В конституции какого года появилась статья о свободе слова
Подборка наиболее важных документов по запросу В конституции какого года появилась статья о свободе слова (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные этапы становления прав личности в информационной сфере
(Травников Н.О.)
("Современное право", 2016, N 2)В.Д. Зорькин считает, что "начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 года" [2]. В данном акте указывается: "Свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме парламента". Приведенное положение закрепляет возможность исключительно членов законодательного органа свободно высказывать свое мнение внутри парламента. Лишь впоследствии, спустя практически век, свобода слова по отношению ко всем гражданам появляется в конституциях наиболее прогрессивных государств того времени.
(Травников Н.О.)
("Современное право", 2016, N 2)В.Д. Зорькин считает, что "начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 года" [2]. В данном акте указывается: "Свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме парламента". Приведенное положение закрепляет возможность исключительно членов законодательного органа свободно высказывать свое мнение внутри парламента. Лишь впоследствии, спустя практически век, свобода слова по отношению ко всем гражданам появляется в конституциях наиболее прогрессивных государств того времени.
Статья: Проблемы регулирования права на предвыборную агитацию в контексте Постановления Конституционного Суда по вопросу об агитации "против всех"
(Голованов Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2006, N 2)Конституционный Суд, следуя своим правовым позициям, указал на необходимость поиска баланса между правом на свободные выборы, гарантированным положениями части 1 статьи 1 и части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, и правом на свободу слова и информации, провозглашенным частями 1 и 4 статьи 29 Конституции. Суд указал также на необходимость не допускать несоразмерных ограничений данных прав и появления неравенства в их реализации. Развивая данную позицию, Суд сослался на правовые позиции Европейского суда по правам человека, сформулированные в решении от 19 февраля 1998 года по делу Боуман против Соединенного Королевства, выделив два основных посыла. Во-первых, свобода слова. В особенности это касается политической дискуссии и свободных выборов. Будучи взаимосвязаны между собой, они укрепляют друг друга. Поэтому особенно важно, чтобы в период, предшествующий выборам, могли свободно циркулировать всякого рода информация и мнения. Во-вторых, два указанных права при некоторых обстоятельствах могут вступить в конфликт, и тогда может возникнуть необходимость, чтобы до проведения выборов или во время выборов были установлены определенные ограничения свободы слова, которые были бы неприемлемы в обычных условиях.
(Голованов Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2006, N 2)Конституционный Суд, следуя своим правовым позициям, указал на необходимость поиска баланса между правом на свободные выборы, гарантированным положениями части 1 статьи 1 и части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, и правом на свободу слова и информации, провозглашенным частями 1 и 4 статьи 29 Конституции. Суд указал также на необходимость не допускать несоразмерных ограничений данных прав и появления неравенства в их реализации. Развивая данную позицию, Суд сослался на правовые позиции Европейского суда по правам человека, сформулированные в решении от 19 февраля 1998 года по делу Боуман против Соединенного Королевства, выделив два основных посыла. Во-первых, свобода слова. В особенности это касается политической дискуссии и свободных выборов. Будучи взаимосвязаны между собой, они укрепляют друг друга. Поэтому особенно важно, чтобы в период, предшествующий выборам, могли свободно циркулировать всякого рода информация и мнения. Во-вторых, два указанных права при некоторых обстоятельствах могут вступить в конфликт, и тогда может возникнуть необходимость, чтобы до проведения выборов или во время выборов были установлены определенные ограничения свободы слова, которые были бы неприемлемы в обычных условиях.
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)1) внести изменения в ч. 4 ст. 95 Конституции Российской Федерации, заменив слова "достигший 30 лет" словами "достигший 45 лет, имеющий высшее образование или ученую степень в области права, экономики, государственного управления";
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)1) внести изменения в ч. 4 ст. 95 Конституции Российской Федерации, заменив слова "достигший 30 лет" словами "достигший 45 лет, имеющий высшее образование или ученую степень в области права, экономики, государственного управления";
Статья: Информационно-коммуникационная сеть Интернет как средство реализации конституционных прав граждан
(Клычев Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 5)Прежде всего Интернет стал основным каналом получения и распространения информации в обществе. А значит - важнейшим способом реализации предусмотренных ст. 29 Конституции РФ свободы мысли и слова, права граждан на поиск, получение, производство и распространение информации.
