Уведомление о начале сноса
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о начале сноса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2025 N 13АП-36655/2024 по делу N А56-75522/2024
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования: О взыскании в порядке регресса убытков, возникших в связи с возмещением вреда потерпевшему лицу.
Обстоятельства: Истец на основании вступившего в законную силу судебного акта выплатил потерпевшему денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного в результате разрыва магистрали теплоснабжения, размыва грунта горячей водой и обрушения в связи с этим асфальтового покрытия. Причиной аварии, по мнению истца, послужила незаконная организация ответчиком парковки в месте прохождения теплотрассы и в ее охранной зоне.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником - удовлетворено.В обоснование жалобы ссылается на ошибочность выводов суда о том, что истцом своевременно не были предприняты должные меры по устранению препятствий в реализации права хозяйственного ведения на тепловые сети. Указанное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении истца. Напротив, как отмечает истец, до обращения с иском в рамках дела N А56-56602/2021 истец неоднократно уведомлял ответчика о необходимости соблюдения охранных зон тепловых сетей. Ответчик, начиная с 2018 года, зная о том, что своими действиями нарушает требования законодательства, действий по сносу парковки в охранной зоне не предпринял.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования: О взыскании в порядке регресса убытков, возникших в связи с возмещением вреда потерпевшему лицу.
Обстоятельства: Истец на основании вступившего в законную силу судебного акта выплатил потерпевшему денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного в результате разрыва магистрали теплоснабжения, размыва грунта горячей водой и обрушения в связи с этим асфальтового покрытия. Причиной аварии, по мнению истца, послужила незаконная организация ответчиком парковки в месте прохождения теплотрассы и в ее охранной зоне.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О замене стороны правопреемником - удовлетворено.В обоснование жалобы ссылается на ошибочность выводов суда о том, что истцом своевременно не были предприняты должные меры по устранению препятствий в реализации права хозяйственного ведения на тепловые сети. Указанное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении истца. Напротив, как отмечает истец, до обращения с иском в рамках дела N А56-56602/2021 истец неоднократно уведомлял ответчика о необходимости соблюдения охранных зон тепловых сетей. Ответчик, начиная с 2018 года, зная о том, что своими действиями нарушает требования законодательства, действий по сносу парковки в охранной зоне не предпринял.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время следует отметить применимость нормы ст. 9.5.2 КоАП РФ, введенной <1> в конце 2018 года, поскольку положениями п. п. 11 и 14 ст. 55.31 ГрК РФ прямо предусмотрено размещение в ИСОГД уведомления о начале сноса и прилагаемых к нему документов, а также уведомления о завершении сноса именно тем органом местного самоуправления, в который обязан направлять такие уведомления застройщик или технический заказчик, осуществляющие снос ОКС. Диспозиция ст. 9.5.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в том числе юридических лиц за нарушение сроков направления в органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), документов, материалов или сведений о них, подлежащих размещению в соответствии с ГрК РФ в таких информационных системах. Следовательно, нарушение предусмотренного для сноса ОКС уведомительного порядка образует признаки состава указанного административного правонарушения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время следует отметить применимость нормы ст. 9.5.2 КоАП РФ, введенной <1> в конце 2018 года, поскольку положениями п. п. 11 и 14 ст. 55.31 ГрК РФ прямо предусмотрено размещение в ИСОГД уведомления о начале сноса и прилагаемых к нему документов, а также уведомления о завершении сноса именно тем органом местного самоуправления, в который обязан направлять такие уведомления застройщик или технический заказчик, осуществляющие снос ОКС. Диспозиция ст. 9.5.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в том числе юридических лиц за нарушение сроков направления в органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), документов, материалов или сведений о них, подлежащих размещению в соответствии с ГрК РФ в таких информационных системах. Следовательно, нарушение предусмотренного для сноса ОКС уведомительного порядка образует признаки состава указанного административного правонарушения.
