же время можно наблюдать тенденцию того, что позиция судебных органов меняется: в ряде случаев в удовлетворении исков отказывают, так как, по мнению судов, материалы служебной проверки - это внутриведомственный акт, который не может заменить судебное решение при установлении противоправности в действиях (бездействии) служащего и его вины. Иногда суд указывает, что заключение служебной проверки не является правоприменительным актом, констатирующим основания и вид юридической ответственности должностных лиц <9>.
Готовое решение: Как заполнить и подать подраздел 1.2 подраздела 1 "Сведения о страховом стаже" формы ЕФС-1, в том числе вместе с подразделом 2 разд. 1
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ - если несвоевременно представите или откажетесь представлять в территориальный орган СФР, например, сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочную пенсию, а также представите такие сведения в неполном объеме или в искаженном виде. Привлечь к ответственности могут только должностное лицо. Для ИП и юрлиц ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не предусмотрена (примечание к указанной статье).
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ - если несвоевременно представите или откажетесь представлять в территориальный орган СФР, например, сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочную пенсию, а также представите такие сведения в неполном объеме или в искаженном виде. Привлечь к ответственности могут только должностное лицо. Для ИП и юрлиц ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не предусмотрена (примечание к указанной статье).
Статья: Сравнительно-правовой анализ международных принципов экологического права через призму конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде, как принцип экологического права представляет собой решения, принимаемые органами судебной власти по привлечению к тому или иному виду юридической ответственности виновных должностных лиц, ответственных за охрану и защиту объектов окружающей среды. Ущерб, нанесенный окружающей среде, также может параллельно повлечь за собой и нарушение конституционных экологических прав, например, прав на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды в отдаленных регионах, где есть проблемы со связью.
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде, как принцип экологического права представляет собой решения, принимаемые органами судебной власти по привлечению к тому или иному виду юридической ответственности виновных должностных лиц, ответственных за охрану и защиту объектов окружающей среды. Ущерб, нанесенный окружающей среде, также может параллельно повлечь за собой и нарушение конституционных экологических прав, например, прав на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды в отдаленных регионах, где есть проблемы со связью.