Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Ситуация: В каком порядке проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.205. порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.205. порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В порядке Федерального закона N 59-ФЗ рассматриваются жалобы на качество оказания медицинской помощи, однако с учетом норм ст. 89 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 г. N 787н, так как изложенные в обращении факты подлежат проверке в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. При этом максимальный срок таких проверок определен указанными актами в 60 рабочих дней, что превышает предусмотренный Федеральным законом N 59-ФЗ максимально допустимый срок рассмотрения обращений в 60 календарных дней.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В порядке Федерального закона N 59-ФЗ рассматриваются жалобы на качество оказания медицинской помощи, однако с учетом норм ст. 89 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 г. N 787н, так как изложенные в обращении факты подлежат проверке в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. При этом максимальный срок таких проверок определен указанными актами в 60 рабочих дней, что превышает предусмотренный Федеральным законом N 59-ФЗ максимально допустимый срок рассмотрения обращений в 60 календарных дней.
Статья: Правовые проблемы применения специальных знаний при оценке оказанной медицинской помощи
(Проскурина А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Несмотря на то что действующее законодательство предусматривает проведение экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП), которая, в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, в рамках рассмотрения дел в судебном порядке данный вид экспертиз не назначается, поскольку порядок проведения данного вида экспертизы не предусматривает назначение ЭКМП в рамках судебных процессов. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона N 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Порядком осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (утв. Приказом Минздрава России от 16.05.2017 N 226н). Согласно п. 4 указанного Порядка экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Для проведения экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, оказанной в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, предусмотрен отдельный порядок проведения ЭКМП (ст. 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
(Проскурина А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Несмотря на то что действующее законодательство предусматривает проведение экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП), которая, в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, в рамках рассмотрения дел в судебном порядке данный вид экспертиз не назначается, поскольку порядок проведения данного вида экспертизы не предусматривает назначение ЭКМП в рамках судебных процессов. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона N 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Порядком осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (утв. Приказом Минздрава России от 16.05.2017 N 226н). Согласно п. 4 указанного Порядка экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Для проведения экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, оказанной в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, предусмотрен отдельный порядок проведения ЭКМП (ст. 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Статья: Особенности и направления совершенствования федерального государственного контроля и надзора за обращением медицинских изделий
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Однако в подзаконном регулировании ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе соблюдения обязательных требований к обращению медицинских изделий, существуют пробелы и коллизии. В этой связи необходимо нормативное закрепление не только данной функции и полномочий по ее осуществлению в статутных положениях о федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, но и принятие этими органами соответствующих ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных медицинских организациях и включающих в себя проверку соблюдения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации.
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Однако в подзаконном регулировании ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе соблюдения обязательных требований к обращению медицинских изделий, существуют пробелы и коллизии. В этой связи необходимо нормативное закрепление не только данной функции и полномочий по ее осуществлению в статутных положениях о федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, но и принятие этими органами соответствующих ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных медицинских организациях и включающих в себя проверку соблюдения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации.
Статья: Обеспечение прав заявителей на стадии возбуждения уголовного дела (на примере преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи)
(Батурина Е.В., Дармаева В.Д.)
("Российский следователь", 2021, N 8)- в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности внеплановая документарная целевая проверка министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации с привлечением профильных специалистов;
(Батурина Е.В., Дармаева В.Д.)
("Российский следователь", 2021, N 8)- в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности внеплановая документарная целевая проверка министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации с привлечением профильных специалистов;
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Во-первых, это множество параллельно действующих видов контроля с многократным частичным дублированием полномочий между ТФОМС по субъектам Российской Федерации, страховыми медицинскими организациями, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, ФМБА, органами ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, национальными медицинскими исследовательскими центрами. При этом риск-ориентированный подход коснулся только части из вышеназванных организаций.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Во-первых, это множество параллельно действующих видов контроля с многократным частичным дублированием полномочий между ТФОМС по субъектам Российской Федерации, страховыми медицинскими организациями, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, ФМБА, органами ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, национальными медицинскими исследовательскими центрами. При этом риск-ориентированный подход коснулся только части из вышеназванных организаций.
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В статье подтверждается авторская позиция об отнесении государственного контроля (надзора) к административному надзору, что позволяет его отграничивать от собственно контрольной деятельности как функции управления, которая присуща всем социальным системам, в том числе системе органов публичной власти и публичному управлению. Анализируется теоретическая основа ведомственного контроля в системе органов исполнительной власти, к видам которого на федеральном уровне предлагается отнести контроль федеральных министерств в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти; контроль федеральных органов исполнительной власти в отношении подведомственных им организаций; контроль федеральных органов исполнительной власти за осуществлением переданной части своих полномочий соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Рассмотрена правовая база контроля федеральных органов исполнительной власти за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий, а также ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выявлены недостатки и предложены пути их устранения.
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В статье подтверждается авторская позиция об отнесении государственного контроля (надзора) к административному надзору, что позволяет его отграничивать от собственно контрольной деятельности как функции управления, которая присуща всем социальным системам, в том числе системе органов публичной власти и публичному управлению. Анализируется теоретическая основа ведомственного контроля в системе органов исполнительной власти, к видам которого на федеральном уровне предлагается отнести контроль федеральных министерств в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти; контроль федеральных органов исполнительной власти в отношении подведомственных им организаций; контроль федеральных органов исполнительной власти за осуществлением переданной части своих полномочий соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Рассмотрена правовая база контроля федеральных органов исполнительной власти за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий, а также ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выявлены недостатки и предложены пути их устранения.