Упущенная выгода экспедитор
Подборка наиболее важных документов по запросу Упущенная выгода экспедитор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Транспортная экспедиция: Клиент хочет взыскать с Экспедитора убытки, причиненные утратой или недостачей груза
(КонсультантПлюс, 2025)Клиент - как сторона, которая ссылается на причинение ему убытков (ущерба и упущенной выгоды) действиями (бездействием) Экспедитора (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Клиент - как сторона, которая ссылается на причинение ему убытков (ущерба и упущенной выгоды) действиями (бездействием) Экспедитора (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Позиция ВС РФ: Убытки в виде упущенной выгоды возмещаются в полном объеме без уменьшения размера по п. 1 ст. 15 ГК РФ при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза по вине экспедитора
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2022) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 421 ГК РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗОбязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", и в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды. Содержащаяся в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2022) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 421 ГК РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗОбязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", и в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды. Содержащаяся в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой п. 4 комментируемой статьи, и в силу п. 4 ст. 421 "Свобода договора" части первой ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды. Содержащаяся в п. 1 ст. 15 части первой ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 комментируемой статьи;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой п. 4 комментируемой статьи, и в силу п. 4 ст. 421 "Свобода договора" части первой ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды. Содержащаяся в п. 1 ст. 15 части первой ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 комментируемой статьи;
Статья: Возмещение убытков, возникших вследствие действий третьего лица: российская и международная практика
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Как следует из Обзора ЮНСИТРАЛ, вопрос о разделении убытков на реальный ущерб и упущенную выгоду решается в соответствии с применимым правом <15>. Характерной чертой убытков по Венской конвенции является их предвидимость - убытки не должны превышать сумму, которую предвидела или должна была предвидеть сторона - нарушитель в момент заключения договора (ст. 74). Обобщенная ЮНСИТРАЛ практика применения концепции предвидимости убытков по ст. 74 Венской конвенции относит к случаям предвидимости, в частности, разумные расходы пострадавшей стороны в связи с исполнением контракта: a) инспектирование некачественных товаров; b) хранение некачественных товаров; c) транспортные и таможенные расходы по возврату некачественных товаров; d) отправку и установку заменяющего товара по существующему контракту с третьей стороной; e) банковские комиссии по переводу платежей; f) расходы на получение кредита; g) расходы по доставке товара субпокупателям и возврат от них товаров; h) возмещение расходов субпокупателям в связи с поставкой им некачественного товара; i) расходы по монтажу и демонтажу некачественного товара; j) транспортные и другие расходы покупателя по проезду к месту нахождения продавца для урегулирования спорных вопросов; k) разумные расходы на ремонт некачественного товара <16>. При этом не относятся к убыткам в силу несоблюдения требования предвидимости, в частности, следующие случаи: a) сумма административного штрафа за нарушение валютного законодательства; b) ущерб репутации и потеря клиентуры; c) изменение курса валюты; d) чрезмерное вознаграждение, уплаченное экспедитору; e) упущенная выгода, когда продавец не знал об условиях контракта с покупателем; f) производство товара в другой стране вследствие поздней поставки; g) необходимые расходы, понесенные покупателем <17>.
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Как следует из Обзора ЮНСИТРАЛ, вопрос о разделении убытков на реальный ущерб и упущенную выгоду решается в соответствии с применимым правом <15>. Характерной чертой убытков по Венской конвенции является их предвидимость - убытки не должны превышать сумму, которую предвидела или должна была предвидеть сторона - нарушитель в момент заключения договора (ст. 74). Обобщенная ЮНСИТРАЛ практика применения концепции предвидимости убытков по ст. 74 Венской конвенции относит к случаям предвидимости, в частности, разумные расходы пострадавшей стороны в связи с исполнением контракта: a) инспектирование некачественных товаров; b) хранение некачественных товаров; c) транспортные и таможенные расходы по возврату некачественных товаров; d) отправку и установку заменяющего товара по существующему контракту с третьей стороной; e) банковские комиссии по переводу платежей; f) расходы на получение кредита; g) расходы по доставке товара субпокупателям и возврат от них товаров; h) возмещение расходов субпокупателям в связи с поставкой им некачественного товара; i) расходы по монтажу и демонтажу некачественного товара; j) транспортные и другие расходы покупателя по проезду к месту нахождения продавца для урегулирования спорных вопросов; k) разумные расходы на ремонт некачественного товара <16>. При этом не относятся к убыткам в силу несоблюдения требования предвидимости, в частности, следующие случаи: a) сумма административного штрафа за нарушение валютного законодательства; b) ущерб репутации и потеря клиентуры; c) изменение курса валюты; d) чрезмерное вознаграждение, уплаченное экспедитору; e) упущенная выгода, когда продавец не знал об условиях контракта с покупателем; f) производство товара в другой стране вследствие поздней поставки; g) необходимые расходы, понесенные покупателем <17>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Суды нижестоящих инстанций разошлись в оценке допустимости ограничения по соглашению сторон размера убытков (в виде упущенной выгоды), которые экспедитор, принявший груз к перевозке, обязан возместить клиенту в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Суды нижестоящих инстанций разошлись в оценке допустимости ограничения по соглашению сторон размера убытков (в виде упущенной выгоды), которые экспедитор, принявший груз к перевозке, обязан возместить клиенту в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <4>, устанавливающей обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме. При этом в п. 2 ст. 11 данного Закона содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным Законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным. Соответственно, закрепленная в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <4>, устанавливающей обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме. При этом в п. 2 ст. 11 данного Закона содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным Законом, а соответствующее соглашение признается ничтожным. Соответственно, закрепленная в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.