Ущерб публично-правовому обрАзованию
Подборка наиболее важных документов по запросу Ущерб публично-правовому обрАзованию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма ущерба публично-правовому образованию, указанная в предписании казначейства, должна быть определена по критериям, аналогичным в отношении убытков
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма ущерба публично-правовому образованию, указанная в предписании казначейства, должна быть определена по критериям, аналогичным в отношении убытков
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФВместе с тем в статье 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об оценке признаков причинения ущерба публично-правовому образованию, предписании о принятии мер по его возмещению и фактах, учитываемых при определении суммы ущерба.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 02-13-11/21921)Вопрос: Об оценке признаков причинения ущерба публично-правовому образованию, предписании о принятии мер по его возмещению и фактах, учитываемых при определении суммы ущерба.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 02-13-11/21921)Вопрос: Об оценке признаков причинения ущерба публично-правовому образованию, предписании о принятии мер по его возмещению и фактах, учитываемых при определении суммы ущерба.
Вопрос: О представлении органа внутреннего финансового контроля, квалификации ущерба публично-правовому образованию, направлении копии приказа о внесении изменений в приказ, внесении изменений в форму акта.
(Письмо Минфина России от 20.03.2023 N 02-09-08/23443)2. По вопросу ущерба публично-правовому образованию в результате действий (бездействия) должностных лиц бюджетных и автономных учреждений (далее - учреждения) и возможности направления органом контроля в их адрес предписаний
(Письмо Минфина России от 20.03.2023 N 02-09-08/23443)2. По вопросу ущерба публично-правовому образованию в результате действий (бездействия) должностных лиц бюджетных и автономных учреждений (далее - учреждения) и возможности направления органом контроля в их адрес предписаний
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
(ред. от 31.07.2025)3. Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)При выявлении схем дробления бизнеса доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. Данный подход основан на правовой позиции, выраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 306-КГ18-13128, от 16.04.2019 N 302-КГ18-22744, от 30.09.2019 N 307-ЭС19-8085.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)При выявлении схем дробления бизнеса доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. Данный подход основан на правовой позиции, выраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 306-КГ18-13128, от 16.04.2019 N 302-КГ18-22744, от 30.09.2019 N 307-ЭС19-8085.
Статья: К вопросу о видах обязательств вследствие причинения вреда
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Появление компенсаторных обязательств связано с необходимостью восстановления наиболее конституционно значимых субъективных гражданских прав. Государство, понимая необходимость нивелирования ряда негативных последствий, приняло решение и возвело в ранг закона правило о выплате компенсации в случае причинения ущерба в результате деятельности органов власти и управления, их должностных лиц. При этом компенсаторные обязательства не сводятся только к компенсации ущерба за действия публично-правовых образований.
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Появление компенсаторных обязательств связано с необходимостью восстановления наиболее конституционно значимых субъективных гражданских прав. Государство, понимая необходимость нивелирования ряда негативных последствий, приняло решение и возвело в ранг закона правило о выплате компенсации в случае причинения ущерба в результате деятельности органов власти и управления, их должностных лиц. При этом компенсаторные обязательства не сводятся только к компенсации ущерба за действия публично-правовых образований.
Статья: Статья 54.1 Налогового кодекса РФ как основа подходов к налоговой реконструкции "схемных" нарушений
(Мартынов О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При выявлении схем дробления бизнеса доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (п. 28 письма).
(Мартынов О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При выявлении схем дробления бизнеса доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (п. 28 письма).
Статья: О механизмах компенсации и возмещения в российском гражданском праве
(Гаранин И.И.)
("Цивилист", 2024, N 1)Автор исследует правовое регулирование возмещения убытков и компенсации ущерба в Российской Федерации, в том числе с участием публично-правовых образований, их органов и должностных лиц, и приходит к выводу, что в сфере возмещения убытков и компенсации ущерба публичными образованиями, их органами и должностными лицами существует настоятельная необходимость принятия специального закона. Актуальность привлечения к ответственности указанных субъектов вызвана отсутствием специального регулирования, ввиду чего факты вредоносного поведения при исполнении служебных обязанностей, служащие основанием для взыскания морального вреда, определяются в каждом конкретном случае по усмотрению суда. Также выявлено, что недостатки правоприменительной практики зачастую обусловлены ненадлежащей юридической техникой формулирования отдельных норм и положений гражданского законодательства. Неясность нормативных формулировок, отсутствие четких процедур компенсации морального вреда, а также методик его расчетов затрудняют его взыскание. В связи с этим автор предлагает внести изменения в ст. 1064 ГК РФ, заменив термин "возмещение" на понятие "компенсация", а также принять отдельный закон, устанавливающий общие основания и порядок возмещения убытков и компенсации ущерба, причиненных в результате действий (бездействия) всех без исключения органов публичной власти и их должностных лиц.
(Гаранин И.И.)
