Верховенство конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Верховенство конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный контроль: принцип верховенства Конституции РФ
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Во-первых, доступность отражает идею верховенства права, что требует внимания к вопросам применимого правового регулирования, его содержанию и определенности для целей правосудия, и обусловливает значение данной идеи в качестве процессуально необходимой для судебной интерпретации <1>. Отметим, что право на доступ к суду, несмотря на конкретное процессуальное содержание (порядок процессуальных действий и возможностей), устанавливается в связи с критерием верховенства права, которое методологически взаимообусловлено с верховенством Конституции. Это идентифицирует Основной Закон в свете методологии конституционности, т.е. не только в ракурсе конституционной законности (при которой ключевое значение имеет система законодательства), но и в значении "реально действующего права" при непосредственном применении конституционных правоположений наивысшей нормативности <2>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Во-первых, доступность отражает идею верховенства права, что требует внимания к вопросам применимого правового регулирования, его содержанию и определенности для целей правосудия, и обусловливает значение данной идеи в качестве процессуально необходимой для судебной интерпретации <1>. Отметим, что право на доступ к суду, несмотря на конкретное процессуальное содержание (порядок процессуальных действий и возможностей), устанавливается в связи с критерием верховенства права, которое методологически взаимообусловлено с верховенством Конституции. Это идентифицирует Основной Закон в свете методологии конституционности, т.е. не только в ракурсе конституционной законности (при которой ключевое значение имеет система законодательства), но и в значении "реально действующего права" при непосредственном применении конституционных правоположений наивысшей нормативности <2>.
Статья: Принцип правовой определенности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип формального равенства не сможет быть соблюден в отсутствие формально-логической определенности позитивного права. Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией РФ принципа юридического равенства (ч. 1, 2 ст. 19) и принципа верховенства Конституции РФ и основанных на ней федеральных законов (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип формального равенства не сможет быть соблюден в отсутствие формально-логической определенности позитивного права. Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией РФ принципа юридического равенства (ч. 1, 2 ст. 19) и принципа верховенства Конституции РФ и основанных на ней федеральных законов (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор").
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Принцип формального равенства не может быть соблюден в отсутствие формально-логической определенности норм права. Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией РФ принципа юридического равенства (ч. 1, 2 ст. 19) и принципа верховенства Конституции РФ и основанных на ней федеральных законов.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Принцип формального равенства не может быть соблюден в отсутствие формально-логической определенности норм права. Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией РФ принципа юридического равенства (ч. 1, 2 ст. 19) и принципа верховенства Конституции РФ и основанных на ней федеральных законов.
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)При невнесении такого международного договора в Государственную Думу ФС РФ в целях ратификации или при нарушении процедур, связанных с выражением согласия на временное применение, с учетом практики МС ООН соответствующее согласие руководителя организации будет практически невозможно оспорить. Таким образом, с точки зрения международного права Россия будет связана обязательствами, противоречащими конституционным нормам. При этом очевидно, что правила международного договора, если они нарушают конституционные положения, не могут и не должны применяться в правовой системе, основанной на верховенстве Конституции РФ.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)При невнесении такого международного договора в Государственную Думу ФС РФ в целях ратификации или при нарушении процедур, связанных с выражением согласия на временное применение, с учетом практики МС ООН соответствующее согласие руководителя организации будет практически невозможно оспорить. Таким образом, с точки зрения международного права Россия будет связана обязательствами, противоречащими конституционным нормам. При этом очевидно, что правила международного договора, если они нарушают конституционные положения, не могут и не должны применяться в правовой системе, основанной на верховенстве Конституции РФ.
Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Вероятно, отсутствие механизма нормативных предписаний в Пятой республике объясняется тем, что ее правовая система по-прежнему основывается на принципе парламентского суверенитета (англ. parliamentary sovereignty) <7>, который, как правило, противопоставляется принципу верховенства конституции (англ. supremacy of the constitution) <8>. Кроме того, исследователями отмечается, что Франция остается представителем так называемого старого конституционализма. Для него, в отличие от "нового конституционализма", нехарактерна активная роль конституционной юстиции в сдерживании "неконституционных" поползновений представительного органа <9>. Например, примечательно, что Конституционный совет Франции получил возможность осуществлять конкретный нормоконтроль (по запросам судов) лишь сравнительно недавно - в 2008 г. <10>.
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Вероятно, отсутствие механизма нормативных предписаний в Пятой республике объясняется тем, что ее правовая система по-прежнему основывается на принципе парламентского суверенитета (англ. parliamentary sovereignty) <7>, который, как правило, противопоставляется принципу верховенства конституции (англ. supremacy of the constitution) <8>. Кроме того, исследователями отмечается, что Франция остается представителем так называемого старого конституционализма. Для него, в отличие от "нового конституционализма", нехарактерна активная роль конституционной юстиции в сдерживании "неконституционных" поползновений представительного органа <9>. Например, примечательно, что Конституционный совет Франции получил возможность осуществлять конкретный нормоконтроль (по запросам судов) лишь сравнительно недавно - в 2008 г. <10>.