(Клычев Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 5)Прежде всего Интернет стал основным каналом получения и распространения информации в обществе. А значит - важнейшим способом реализации предусмотренных ст. 29 Конституции РФ свободы мысли и слова, права граждан на поиск, получение, производство и распространение информации.
Статья: Личность преступника, совершающего преступления против основ политической системы
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Нас же интересуют в первую очередь личности людей, которые сознательно и целенаправленно стремятся совершить преступления, направленные на подрыв конституционного строя. В Конституции Российской Федерации (далее - РФ) в ст. 4 сказано: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". В ст. 13 Конституции говорится: "В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом". В Конституции в ст. 29 сказано: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова". "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В Конституции в ст. 32 сформулировано: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Нас же интересуют в первую очередь личности людей, которые сознательно и целенаправленно стремятся совершить преступления, направленные на подрыв конституционного строя. В Конституции Российской Федерации (далее - РФ) в ст. 4 сказано: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". В ст. 13 Конституции говорится: "В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом". В Конституции в ст. 29 сказано: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова". "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В Конституции в ст. 32 сформулировано: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".
Статья: Некоторые теоретические вопросы интеграции конституционного законодательства в странах ЕАЭС
(Дуйсенов Е.Э.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В пункте 1 ст. 20 Конституции Казахстана лишь констатируется, что свобода слова и творчества гарантируются. В данном аспекте, полагаем, можно отметить лишь незначительную роль государства в конституционно-правовом регулировании сферы науки. При этом конституционная реформа в Казахстане 2022 г. практически не затронула и, что очень важно, не расширила государственно-правовое регулирование сферы науки на уровне Конституции, тогда как роль данной сферы в современных условиях ЕАЭС имеет ярко выраженную тенденцию к росту.
(Дуйсенов Е.Э.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В пункте 1 ст. 20 Конституции Казахстана лишь констатируется, что свобода слова и творчества гарантируются. В данном аспекте, полагаем, можно отметить лишь незначительную роль государства в конституционно-правовом регулировании сферы науки. При этом конституционная реформа в Казахстане 2022 г. практически не затронула и, что очень важно, не расширила государственно-правовое регулирование сферы науки на уровне Конституции, тогда как роль данной сферы в современных условиях ЕАЭС имеет ярко выраженную тенденцию к росту.
Статья: К вопросу о свободе слова в сети Интернет
(Бендюрина С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 7)На сегодня свобода слова представляет совокупность различных правомочий: получение, производство, передача, распространение информации, - выступая при этом элементом системы средств массовой информации, при действии которых она находит свой способ воплощения <4>. Стоит отметить, что иные свободы находятся в неразрывной связи со свободой слова, такие как свобода собраний и объединений, уважение частной и семейной жизни и т.д. Неразрывная связь означает, что реализация свободы слова может вступать в конфликт как с индивидуальными, так и с публичными интересами, поэтому неизбежно установление границ, во многом определяемых объективными закономерностями развития общества. Множественными федеральными законами с учетом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, такие правовые пределы реализации свободы слова уже установлены <5>.
(Бендюрина С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 7)На сегодня свобода слова представляет совокупность различных правомочий: получение, производство, передача, распространение информации, - выступая при этом элементом системы средств массовой информации, при действии которых она находит свой способ воплощения <4>. Стоит отметить, что иные свободы находятся в неразрывной связи со свободой слова, такие как свобода собраний и объединений, уважение частной и семейной жизни и т.д. Неразрывная связь означает, что реализация свободы слова может вступать в конфликт как с индивидуальными, так и с публичными интересами, поэтому неизбежно установление границ, во многом определяемых объективными закономерностями развития общества. Множественными федеральными законами с учетом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, такие правовые пределы реализации свободы слова уже установлены <5>.
