Устав первичной профсоюзной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав первичной профсоюзной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности есть при увольнении членов профсоюза по инициативе работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Если первичная профсоюзная организация входит в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, то информацию об органах этого профсоюза вы можете найти в его уставе (абз. 2, 3, 5 ст. 3, п. п. 1, 2 ст. 7 Закона о профсоюзах). Копия такого устава может находиться в первичной профсоюзной организации, так как она может действовать на его основании. Также устав может быть размещен на сайте профсоюза в сети Интернет, как, например, у Общероссийского профсоюза образования (http://www.eseur.ru/ustav_profsoyuza/).
(КонсультантПлюс, 2025)Если первичная профсоюзная организация входит в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, то информацию об органах этого профсоюза вы можете найти в его уставе (абз. 2, 3, 5 ст. 3, п. п. 1, 2 ст. 7 Закона о профсоюзах). Копия такого устава может находиться в первичной профсоюзной организации, так как она может действовать на его основании. Также устав может быть размещен на сайте профсоюза в сети Интернет, как, например, у Общероссийского профсоюза образования (http://www.eseur.ru/ustav_profsoyuza/).
Путеводитель по кадровым вопросам. Профсоюз2) общероссийский профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. Такие работники должны быть связаны общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ (на территориях более половины субъектов РФ) либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. В структуре этого профсоюза в соответствии с его уставом наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Общероссийскими профсоюзами являются, в частности, Общероссийский профсоюз авиационных работников, Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др.;
Нормативные акты
Статья: Проблемы свободы объединения: сравнительно-правовое исследование норм законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Следует отметить, что аналогичная проблема возникает и в Кыргызстане, поскольку проект закона "О профессиональных союзах КР" <17> (уже прошедший вторые чтения в Жогорку Кенеше (Верховном Совете) Кыргызской Республики) во многом совпадает с казахстанским Законом "О профессиональных союзах" ввиду того, что по утверждениям разработчиков в процессе подготовки этого проекта закона за основу был взят указанный казахстанский закон. Этот проект закона также детально определяет всю структурную организацию профессиональных союзов в Кыргызстане (ст. 7 - 12). Кроме того, проект закрепляет положение о том, что уставы локальных и первичных профсоюзных организаций, входящих в состав отраслевых и территориальных объединений профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих объединений. Уставы членских организаций Федерации профсоюзов Кыргызской Республики не должны противоречить уставу Федерации профсоюзов Кыргызской Республики (ст. 15).
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Следует отметить, что аналогичная проблема возникает и в Кыргызстане, поскольку проект закона "О профессиональных союзах КР" <17> (уже прошедший вторые чтения в Жогорку Кенеше (Верховном Совете) Кыргызской Республики) во многом совпадает с казахстанским Законом "О профессиональных союзах" ввиду того, что по утверждениям разработчиков в процессе подготовки этого проекта закона за основу был взят указанный казахстанский закон. Этот проект закона также детально определяет всю структурную организацию профессиональных союзов в Кыргызстане (ст. 7 - 12). Кроме того, проект закрепляет положение о том, что уставы локальных и первичных профсоюзных организаций, входящих в состав отраслевых и территориальных объединений профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих объединений. Уставы членских организаций Федерации профсоюзов Кыргызской Республики не должны противоречить уставу Федерации профсоюзов Кыргызской Республики (ст. 15).
Готовое решение: Как утвердить график отпусков
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть мотивированным (то есть обоснованным). В частности, в случае несогласия с вашим проектом графика отпусков он должен письменно разъяснить, с чем конкретно не согласен. Но нормативно не определено, насколько подробными и нормативно аргументированными должны быть доводы профсоюза. Это следует из ч. 1 ст. 123, ч. 1 - 3 ст. 372 ТК РФ. Мотивированное мнение должно быть подписано представителем выборного органа первичной профсоюзной организации, уполномоченным на это в соответствии с уставом профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Обычно это руководитель профсоюза. Это следует, в частности, из ст. 3, п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 7 Закона о профсоюзах.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть мотивированным (то есть обоснованным). В частности, в случае несогласия с вашим проектом графика отпусков он должен письменно разъяснить, с чем конкретно не согласен. Но нормативно не определено, насколько подробными и нормативно аргументированными должны быть доводы профсоюза. Это следует из ч. 1 ст. 123, ч. 1 - 3 ст. 372 ТК РФ. Мотивированное мнение должно быть подписано представителем выборного органа первичной профсоюзной организации, уполномоченным на это в соответствии с уставом профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Обычно это руководитель профсоюза. Это следует, в частности, из ст. 3, п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 7 Закона о профсоюзах.
Статья: Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства о предоставлении персонала
(Саурин С.А.)
("Закон", 2022, N 10)Думается, что решение указанной проблемы следует искать по двум направлениям. Во-первых, действующим законодательством не запрещено создавать первичные профсоюзные организации без привязки их к конкретному работодателю. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация определена как "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации". На практике в настоящее время некоторыми профессиональными союзами используется модель выстраивания собственной структуры на локальном уровне социального партнерства по территориальному признаку вне связи с конкретными организациями. Так, в соответствии с п. 6.1 Устава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" первичной профсоюзной организацией считается добровольное объединение членов профсоюза, проживающих и (или) работающих на территории одного или нескольких близлежащих муниципальных образований либо объединившихся по признаку профильной профессиональной специализации <5>. Думается, что такой подход соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 октября 2013 года N 22-П, в соответствии с которой социальные партнеры могут по своему усмотрению выбирать удобный для них уровень социально-партнерского взаимодействия и создавать соответствующие организации для осуществления такого взаимодействия. Подобный подход к регулированию правового статуса первичных профсоюзных организаций может позволить работникам, направляемым к принимающей стороне, реализовать свое право на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них, как у направляющей, так и у принимающей стороны. Возможно, целесообразным было бы рассмотреть прямое законодательное указание на право направляемых работников создавать первичные профсоюзные организации по территориальному признаку и через них взаимодействовать с направляющей и принимающими сторонами.
(Саурин С.А.)
("Закон", 2022, N 10)Думается, что решение указанной проблемы следует искать по двум направлениям. Во-первых, действующим законодательством не запрещено создавать первичные профсоюзные организации без привязки их к конкретному работодателю. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация определена как "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации". На практике в настоящее время некоторыми профессиональными союзами используется модель выстраивания собственной структуры на локальном уровне социального партнерства по территориальному признаку вне связи с конкретными организациями. Так, в соответствии с п. 6.1 Устава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" первичной профсоюзной организацией считается добровольное объединение членов профсоюза, проживающих и (или) работающих на территории одного или нескольких близлежащих муниципальных образований либо объединившихся по признаку профильной профессиональной специализации <5>. Думается, что такой подход соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 октября 2013 года N 22-П, в соответствии с которой социальные партнеры могут по своему усмотрению выбирать удобный для них уровень социально-партнерского взаимодействия и создавать соответствующие организации для осуществления такого взаимодействия. Подобный подход к регулированию правового статуса первичных профсоюзных организаций может позволить работникам, направляемым к принимающей стороне, реализовать свое право на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них, как у направляющей, так и у принимающей стороны. Возможно, целесообразным было бы рассмотреть прямое законодательное указание на право направляемых работников создавать первичные профсоюзные организации по территориальному признаку и через них взаимодействовать с направляющей и принимающими сторонами.