Управляющая компания система налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая компания система налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кстати, управляющая компания может быть и на общем режиме налогообложения. Как правило, от спецрежима отказываются с целью снижения контроля инспекторов из налоговой инспекции при вводе управляющей компании - единоличного исполнительного органа (однозначно взаимозависимой с управляемыми организациями). Причем, несмотря на то что этот факт не дает явной экономии по налогам, он немаловажен для оптимизации налога на прибыль и страховых взносов (см. разд. 4.3 "Повышение зарплаты", с. 221). Дело в том, что управляющая компания является новой организацией, поэтому она может установить любые размеры заработных плат своим сотрудникам, в том числе и повышенные, которые давали бы льготу по страховым взносам. Для сравнения - повышение заработной платы в несколько раз сотрудникам внутри компании, скорее всего, обернется проверкой, при которой инспекторы будут выяснять, когда зарплата выплачивалась не "в белую": в течение предыдущих периодов она оформлялась в заниженных суммах (работник на руки получал больше) или сейчас оформляется завышенная сумма (работник на руки получает меньше). Ясно, что появление новой управляющей компании со своими уставом, трудовыми договорами и штатным расписанием может объяснить такую ситуацию.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кстати, управляющая компания может быть и на общем режиме налогообложения. Как правило, от спецрежима отказываются с целью снижения контроля инспекторов из налоговой инспекции при вводе управляющей компании - единоличного исполнительного органа (однозначно взаимозависимой с управляемыми организациями). Причем, несмотря на то что этот факт не дает явной экономии по налогам, он немаловажен для оптимизации налога на прибыль и страховых взносов (см. разд. 4.3 "Повышение зарплаты", с. 221). Дело в том, что управляющая компания является новой организацией, поэтому она может установить любые размеры заработных плат своим сотрудникам, в том числе и повышенные, которые давали бы льготу по страховым взносам. Для сравнения - повышение заработной платы в несколько раз сотрудникам внутри компании, скорее всего, обернется проверкой, при которой инспекторы будут выяснять, когда зарплата выплачивалась не "в белую": в течение предыдущих периодов она оформлялась в заниженных суммах (работник на руки получал больше) или сейчас оформляется завышенная сумма (работник на руки получает меньше). Ясно, что появление новой управляющей компании со своими уставом, трудовыми договорами и штатным расписанием может объяснить такую ситуацию.
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Кроме того, законодательство не предписывает компании вне мониторинга иметь автоматизированные процессы исчисления и уплаты налогов, создавать соответствующую определенным требованиям внутреннюю систему, которая управляла бы налоговыми рисками этой компании и на которую, хотя бы в некоторой степени, мог бы положиться налоговый орган при оценке соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах <8>.
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Кроме того, законодательство не предписывает компании вне мониторинга иметь автоматизированные процессы исчисления и уплаты налогов, создавать соответствующую определенным требованиям внутреннюю систему, которая управляла бы налоговыми рисками этой компании и на которую, хотя бы в некоторой степени, мог бы положиться налоговый орган при оценке соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"4. Учредителями (участниками) оператора лотереи, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления оператора лотереи, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа оператора лотереи, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"4. Учредителями (участниками) оператора лотереи, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления оператора лотереи, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа оператора лотереи, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"2.2. Учредителями (участниками) организатора азартных игр, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления такого организатора азартных игр, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа соответствующего организатора азартных игр, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"2.2. Учредителями (участниками) организатора азартных игр, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления такого организатора азартных игр, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа соответствующего организатора азартных игр, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.
Статья: Изменения в уплате торгового сбора
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)С 2025 года все ставки торгового сбора будут ежегодно индексироваться на федеральный коэффициент-дефлятор (п. 7 ст. 415, подп. 6 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, ст. 2.1 Закона г. Москвы N 62, ст. 1.1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения"), тогда как в 2024 году коэффициент-дефлятор действует только для ежегодной индексации максимально допустимой ставки сбора с управляющих компаний розничных рынков (п. 4 ст. 415 НК РФ). Индексируемый лимит ставки составляет 550 руб. за квартал за 1 кв. м площади розничного рынка. Коэффициент-дефлятор на 2024 год для этой цели равен 1,828 (Приказ Минэкономразвития России от 23.10.2023 N 730). А на 2025 год предлагается повысить его до 1,976 (regulation.gov.ru/p/151242).
