Установка кондиционеров на объектах культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Установка кондиционеров на объектах культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Гражданин (Должностное лицо, ИП, Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)на объекте культурного наследия без разрешения установлено навесное оборудование (например, кондиционер), в т.ч. когда оно не демонтировано в нарушение соглашения к охранному обязательству
(КонсультантПлюс, 2025)на объекте культурного наследия без разрешения установлено навесное оборудование (например, кондиционер), в т.ч. когда оно не демонтировано в нарушение соглашения к охранному обязательству
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.11.2022 по делу N 33-7702/2022 (УИД 56RS0018-01-2022-004458-84)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истец указывает на совершение ответчиком действий, приведших к изменению внешнего фасада жилого дома (объекта культурного наследия) путем установки внешнего блока кондиционера и остекления балкона. Сведения в ЕГРН о наличии ограничений на объект внесены не были, в связи с чем собственники жилых помещений в объекте культурного наследия не могли знать о необходимости соблюдения требований к содержанию и использованию данного объекта.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.В силу приведенных положений статьи 40 и пункта 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" совершение действий и работ, направленных на изменение предмета охраны, без соответствующей экспертизы и согласования, в нарушение соответствующего охранного обязательства, представляют собой правонарушение, влекущее применение мер ответственности в виде необходимости приведения объекта в первоначальное состояние в соответствии с предметом охраны и охранным обязательством. Однако совершение действий по установке кондиционера до признания объекта недвижимости объектом культурного наследия, и как следствие распространение на него режима государственной охраны не может являться правонарушением, совершенным собственником в отношении объекта культурного наследия, поскольку на момент совершения действий, охрана в отношении объекта культурного наследия установлена не была, само здание объектом культурного наследия не являлось и какая-либо ответственность за совершение действий также установлена не была. Совершая действия по установке внешнего блока кондиционера, до признания здания объектом культурного наследия, лицо не знало и не могло знать, что совершает какие-либо противоправные действия, приводящие фасад здания в ненадлежащее состояние. В этой связи, применение к нему мер ответственности в виде возложения обязанности привести объект в иное состояние, путем демонтажа конструкций, является необоснованным
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Истец указывает на совершение ответчиком действий, приведших к изменению внешнего фасада жилого дома (объекта культурного наследия) путем установки внешнего блока кондиционера и остекления балкона. Сведения в ЕГРН о наличии ограничений на объект внесены не были, в связи с чем собственники жилых помещений в объекте культурного наследия не могли знать о необходимости соблюдения требований к содержанию и использованию данного объекта.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.В силу приведенных положений статьи 40 и пункта 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" совершение действий и работ, направленных на изменение предмета охраны, без соответствующей экспертизы и согласования, в нарушение соответствующего охранного обязательства, представляют собой правонарушение, влекущее применение мер ответственности в виде необходимости приведения объекта в первоначальное состояние в соответствии с предметом охраны и охранным обязательством. Однако совершение действий по установке кондиционера до признания объекта недвижимости объектом культурного наследия, и как следствие распространение на него режима государственной охраны не может являться правонарушением, совершенным собственником в отношении объекта культурного наследия, поскольку на момент совершения действий, охрана в отношении объекта культурного наследия установлена не была, само здание объектом культурного наследия не являлось и какая-либо ответственность за совершение действий также установлена не была. Совершая действия по установке внешнего блока кондиционера, до признания здания объектом культурного наследия, лицо не знало и не могло знать, что совершает какие-либо противоправные действия, приводящие фасад здания в ненадлежащее состояние. В этой связи, применение к нему мер ответственности в виде возложения обязанности привести объект в иное состояние, путем демонтажа конструкций, является необоснованным
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нарушение некоторых принципов жилищного права в отношениях по проведению капитального ремонта жилых домов, относящихся к объектам культурного наследия
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)4) ответчик обращался с запросами в различные государственные структуры, и, как следует из писем Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 15 августа 2022 г. N 55-1-2478 <8> и аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области от 18 августа 2022 г. N 03/19-856 <9>, полный перечень документов был сформирован органом по охране ОКН Оренбургской области только в 2017 г. после получения актов государственной историко-культурной экспертизы, составленных 2 октября 2017 г. и 3 октября 2017 г., в составе которых присутствовали фотоматериалы, подтверждающие установку кондиционера до проведения экспертизы.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)4) ответчик обращался с запросами в различные государственные структуры, и, как следует из писем Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 15 августа 2022 г. N 55-1-2478 <8> и аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области от 18 августа 2022 г. N 03/19-856 <9>, полный перечень документов был сформирован органом по охране ОКН Оренбургской области только в 2017 г. после получения актов государственной историко-культурной экспертизы, составленных 2 октября 2017 г. и 3 октября 2017 г., в составе которых присутствовали фотоматериалы, подтверждающие установку кондиционера до проведения экспертизы.