Готовое решение: Что нужно учесть перед приемом на работу внутреннего или внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем отказ кандидату в приеме на работу по совместительству, мотивированный тем, что у него нет основного места работы, может повлечь неблагоприятные последствия для вас. Отсутствие основного места работы у кандидата, который желает устроиться на работу по совместительству, не относится к обстоятельствам для отказа в приеме на работу, а также никак не связано с деловыми качествами кандидата и, соответственно, его способностью выполнять поручаемую ему работу. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 64 ТК РФ, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем отказ кандидату в приеме на работу по совместительству, мотивированный тем, что у него нет основного места работы, может повлечь неблагоприятные последствия для вас. Отсутствие основного места работы у кандидата, который желает устроиться на работу по совместительству, не относится к обстоятельствам для отказа в приеме на работу, а также никак не связано с деловыми качествами кандидата и, соответственно, его способностью выполнять поручаемую ему работу. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 64 ТК РФ, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
Статья: Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности: простые и сложные вопросы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Согласно ч. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Согласно ч. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Статья: Достойная жизнь в идеологии российского конституционного строя
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Важно подчеркнуть: достойная жизнь в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ закреплена в двуедином качестве: и как непосредственно обязывающий императив, подлежащий реализации в режиме верховенства Конституции РФ на основе прямого действия (т.е. как конституционно вмененный атрибут социально-правовой жизни), и как категория стратегического конституционного целеполагания, определяющая долгосрочные приоритеты государства. Подобная двойственность не уникальна, присутствует в различных конституционных категориях высшей степени нормативной обобщенности, сочетающих черты правовых ценностей, принципов, норм, целей.
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Важно подчеркнуть: достойная жизнь в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ закреплена в двуедином качестве: и как непосредственно обязывающий императив, подлежащий реализации в режиме верховенства Конституции РФ на основе прямого действия (т.е. как конституционно вмененный атрибут социально-правовой жизни), и как категория стратегического конституционного целеполагания, определяющая долгосрочные приоритеты государства. Подобная двойственность не уникальна, присутствует в различных конституционных категориях высшей степени нормативной обобщенности, сочетающих черты правовых ценностей, принципов, норм, целей.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отрицая авторитет судебной власти и пренебрегая судебными приказами, поручениями, постановлениями, лицо отрицает верховенство Конституции и закона (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), которые находят свое официальное и окончательное применение в судебной деятельности <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отрицая авторитет судебной власти и пренебрегая судебными приказами, поручениями, постановлениями, лицо отрицает верховенство Конституции и закона (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), которые находят свое официальное и окончательное применение в судебной деятельности <1>.
Статья: К истокам формирования диффузной модели конституционного контроля
(Исмаилов Р.Р. оглы)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Современная концепция конституционного контроля основывается на идее верховенства конституции, которая обеспечивается различными процессуальными средствами, позволяющими гарантировать примат основного закона в правовой системе страны. В различных хронологических и географических контекстах данные средства могут приобретать разные формы. В научной доктрине Испании, Италии, Франции и ряда других стран ученые довольно часто характеризуют их на основе противопоставления политического и судебного контроля за конституционностью законодательства <1>. В первом случае речь идет о несудебном конституционном контроле законодательства, тогда как вторая форма контроля, согласно распространенному мнению во многих странах, может быть диффузной или концентрированной. Это зависит от того, кому именно - судебной власти (судам общей юрисдикции) или отдельному суду, не входящему в судебную систему, - доверены высшие полномочия по обеспечению верховенства конституции и отмене противоречащих ей актов.
(Исмаилов Р.Р. оглы)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Современная концепция конституционного контроля основывается на идее верховенства конституции, которая обеспечивается различными процессуальными средствами, позволяющими гарантировать примат основного закона в правовой системе страны. В различных хронологических и географических контекстах данные средства могут приобретать разные формы. В научной доктрине Испании, Италии, Франции и ряда других стран ученые довольно часто характеризуют их на основе противопоставления политического и судебного контроля за конституционностью законодательства <1>. В первом случае речь идет о несудебном конституционном контроле законодательства, тогда как вторая форма контроля, согласно распространенному мнению во многих странах, может быть диффузной или концентрированной. Это зависит от того, кому именно - судебной власти (судам общей юрисдикции) или отдельному суду, не входящему в судебную систему, - доверены высшие полномочия по обеспечению верховенства конституции и отмене противоречащих ей актов.