Готовое решение: Нужно ли получать разрешение на снос здания
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомления нужно подать как до начала работ по сносу, так и после их завершения. Сами работы по сносу должны выполняться в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 1, 9, 12 ст. 55.31 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомления нужно подать как до начала работ по сносу, так и после их завершения. Сами работы по сносу должны выполняться в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 1, 9, 12 ст. 55.31 ГрК РФ).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
(ред. от 31.07.2025)9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
Постановление Правительства РФ от 06.08.2024 N 1055
"Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"в) уведомление оператора связи о сроках начала капитального и текущего ремонта, реконструкции и сноса многоквартирного дома;
"Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"в) уведомление оператора связи о сроках начала капитального и текущего ремонта, реконструкции и сноса многоквартирного дома;
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 31.03.2025 N 03-05-05-01/31291 <Налог на имущество организаций: объекты налогообложения и порядок расчета>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Для освобождения от налоговых платежей необходимо направить в налоговую инспекцию заявление установленного образца (форма, утвержденная Приказом ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/668@, Приложение N 1). Рекомендуется сразу приложить к заявлению документы, подтверждающие факт утраты имущества. В качестве подтверждения могут выступать, например, справка из пожарной службы или уведомление о сносе капитального строения.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Для освобождения от налоговых платежей необходимо направить в налоговую инспекцию заявление установленного образца (форма, утвержденная Приказом ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/668@, Приложение N 1). Рекомендуется сразу приложить к заявлению документы, подтверждающие факт утраты имущества. В качестве подтверждения могут выступать, например, справка из пожарной службы или уведомление о сносе капитального строения.
Обзор: "Основные изменения законодательства в 2022 году для бухгалтера бюджетной организации"
(КонсультантПлюс, 2022)Заявление подается, чтобы с начала месяца гибели или уничтожения объекта на него перестали начислять налог на имущество. К заявлению можно приложить подтверждающие документы (например, справку органа государственного пожарного надзора, акт обследования объекта кадастровым инженером, уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства).
(КонсультантПлюс, 2022)Заявление подается, чтобы с начала месяца гибели или уничтожения объекта на него перестали начислять налог на имущество. К заявлению можно приложить подтверждающие документы (например, справку органа государственного пожарного надзора, акт обследования объекта кадастровым инженером, уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства).
Статья: Изъятие земель, предоставленных муниципальными органами частным лицам: вечные вопросы - кто виноват и что делать?
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)"56 военная прокуратура" обратилась в суд с виндикационным иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения частных лиц, признании разрешения на строительство незаконным, а возведенных зданий - самовольными постройками и их сносе. Решением Курского районного суда от 1 декабря 2016 г. по делу N 2-133\086-2016 иск был частично удовлетворен. Характерно, что получение разрешения и само строительство ООО начали осуществлять после уведомления о подаче иска. Таким образом, не имея разрешения от государственных органов, спорные объекты были возведены на землях военного объекта. Арбитражный суд Центрального округа указал <13>, что ООО были надлежащим образом уведомлены о требованиях Министерства обороны, но, несмотря на это, обратились в Администрацию Курского района за разрешением на строительство и начали стройку. Суд указал, что вина частных лиц в неосмотрительности для предотвращения своих убытков и непринятии для этого разумных мер. Выданное муниципалитетом разрешение не является основанием самовольной постройки. Таким образом, суды встали полностью на сторону федеральных и муниципальных органов. На наш взгляд, не умаляя вины юридических лиц в данном случае, спорными моментами являются действия муниципального органа по предоставлению участков частным лицам, которые были учтены в кадастре как федеральная собственность Министерства обороны, по переводу земель в категорию населенных пунктов и выдаче разрешения на строительство, когда судебный спор уже был инициирован, и сложно поверить, что муниципальные власти не знали о судебном разбирательстве. Вызывает большие вопросы ситуация, когда при постановке на кадастровый учет один и тот же участок оказался изначально и в частной, и в публичной собственности, что связано, как видится, в халатности должностных лиц при учете объектов недвижимости, неточности в определении границ участков и правообладателей, когда бумажные носители могли быть утрачены либо допускались неточности в расчетах границ. Итогом являются огромные убытки юридических лиц, которые они понесли и будут нести в связи с обязанностью снести постройки за свой счет, имея документы о праве собственности на землю и разрешение на строительство.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)"56 военная прокуратура" обратилась в суд с виндикационным иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения частных лиц, признании разрешения на строительство незаконным, а возведенных зданий - самовольными постройками и их сносе. Решением Курского районного суда от 1 декабря 2016 г. по делу N 2-133\086-2016 иск был частично удовлетворен. Характерно, что получение разрешения и само строительство ООО начали осуществлять после уведомления о подаче иска. Таким образом, не имея разрешения от государственных органов, спорные объекты были возведены на землях военного объекта. Арбитражный суд Центрального округа указал <13>, что ООО были надлежащим образом уведомлены о требованиях Министерства обороны, но, несмотря на это, обратились в Администрацию Курского района за разрешением на строительство и начали стройку. Суд указал, что вина частных лиц в неосмотрительности для предотвращения своих убытков и непринятии для этого разумных мер. Выданное муниципалитетом разрешение не является основанием самовольной постройки. Таким образом, суды встали полностью на сторону федеральных и муниципальных органов. На наш взгляд, не умаляя вины юридических лиц в данном случае, спорными моментами являются действия муниципального органа по предоставлению участков частным лицам, которые были учтены в кадастре как федеральная собственность Министерства обороны, по переводу земель в категорию населенных пунктов и выдаче разрешения на строительство, когда судебный спор уже был инициирован, и сложно поверить, что муниципальные власти не знали о судебном разбирательстве. Вызывает большие вопросы ситуация, когда при постановке на кадастровый учет один и тот же участок оказался изначально и в частной, и в публичной собственности, что связано, как видится, в халатности должностных лиц при учете объектов недвижимости, неточности в определении границ участков и правообладателей, когда бумажные носители могли быть утрачены либо допускались неточности в расчетах границ. Итогом являются огромные убытки юридических лиц, которые они понесли и будут нести в связи с обязанностью снести постройки за свой счет, имея документы о праве собственности на землю и разрешение на строительство.
