Устав органа местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опубликование и вступление в силу муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)...действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)...действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Структура органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту... Устава в структуру органов местного самоуправления... городского округа включена Контрольно-счетная палата... городского округа...
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту... Устава в структуру органов местного самоуправления... городского округа включена Контрольно-счетная палата... городского округа...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о местном самоуправлении также определяет, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок регистрации устава ТОС определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 6, 7 ст. 50 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о местном самоуправлении также определяет, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок регистрации устава ТОС определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 6, 7 ст. 50 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредительным документом казенного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченным государственным органом РФ, государственным органом субъектов РФ или органом местного самоуправления. Устав казенного предприятия, кроме обязательных сведений, указанных в п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия (п. 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредительным документом казенного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченным государственным органом РФ, государственным органом субъектов РФ или органом местного самоуправления. Устав казенного предприятия, кроме обязательных сведений, указанных в п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия (п. 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий:
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"15. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"15. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, сравнение по юридической силе законов субъектов РФ с федеральными подзаконными актами не совсем корректно. Конституция РФ (ст. 76) регулирует соотношение федеральных и региональных законов, признает возможность противоречий между ними и содержит нормы, позволяющие их разрешить. Но Конституция РФ не регулирует соотношение региональных законов и федеральных подзаконных актов и не устанавливает правил разрешения противоречий между ними. Данные нормативные правовые акты находятся как бы в разных плоскостях нормативно-правового пространства, которые непосредственно друг с другом не пересекаются. Федеральные подзаконные акты взаимодействуют с Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Конституции (уставы) и законы субъектов РФ находятся в сфере взаимодействия с Конституцией РФ и федеральными законами, а также с подзаконными региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, сравнение по юридической силе законов субъектов РФ с федеральными подзаконными актами не совсем корректно. Конституция РФ (ст. 76) регулирует соотношение федеральных и региональных законов, признает возможность противоречий между ними и содержит нормы, позволяющие их разрешить. Но Конституция РФ не регулирует соотношение региональных законов и федеральных подзаконных актов и не устанавливает правил разрешения противоречий между ними. Данные нормативные правовые акты находятся как бы в разных плоскостях нормативно-правового пространства, которые непосредственно друг с другом не пересекаются. Федеральные подзаконные акты взаимодействуют с Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Конституции (уставы) и законы субъектов РФ находятся в сфере взаимодействия с Конституцией РФ и федеральными законами, а также с подзаконными региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)Согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)Согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Следует отметить также, что федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Следует отметить также, что федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В ряде субъектов РФ вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городских и сельских поселений, а также осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения переданы на районный уровень <1>. В Новгородской области Постановлением администрации Шимского муниципального района от 27 декабря 2016 г. N 598 утверждено Положение о муниципальном контроле в области использования и охраны особо охраняемых территорий местного значения на территории Медведского, Подгощского и Уторгошского сельских поселений, хотя в тексте данного документы нет ссылок на соглашение о передаче району полномочий указанных поселений - собственников особо охраняемых природных территорий местного значения. Районным Уставом предусмотрена возможность органов местного самоуправления Шимского муниципального района заключать на определенный срок соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, по решению вопросов местного значения (ч. 4 ст. 5) <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В ряде субъектов РФ вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городских и сельских поселений, а также осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения переданы на районный уровень <1>. В Новгородской области Постановлением администрации Шимского муниципального района от 27 декабря 2016 г. N 598 утверждено Положение о муниципальном контроле в области использования и охраны особо охраняемых территорий местного значения на территории Медведского, Подгощского и Уторгошского сельских поселений, хотя в тексте данного документы нет ссылок на соглашение о передаче району полномочий указанных поселений - собственников особо охраняемых природных территорий местного значения. Районным Уставом предусмотрена возможность органов местного самоуправления Шимского муниципального района заключать на определенный срок соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, по решению вопросов местного значения (ч. 4 ст. 5) <2>.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В целях обеспечения гарантий самостоятельности местного самоуправления ч. 3 ст. 75 Федерального закона N 131-ФЗ определен круг вопросов, которые не могут быть переданы в управление органам государственной власти субъекта РФ на при каких обстоятельствах: принятие и изменение устава, структуры органов местного самоуправления и границ муниципального образования. Указанные вопросы, безусловно, оказывают решающее влияние на модель системы местного самоуправления каждого конкретного муниципального образования. Поэтому запрет передавать их на государственный уровень даже в экстренных обстоятельствах видится оправданным.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В целях обеспечения гарантий самостоятельности местного самоуправления ч. 3 ст. 75 Федерального закона N 131-ФЗ определен круг вопросов, которые не могут быть переданы в управление органам государственной власти субъекта РФ на при каких обстоятельствах: принятие и изменение устава, структуры органов местного самоуправления и границ муниципального образования. Указанные вопросы, безусловно, оказывают решающее влияние на модель системы местного самоуправления каждого конкретного муниципального образования. Поэтому запрет передавать их на государственный уровень даже в экстренных обстоятельствах видится оправданным.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок обнародования муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок обнародования муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).