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)С 2025 года все ставки торгового сбора будут ежегодно индексироваться на федеральный коэффициент-дефлятор (п. 7 ст. 415, подп. 6 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, ст. 2.1 Закона г. Москвы N 62, ст. 1.1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения"), тогда как в 2024 году коэффициент-дефлятор действует только для ежегодной индексации максимально допустимой ставки сбора с управляющих компаний розничных рынков (п. 4 ст. 415 НК РФ). Индексируемый лимит ставки составляет 550 руб. за квартал за 1 кв. м площади розничного рынка. Коэффициент-дефлятор на 2024 год для этой цели равен 1,828 (Приказ Минэкономразвития России от 23.10.2023 N 730). А на 2025 год предлагается повысить его до 1,976 (regulation.gov.ru/p/151242).
Вопрос: О включении сумм НДС в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД для управляющих организаций, применяющих с 1 января 2025 г. УСН.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4672)Поэтому при реализации подлежащих налогообложению НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4672)Поэтому при реализации подлежащих налогообложению НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Режим свободного порта Владивосток направлен на накопление инвестиций на российском Дальнем Востоке в условиях жесткой конкуренции со стороны азиатских льготных налоговых режимов. С резидентом свободного порта Владивосток заключается соглашение об осуществлении деятельности на территории порта с управлявшей компанией зоны, где основными обязательствами будут являться:
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Режим свободного порта Владивосток направлен на накопление инвестиций на российском Дальнем Востоке в условиях жесткой конкуренции со стороны азиатских льготных налоговых режимов. С резидентом свободного порта Владивосток заключается соглашение об осуществлении деятельности на территории порта с управлявшей компанией зоны, где основными обязательствами будут являться:
Вопрос: О применении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН, с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-07-11/109603)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 12 сентября 2024 г., и по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) с 1 января 2025 года управляющими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 03-07-11/109603)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 12 сентября 2024 г., и по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) с 1 января 2025 года управляющими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
Вопрос: Об НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, реализуемых управляющей организацией, применяющей УСН и использующей право на применение ставки НДС 5%.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35593)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 10 февраля 2025 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), реализуемых управляющей организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и использующей право на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 5 процентов, в ситуации, изложенной в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35593)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 10 февраля 2025 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), реализуемых управляющей организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и использующей право на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 5 процентов, в ситуации, изложенной в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Вопрос: Об освобождении от НДС операций по реализации коммунальных услуг и услуг по обращению с ТКО, осуществляемых управляющими организациями, применяющими УСН.
(Письмо Минфина России от 12.05.2025 N 03-07-11/46064)Таким образом, операции, предусмотренные подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, осуществляемые управляющими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и использующими право на применение одной из ставок налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса (5 или 7 процентов), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в случае соблюдения условий, установленных указанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 12.05.2025 N 03-07-11/46064)Таким образом, операции, предусмотренные подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, осуществляемые управляющими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и использующими право на применение одной из ставок налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса (5 или 7 процентов), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в случае соблюдения условий, установленных указанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Вопрос: О включении НДС в цены (тарифы) работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 10.01.2025 N 03-07-11/581)Поэтому при реализации подлежащих налогообложению НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
(Письмо Минфина России от 10.01.2025 N 03-07-11/581)Поэтому при реализации подлежащих налогообложению НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
Вопрос: О включении суммы НДС в тарифы коммунальных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 г. УСН.
(Письмо Минфина России от 04.09.2024 N 03-07-11/83803)Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 04.09.2024 N 03-07-11/83803)Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Вопрос: О страховых взносах, представлении расчета по ним и персонифицированных сведений при выплате управляющей организацией вознаграждения председателю совета МКД и применении УСН управляющей организацией.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 03-15-03/7167)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 30.11.2023, и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в части обложения страховыми взносами вознаграждения, производимого управляющей организацией председателю совета многоквартирного дома (далее - МКД), источника уплаты страховых взносов, представления управляющей организацией расчетов по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, а также о применении управляющей организацией упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 03-15-03/7167)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 30.11.2023, и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в части обложения страховыми взносами вознаграждения, производимого управляющей организацией председателю совета многоквартирного дома (далее - МКД), источника уплаты страховых взносов, представления управляющей организацией расчетов по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, а также о применении управляющей организацией упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.
Вопрос: О применении УСН и НДС управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление ПИФом.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-11-06/2/5818)Учитывая изложенное, применение упрощенной системы налогообложения управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление паевым инвестиционным фондом, осуществляется с учетом положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-11-06/2/5818)Учитывая изложенное, применение упрощенной системы налогообложения управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление паевым инвестиционным фондом, осуществляется с учетом положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.