Вопрос: Какие требования необходимо соблюдать при установке кондиционера?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 3.3 Режима использования территории Ансамбля, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2014 N 1519 "Об утверждении границы и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба А.К. Разумовского, XVIII - XIX века, архитекторы А.А. Менелас, А.Г. Григорьев", на территории Ансамбля запрещается установка кондиционеров на фасадах и крышах объектов культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 3.3 Режима использования территории Ансамбля, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2014 N 1519 "Об утверждении границы и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба А.К. Разумовского, XVIII - XIX века, архитекторы А.А. Менелас, А.Г. Григорьев", на территории Ансамбля запрещается установка кондиционеров на фасадах и крышах объектов культурного наследия.
Нормативные акты
Приказ Минкультуры России от 01.09.2015 N 2324
(ред. от 06.11.2018)
"Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля, XVI - XVIII вв.", расположенного по адресу: г. Казань, Республика Татарстан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2015 N 38950)3.5. установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи и рекламных конструкций;
(ред. от 06.11.2018)
"Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля, XVI - XVIII вв.", расположенного по адресу: г. Казань, Республика Татарстан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2015 N 38950)3.5. установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи и рекламных конструкций;
Приказ Минкультуры России от 18.10.2016 N 2307
(ред. от 03.10.2018)
"Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Водоподводящая система Петергофа, 1720 - 1721 гг., инж. - гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944 - 1948 гг., 1970-е гг. (реставрация)", расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Ленинградская область"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2016 N 44395)3.4. установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи, а также других средств технического обеспечения;
(ред. от 03.10.2018)
"Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Водоподводящая система Петергофа, 1720 - 1721 гг., инж. - гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944 - 1948 гг., 1970-е гг. (реставрация)", расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Ленинградская область"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2016 N 44395)3.4. установка на фасадах, крышах объектов культурного наследия кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи, а также других средств технического обеспечения;
Вопрос: Является ли остекление балкона в квартире переустройством или перепланировкой, требующими получения соответствующего разрешения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 25 Требований предусмотрено, что не требует согласования с Мосжилинспекцией выполнение отделочного (косметического) ремонта помещений, в том числе замена отделочных покрытий стен, полов и потолков, выполнение работ по остеклению балконов и лоджий, а также установка кондиционеров на фасадах многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 25 Требований предусмотрено, что не требует согласования с Мосжилинспекцией выполнение отделочного (косметического) ремонта помещений, в том числе замена отделочных покрытий стен, полов и потолков, выполнение работ по остеклению балконов и лоджий, а также установка кондиционеров на фасадах многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия.
Статья: Особенности правового регулирования размещения блоков кондиционеров на фасадах жилых зданий
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Санкт-Петербург, с учетом большого количества объектов культурного и исторического наследия, с точки зрения регулирования правил размещения блоков кондиционеров предлагает обязательную процедуру согласования проекта размещения таких блоков, однако позволяет ставить особенный тип кондиционеров без согласований <10>. Такая позиция субъекта Российской Федерации относительно особенного регулирования установки кондиционеров на фасадах здания имеет свое влияние на судебную практику, противоположную от общепринятой <11>.
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Санкт-Петербург, с учетом большого количества объектов культурного и исторического наследия, с точки зрения регулирования правил размещения блоков кондиционеров предлагает обязательную процедуру согласования проекта размещения таких блоков, однако позволяет ставить особенный тип кондиционеров без согласований <10>. Такая позиция субъекта Российской Федерации относительно особенного регулирования установки кондиционеров на фасадах здания имеет свое влияние на судебную практику, противоположную от общепринятой <11>.