("Цивилист", 2024, N 1)Автор исследует правовое регулирование возмещения убытков и компенсации ущерба в Российской Федерации, в том числе с участием публично-правовых образований, их органов и должностных лиц, и приходит к выводу, что в сфере возмещения убытков и компенсации ущерба публичными образованиями, их органами и должностными лицами существует настоятельная необходимость принятия специального закона. Актуальность привлечения к ответственности указанных субъектов вызвана отсутствием специального регулирования, ввиду чего факты вредоносного поведения при исполнении служебных обязанностей, служащие основанием для взыскания морального вреда, определяются в каждом конкретном случае по усмотрению суда. Также выявлено, что недостатки правоприменительной практики зачастую обусловлены ненадлежащей юридической техникой формулирования отдельных норм и положений гражданского законодательства. Неясность нормативных формулировок, отсутствие четких процедур компенсации морального вреда, а также методик его расчетов затрудняют его взыскание. В связи с этим автор предлагает внести изменения в ст. 1064 ГК РФ, заменив термин "возмещение" на понятие "компенсация", а также принять отдельный закон, устанавливающий общие основания и порядок возмещения убытков и компенсации ущерба, причиненных в результате действий (бездействия) всех без исключения органов публичной власти и их должностных лиц.
Статья: Основания привлечения юридического лица в качестве гражданского ответчика по уголовным делам
(Дражевская Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<9> Великая В.Е., Зяблина М.В. Иски прокуроров о возмещении ущерба публично-правовым образованиям. Анализ практики // Уголовный процесс. 2019. N 8. С. 54 - 60.
(Дражевская Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<9> Великая В.Е., Зяблина М.В. Иски прокуроров о возмещении ущерба публично-правовым образованиям. Анализ практики // Уголовный процесс. 2019. N 8. С. 54 - 60.
Статья: Проблема возмещения репутационного вреда, причиненного публично-правовому образованию
(Лебедев Ф.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Публично-правовое образование как особый вид субъектов гражданского права имеет определенную ответственность перед обществом; защита его деловой репутации становится ключевым элементом в контексте сохранения имущественных и неимущественных прав. В данной статье рассматриваются вопросы о возможности и способах возмещения ущерба, причиненного публично-правовому образованию, особенностях судопроизводства и нормативного определения. Автор приходит к выводу, что проблема возмещения репутационного вреда, причиненного публично-правовому образованию, требует комплексного подхода и учета особенностей его деятельности.
(Лебедев Ф.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Публично-правовое образование как особый вид субъектов гражданского права имеет определенную ответственность перед обществом; защита его деловой репутации становится ключевым элементом в контексте сохранения имущественных и неимущественных прав. В данной статье рассматриваются вопросы о возможности и способах возмещения ущерба, причиненного публично-правовому образованию, особенностях судопроизводства и нормативного определения. Автор приходит к выводу, что проблема возмещения репутационного вреда, причиненного публично-правовому образованию, требует комплексного подхода и учета особенностей его деятельности.
Статья: К вопросам квалификации преступных деяний в сфере земельных отношений: анализ правовых позиций судов общей юрисдикции
(Литра Е.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Анализ изученных уголовных дел показал, что около 70% преступных посягательств в сфере оборота земель квалифицируются как мошеннические, совершенные в отношении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности. При этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения размера ущерба, причиненного публично-правовым образованиям. На фоне сложных земельных отношений, длительное время не решаемых государством проблемных вопросов учета земель имеет место специфическая направленность преступной деятельности, обусловленная отсутствием у преступников страха перед уголовным наказанием. А в некоторых случаях, как справедливо отмечает Т.Ю. Батютина, из-за нечеткой регламентации вопросов, к которым отсылает бланкетная диспозиция статьи Уголовного кодекса РФ, лицо не в состоянии осознавать, понимать установленные ограничения и запреты и предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий <1>.
(Литра Е.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Анализ изученных уголовных дел показал, что около 70% преступных посягательств в сфере оборота земель квалифицируются как мошеннические, совершенные в отношении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности. При этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения размера ущерба, причиненного публично-правовым образованиям. На фоне сложных земельных отношений, длительное время не решаемых государством проблемных вопросов учета земель имеет место специфическая направленность преступной деятельности, обусловленная отсутствием у преступников страха перед уголовным наказанием. А в некоторых случаях, как справедливо отмечает Т.Ю. Батютина, из-за нечеткой регламентации вопросов, к которым отсылает бланкетная диспозиция статьи Уголовного кодекса РФ, лицо не в состоянии осознавать, понимать установленные ограничения и запреты и предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий <1>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что ущерб, причиненный публично-правовым образованиям в результате совместных действий участников группы, в том числе налогоплательщика, не возмещен в полном объеме. Поэтому налогоплательщик не является лицом, чьи права и законные интересы нарушены в сложившейся ситуации, и он не вправе требовать возврата упомянутых сумм налога (Определение ВС РФ от 22.08.2022 N 234-ПЭК22 по делу N А66-1193/2019).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что ущерб, причиненный публично-правовым образованиям в результате совместных действий участников группы, в том числе налогоплательщика, не возмещен в полном объеме. Поэтому налогоплательщик не является лицом, чьи права и законные интересы нарушены в сложившейся ситуации, и он не вправе требовать возврата упомянутых сумм налога (Определение ВС РФ от 22.08.2022 N 234-ПЭК22 по делу N А66-1193/2019).
Статья: Функции прокурора в гражданском и арбитражном процессе
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба, причиненного публично-правовым образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако такое ограничение полномочий прокурора по защите имущественных интересов государства представляется необоснованным.
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба, причиненного публично-правовым образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако такое ограничение полномочий прокурора по защите имущественных интересов государства представляется необоснованным.