Установление вида разрешенного использования земельному участку в федеральной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление вида разрешенного использования земельному участку в федеральной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2022 N 88а-40529/2022 (УИД 61RS0004-01-2022-002886-82)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) По вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, письмом истцу отказано в предоставлении земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 586 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с 10 июля 2019 года находится в федеральной собственности, имеет вид разрешенного использования - "амбулаторное ветеринарное обслуживание объектов капитального строительства для оказания ветеринарных услуг без содержания животных, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов".
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) По вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, письмом истцу отказано в предоставлении земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 586 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с 10 июля 2019 года находится в федеральной собственности, имеет вид разрешенного использования - "амбулаторное ветеринарное обслуживание объектов капитального строительства для оказания ветеринарных услуг без содержания животных, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов".
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил государственному учреждению земельный налог, сделав вывод о неправомерном отнесении земельных участков к объектам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик полагал, что принадлежащие ему земельные участки являются изъятыми из оборота как занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии. Учреждение осуществляет использование установок, генерирующих ионизирующее излучение, а также хранение и использование радиоактивных веществ в лабораториях учебных корпусов, поэтому в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки не признаются объектом налогообложения земельным налогом. Суд признал правомерным доначисление земельного налога, отметив, что основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, а не использование атомной энергии, видом разрешенного использования спорных земельных участков является эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений, объекты использования атомной энергии находятся в учебных корпусах учреждения и занимают незначительную часть площади относительно площади земельных участков (менее 1 процента), на земельных участках расположены не только учебные корпуса университета, в которых размещены объекты использования атомной энергии, но и другие корпуса, которые не имеют отношения к использованию атомной энергии.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил государственному учреждению земельный налог, сделав вывод о неправомерном отнесении земельных участков к объектам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик полагал, что принадлежащие ему земельные участки являются изъятыми из оборота как занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии. Учреждение осуществляет использование установок, генерирующих ионизирующее излучение, а также хранение и использование радиоактивных веществ в лабораториях учебных корпусов, поэтому в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки не признаются объектом налогообложения земельным налогом. Суд признал правомерным доначисление земельного налога, отметив, что основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, а не использование атомной энергии, видом разрешенного использования спорных земельных участков является эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений, объекты использования атомной энергии находятся в учебных корпусах учреждения и занимают незначительную часть площади относительно площади земельных участков (менее 1 процента), на земельных участках расположены не только учебные корпуса университета, в которых размещены объекты использования атомной энергии, но и другие корпуса, которые не имеют отношения к использованию атомной энергии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Машино-место как объект гражданских прав
(Зяблицева С.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Машино-место находится в отдельно стоящем паркинге, представляющем собой многоэтажное здание капитального строительства со всеми необходимыми инженерными системами, возведенном застройщиком на отдельном земельном участке с определенным видом разрешенного использования. Земля под паркингом может принадлежать застройщику на праве собственности или быть арендованной у федеральных или муниципальных органов власти. В настоящее время из-за отсутствия соответствующего законодательства этот земельный участок не считается общим имуществом владельцев машино-мест и не переходит в их долевую собственность.
(Зяблицева С.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Машино-место находится в отдельно стоящем паркинге, представляющем собой многоэтажное здание капитального строительства со всеми необходимыми инженерными системами, возведенном застройщиком на отдельном земельном участке с определенным видом разрешенного использования. Земля под паркингом может принадлежать застройщику на праве собственности или быть арендованной у федеральных или муниципальных органов власти. В настоящее время из-за отсутствия соответствующего законодательства этот земельный участок не считается общим имуществом владельцев машино-мест и не переходит в их долевую собственность.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При разрешении спора суды установили, что земельный участок, являющийся федеральной собственностью и имеющий вид разрешенного использования "для осуществления рекреационной деятельности", был предоставлен обществу по договору аренды. Согласно условиям данного договора строительство объектов недвижимого имущества на арендованном земельном участке не предусмотрено и общество обязано использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При разрешении спора суды установили, что земельный участок, являющийся федеральной собственностью и имеющий вид разрешенного использования "для осуществления рекреационной деятельности", был предоставлен обществу по договору аренды. Согласно условиям данного договора строительство объектов недвижимого имущества на арендованном земельном участке не предусмотрено и общество обязано использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"5) обращаться с ходатайствами о переводе земельных участков единого института развития из одной категории в другую, а также в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, с заявлениями о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, в границы населенных пунктов и об установлении или изменении вида разрешенного использования таких земельных участков для их использования в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"5) обращаться с ходатайствами о переводе земельных участков единого института развития из одной категории в другую, а также в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, с заявлениями о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми предлагается осуществлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, в границы населенных пунктов и об установлении или изменении вида разрешенного использования таких земельных участков для их использования в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)60. Органы государственного надзора (их территориальные органы) в срок не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, уведомляют единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связанных с неисполнением обязанности приступить к использованию земельного участка из земель населенных пунктов, садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также неисполнением обязанности использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым назначением и видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)60. Органы государственного надзора (их территориальные органы) в срок не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, уведомляют единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связанных с неисполнением обязанности приступить к использованию земельного участка из земель населенных пунктов, садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также неисполнением обязанности использовать земельный участок в соответствии с установленным для него целевым назначением и видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В статье рассмотрены отношения, связанные с образованием и использованием земельных участков на береговой полосе, проблемы кадастрового учета, регистрации прав на такие участки и установления их земельной категории. Исследуются последствия возведения искусственных земельных участков применительно к праву федеральной собственности и праву общего пользования на береговую полосу. Автор отмечает пробельность норм законодательства в части регулирования земельно-правового назначения береговой полосы и видов разрешенного использования земельных участков, образуемых в ее составе, и дает рекомендации по развитию законодательства, регулирующего указанные отношения.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В статье рассмотрены отношения, связанные с образованием и использованием земельных участков на береговой полосе, проблемы кадастрового учета, регистрации прав на такие участки и установления их земельной категории. Исследуются последствия возведения искусственных земельных участков применительно к праву федеральной собственности и праву общего пользования на береговую полосу. Автор отмечает пробельность норм законодательства в части регулирования земельно-правового назначения береговой полосы и видов разрешенного использования земельных участков, образуемых в ее составе, и дает рекомендации по развитию законодательства, регулирующего указанные отношения.
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- принцип экономической обоснованности - арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Данный принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 15837/11);
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- принцип экономической обоснованности - арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Данный принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 15837/11);
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 16.09.2009 N 262, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 9,87 га из земель особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности, ранее поставленный на кадастровый учет под кадастровым номером 05:09:000045:250, с разрешенным видом использования - под туристско-рекреационную деятельность, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский район. В соответствии с пунктом 2 договора срок аренды составляет 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 12 - 15).
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 16.09.2009 N 262, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 9,87 га из земель особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности, ранее поставленный на кадастровый учет под кадастровым номером 05:09:000045:250, с разрешенным видом использования - под туристско-рекреационную деятельность, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский район. В соответствии с пунктом 2 договора срок аренды составляет 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 12 - 15).
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
Статья: Федеральное имущество в Москве. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)- анализ соответствия кадастровой стоимости отчуждаемого земельного участка стоимости, установленной для категории и вида его фактического использования;
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)- анализ соответствия кадастровой стоимости отчуждаемого земельного участка стоимости, установленной для категории и вида его фактического использования;
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)<42> Росимуществом разработан проект нового типового положения о территориальных органах Росимущества, в котором предусмотрено наделение территориальных органов полномочиями по установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков (проект находится на согласовании в Минфине России).
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)<42> Росимуществом разработан проект нового типового положения о территориальных органах Росимущества, в котором предусмотрено наделение территориальных органов полномочиями по установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков (проект находится на согласовании в Минфине России).
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Виды разрешенного использования должны устанавливаться в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Виды разрешенного использования, установленные до введения в действие классификатора, признаются юридически действительными (с 24.12.2014 введен в действие классификатор, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, последующие редакции: 03.11.2015, 07.11.2017, 01.01.2019, 08.04.2019; редакции Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412: 05.04.2021, 12.06.2021, 01.09.2021, 08.10.2021). До 1 января 2021 г. органы местного самоуправления были обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования в соответствие с классификатором. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору уполномоченный орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования, установленным классификатором (ч. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Виды разрешенного использования должны устанавливаться в соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Виды разрешенного использования, установленные до введения в действие классификатора, признаются юридически действительными (с 24.12.2014 введен в действие классификатор, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, последующие редакции: 03.11.2015, 07.11.2017, 01.01.2019, 08.04.2019; редакции Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412: 05.04.2021, 12.06.2021, 01.09.2021, 08.10.2021). До 1 января 2021 г. органы местного самоуправления были обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования в соответствие с классификатором. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору уполномоченный орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования, установленным классификатором (ч. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Вопрос: Какие особенности использования земель лесного фонда?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земли лесного фонда должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и видами разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 25 ЛК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земли лесного фонда должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и видами разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 25 ЛК РФ).