Вопрос: Какой установлен порядок сноса жилых домов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Застройщик или технический заказчик подает уведомление на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через МФЦ, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства наряду с вышеуказанными способами может осуществляться: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч. 9, 9.1 ст. 55.31 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Застройщик или технический заказчик подает уведомление на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через МФЦ, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства наряду с вышеуказанными способами может осуществляться: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч. 9, 9.1 ст. 55.31 ГрК РФ).
Готовое решение: Как провести снос (ликвидацию) объекта капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)За семь рабочих дней до начала сноса подайте в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе. Работы по сносу должна выполнить организация (ИП), являющаяся членом СРО в области строительства. Не позже семи рабочих дней после окончания работ требуется подать уведомление о завершении работ по сносу.
(КонсультантПлюс, 2025)За семь рабочих дней до начала сноса подайте в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе. Работы по сносу должна выполнить организация (ИП), являющаяся членом СРО в области строительства. Не позже семи рабочих дней после окончания работ требуется подать уведомление о завершении работ по сносу.
Статья: Самовольные постройки: позиции ВС РФ
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Срок исковой давности по требованию о сносе самовольной постройки, заявленному собственником земельного участка, начинает течь не ранее момента, когда арендатор отказался возвратить переданный участок, на котором возведена самовольная постройка.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Срок исковой давности по требованию о сносе самовольной постройки, заявленному собственником земельного участка, начинает течь не ранее момента, когда арендатор отказался возвратить переданный участок, на котором возведена самовольная постройка.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи говорится о процедуре сноса объекта капитального строительства. Первоначальной стадией этой процедуры является подача в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направление в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи говорится о процедуре сноса объекта капитального строительства. Первоначальной стадией этой процедуры является подача в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направление в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Отметим тот факт, что перед началом процедуры сноса здания или сооружения технический заказчик или застройщик обязан известить орган местного самоуправления о начале сноса здания не позднее семи дней, а также разместить информацию о завершении работ по сносу строения на информационном портале. Форму уведомления утверждает Минстрой приказом. На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен Приказ Минстроя России "Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства" <9>. Эти требования касаются исключительно юридических лиц или ИП, которые выполняют такие работы по государственным контрактам или при подготовке строительной площадки по программам реноваций. Частный же сектор застройки в виде ИЖС, если строит сам собственник без подряда ИП или юридического лица - застройщика, не имеет четкой регламентации, за исключением массовой застройки в виде коттеджного поселка или индивидуально-обособленного строения для проживания одной семьи нанятым застройщиком. В этом случае застройщик и обязан утилизировать строительный мусор с участка застройки согласно требованиям нормативных актов природоохранного законодательства.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Отметим тот факт, что перед началом процедуры сноса здания или сооружения технический заказчик или застройщик обязан известить орган местного самоуправления о начале сноса здания не позднее семи дней, а также разместить информацию о завершении работ по сносу строения на информационном портале. Форму уведомления утверждает Минстрой приказом. На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен Приказ Минстроя России "Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства" <9>. Эти требования касаются исключительно юридических лиц или ИП, которые выполняют такие работы по государственным контрактам или при подготовке строительной площадки по программам реноваций. Частный же сектор застройки в виде ИЖС, если строит сам собственник без подряда ИП или юридического лица - застройщика, не имеет четкой регламентации, за исключением массовой застройки в виде коттеджного поселка или индивидуально-обособленного строения для проживания одной семьи нанятым застройщиком. В этом случае застройщик и обязан утилизировать строительный мусор с участка застройки согласно требованиям нормативных актов природоохранного законодательства.