Установление вида разрешенного использования градостроительный регламент не распространяется
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление вида разрешенного использования градостроительный регламент не распространяется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 88а-3845/2023 по делу N 2а-2561/2022 (УИД 74RS0004-01-2021-007584-03)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования; 2) Об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в кадастровом учете изменений, так как земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что не позволяет истцу самостоятельно выбрать вид разрешенного использования.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение.Из приведенных правовых норм следует, что включение земельного участка, находящегося в частной собственности, в границы красных линий улицы, установленных документацией по планировке территории, не препятствует его эксплуатации (до момента изъятия) и не исключает возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие назначению объекта капитального строительства, расположенного на этом участке (вне зависимости от того, в какой территориальной зоне он находится, какие основные виды разрешенного использования земельных участков предусмотрены градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования).
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования; 2) Об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в кадастровом учете изменений, так как земельный участок расположен в двух территориальных зонах, что не позволяет истцу самостоятельно выбрать вид разрешенного использования.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение.Из приведенных правовых норм следует, что включение земельного участка, находящегося в частной собственности, в границы красных линий улицы, установленных документацией по планировке территории, не препятствует его эксплуатации (до момента изъятия) и не исключает возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие назначению объекта капитального строительства, расположенного на этом участке (вне зависимости от того, в какой территориальной зоне он находится, какие основные виды разрешенного использования земельных участков предусмотрены градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если для земель градостроительный регламент не устанавливается (его действие не распространяется), изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категории в другую (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
(КонсультантПлюс, 2025)Если для земель градостроительный регламент не устанавливается (его действие не распространяется), изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категории в другую (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 374
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве"5.4.12(3). определение видов разрешенного использования земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, на которые действия градостроительных регламентов не распространяются;
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве"5.4.12(3). определение видов разрешенного использования земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, на которые действия градостроительных регламентов не распространяются;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
Вопрос: Можно ли распахивать пастбища ("переводить" пастбище в пашню)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решения об изменении одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой ВРИ принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решения об изменении одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой ВРИ принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 ГрК РФ).
Готовое решение: Что такое градостроительный план земельного участка и как его получить
(КонсультантПлюс, 2025)видах разрешенного использования участка (основном, условно разрешенном и вспомогательном);
(КонсультантПлюс, 2025)видах разрешенного использования участка (основном, условно разрешенном и вспомогательном);
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
Статья: Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч. 3, 5 ст. 37 Градостроительного кодекса).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч. 3, 5 ст. 37 Градостроительного кодекса).
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Предусмотренные ст. 11.9, 78 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ запреты на формирование земельных участков в пределах различных территориальных зон и условия использования участков, установленные градостроительными регламентами, не распространяются на участки, занятые линейными объектами. Иными словами, на земельном участке дополнительно к виду разрешенного использования, предусмотренному правоустанавливающими документами, разрешается осуществлять иной вид землепользования (размещение линейного объекта). При этом на правообладателей линейных объектов не распространяется требование о кадастровом учете изменений в части необходимости предусмотреть соответствующий вид разрешенного использования земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Предусмотренные ст. 11.9, 78 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ запреты на формирование земельных участков в пределах различных территориальных зон и условия использования участков, установленные градостроительными регламентами, не распространяются на участки, занятые линейными объектами. Иными словами, на земельном участке дополнительно к виду разрешенного использования, предусмотренному правоустанавливающими документами, разрешается осуществлять иной вид землепользования (размещение линейного объекта). При этом на правообладателей линейных объектов не распространяется требование о кадастровом учете изменений в части необходимости предусмотреть соответствующий вид разрешенного использования земельного участка.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренные ст. 11.9, 78 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ запреты на формирование земельных участков в пределах различных территориальных зон и условия использования участков, установленные градостроительными регламентами, не распространяются на участки, занятые линейными объектами. Иными словами, на земельном участке дополнительно к виду разрешенного использования, предусмотренному правоустанавливающими документами, разрешается осуществлять иной вид землепользования (размещение линейного объекта). При этом на правообладателей линейных объектов не распространяется обязанность о кадастровом учете изменений в части необходимости предусмотреть соответствующий вид разрешенного использования земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренные ст. 11.9, 78 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ запреты на формирование земельных участков в пределах различных территориальных зон и условия использования участков, установленные градостроительными регламентами, не распространяются на участки, занятые линейными объектами. Иными словами, на земельном участке дополнительно к виду разрешенного использования, предусмотренному правоустанавливающими документами, разрешается осуществлять иной вид землепользования (размещение линейного объекта). При этом на правообладателей линейных объектов не распространяется обязанность о кадастровом учете изменений в части необходимости предусмотреть соответствующий вид разрешенного использования земельного участка.