Статья: Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов: проблемы объекта, потерпевшего и предмета преступления
(Дегтерев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 10)Во втором случае содержание объекта, на наш взгляд, искажено. В статье 29 Конституции РФ говорится о свободе слова и массовой информации, гарантией которой является запрет на цензуру, т.е. требование к редакциям средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также запрещение на распространение последних или их частей. Следовательно, указанное конституционное положение относится к свободе массовой информации, а не к свободе средств массовой информации. К тому же в данной трактовке объекта трудно понять, о какой свободе средств массовой информации идет речь: экономической, организационной, идеологической и т.д.?
(Дегтерев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 10)Во втором случае содержание объекта, на наш взгляд, искажено. В статье 29 Конституции РФ говорится о свободе слова и массовой информации, гарантией которой является запрет на цензуру, т.е. требование к редакциям средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также запрещение на распространение последних или их частей. Следовательно, указанное конституционное положение относится к свободе массовой информации, а не к свободе средств массовой информации. К тому же в данной трактовке объекта трудно понять, о какой свободе средств массовой информации идет речь: экономической, организационной, идеологической и т.д.?
Статья: Онлайн-диффамация и проблема ее пресечения мерами гражданского права
(Яценко Т.С.)
("Закон", 2024, N 1)Само по себе анонимное участие в виртуальном общении в большинстве стран мира не признается правонарушением. Более того, в некоторых национальных правопорядках оно охраняется нормами о свободе слова и выражения мнений. Например, Верховный суд США в 1997 году распространил действие первой поправки к Конституции на свободу слова в Интернете, которая включает и право на анонимное участие <24>.
(Яценко Т.С.)
("Закон", 2024, N 1)Само по себе анонимное участие в виртуальном общении в большинстве стран мира не признается правонарушением. Более того, в некоторых национальных правопорядках оно охраняется нормами о свободе слова и выражения мнений. Например, Верховный суд США в 1997 году распространил действие первой поправки к Конституции на свободу слова в Интернете, которая включает и право на анонимное участие <24>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Данная норма восполняет пробел ст. 33 Конституции Российской Федерации, которая прямо не предусматривает право на критику, как это ранее было предусмотрено ст. 49 Конституции СССР 1977 г. <259>. Такое право проистекает из норм ч. 1 ст. 3 (народ - единственный источник власти) и ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации (о свободе мысли и слова).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Данная норма восполняет пробел ст. 33 Конституции Российской Федерации, которая прямо не предусматривает право на критику, как это ранее было предусмотрено ст. 49 Конституции СССР 1977 г. <259>. Такое право проистекает из норм ч. 1 ст. 3 (народ - единственный источник власти) и ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации (о свободе мысли и слова).
Статья: Конституционные гарантии свободы слова в информационном обществе в условиях цифровизации
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Пользование правами и свободами на выражение убеждений, согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, налагает на человека особые обязанности и ответственность. Право на выражение своего убеждения сопряжено с ограничениями, которые устанавливаются законом и необходимы для уважения прав других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Статья 29 Конституции РФ устанавливает ограничения свободы слова: запрет социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а положения ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяют запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства и разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни <20>. Конституционный Суд РФ разъясняет, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в ВОВ является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории <21>.
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Пользование правами и свободами на выражение убеждений, согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, налагает на человека особые обязанности и ответственность. Право на выражение своего убеждения сопряжено с ограничениями, которые устанавливаются законом и необходимы для уважения прав других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Статья 29 Конституции РФ устанавливает ограничения свободы слова: запрет социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а положения ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяют запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства и разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни <20>. Конституционный Суд РФ разъясняет, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в ВОВ является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории <21>.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)10. Обработка персональных данных допустима без согласия субъекта в тех случаях, когда она осуществляется в общественном интересе, таком как реализация права на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ) профессиональным журналистом и (или) в рамках законной деятельности средства массовой информации, а также для реализации права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ). Однако при этом положения п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных делают оговорку о недопустимости нарушения прав и законных интересов субъекта персональных данных.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)10. Обработка персональных данных допустима без согласия субъекта в тех случаях, когда она осуществляется в общественном интересе, таком как реализация права на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ) профессиональным журналистом и (или) в рамках законной деятельности средства массовой информации, а также для реализации права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ). Однако при этом положения п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных делают оговорку о недопустимости нарушения прав и законных интересов субъекта персональных данных.