Уполномоченный по правам человека в Сахалинской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам человека в Сахалинской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N 64-АПГ13-5
Об оставлении в силе решения Сахалинского областного суда от 11.04.2013, которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области".Исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании не действующими ч. ч. 2 и 3 ст. 10-1 Закона Сахалинской области в части, распространяющей свое действие на избирательную комиссию Сахалинской области, контрольно-счетную палату Сахалинской области, аппарат Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области.
Об оставлении в силе решения Сахалинского областного суда от 11.04.2013, которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области".Исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании не действующими ч. ч. 2 и 3 ст. 10-1 Закона Сахалинской области в части, распространяющей свое действие на избирательную комиссию Сахалинской области, контрольно-счетную палату Сахалинской области, аппарат Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области.
Постановление ЕСПЧ от 16.04.2015
"Дело "Заев (Zayev) против Российской Федерации" (жалоба N 36552/05)
По делу обжалуется жестокое обращение с заявителем со стороны сотрудников внутренних дел. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.2. Интересы заявителя, которому были возмещены расходы, связанные с получением юридической помощи, представляла О.В. Преображенская, юрист неправительственной организации "Центр содействия международной защите" (г. Москва). Власти Российской Федерации были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Г.О. Матюшкиным.
"Дело "Заев (Zayev) против Российской Федерации" (жалоба N 36552/05)
По делу обжалуется жестокое обращение с заявителем со стороны сотрудников внутренних дел. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.2. Интересы заявителя, которому были возмещены расходы, связанные с получением юридической помощи, представляла О.В. Преображенская, юрист неправительственной организации "Центр содействия международной защите" (г. Москва). Власти Российской Федерации были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Г.О. Матюшкиным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран
(Ржевская Л.В.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Например, в срочном порядке принимается соответствующий закон г. Санкт-Петербурга; указом Президента Республики назначен уполномоченный в Чувашии, и одновременно дано поручение подготовить соответствующий закон; назначен уполномоченный в г. Ульяновске; губернатор Смоленской области в январе 2010 г. принял решение об учреждении новой должности - Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области (он будет входить в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека; в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях для организации деятельности Уполномоченного по правам ребенка планируется введение дополнительных должностей государственной гражданской службы; в Еврейской автономной и Магаданской областях, Чукотском автономном округе должность УпПР будет учреждена на общественных началах, при этом организационно-техническое обеспечение его деятельности возлагается на один из органов исполнительной власти субъектов; в Камчатском и Хабаровском краях в данный момент определяется организационно-правовая форма института УпПР с учетом уже действующих комиссий по правам человека при губернаторе Камчатского края и Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае).
(Ржевская Л.В.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Например, в срочном порядке принимается соответствующий закон г. Санкт-Петербурга; указом Президента Республики назначен уполномоченный в Чувашии, и одновременно дано поручение подготовить соответствующий закон; назначен уполномоченный в г. Ульяновске; губернатор Смоленской области в январе 2010 г. принял решение об учреждении новой должности - Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области (он будет входить в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека; в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях для организации деятельности Уполномоченного по правам ребенка планируется введение дополнительных должностей государственной гражданской службы; в Еврейской автономной и Магаданской областях, Чукотском автономном округе должность УпПР будет учреждена на общественных началах, при этом организационно-техническое обеспечение его деятельности возлагается на один из органов исполнительной власти субъектов; в Камчатском и Хабаровском краях в данный момент определяется организационно-правовая форма института УпПР с учетом уже действующих комиссий по правам человека при губернаторе Камчатского края и Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае).
Статья: Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека
(Калинина Е.Г.)
("Российский юридический журнал", 2014, N 5)Российская правовая действительность знакома с институтом уполномоченного по правам человека, заимствованным у иностранных юрисдикций для совершенствования национального законодательства с целью приведения последнего в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека <1>. Конституция РФ (п. "е" ч. 1 ст. 103) закрепляет, а Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определяет статус уполномоченного по правам человека. Названные конституционно-правовые нормы, задавшие форму конституционно-правовому статусу <2> уполномоченного по правам человека, явились "спусковым механизмом" или первым "оборотом" института уполномоченных в Российской Федерации. Вторым "оборотом" можно считать введение должности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Согласно п. 21 Доклада уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год <3> уполномоченные по правам человека появились еще в пяти субъектах РФ: в Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Сахалинской и Тульской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Таким образом, по состоянию на конец отчетного года институт уполномоченного по правам человека действовал в 71 из 83 субъектов РФ. При этом в некоторых субъектах Российской Федерации, среди которых Республика Бурятия, Тюменская область, Чукотский автономный округ, законы об уполномоченном по правам человека были приняты в 2013 г. В свете положительной статистики трудно не согласиться с В.П. Лукиным в том, что споры относительно необходимости института уполномоченного по правам человека для Российской Федерации ушли в прошлое. Настало время его полноценного развития <4>. Опираясь на сказанное, мы переходим к третьему "обороту" - современным реалиям, когда наряду с общим институтом уполномоченных по правам человека учреждаются специализированные (иногда их еще называют отраслевыми) уполномоченные по защите прав людей определенной категории <5>.
(Калинина Е.Г.)
("Российский юридический журнал", 2014, N 5)Российская правовая действительность знакома с институтом уполномоченного по правам человека, заимствованным у иностранных юрисдикций для совершенствования национального законодательства с целью приведения последнего в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека <1>. Конституция РФ (п. "е" ч. 1 ст. 103) закрепляет, а Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определяет статус уполномоченного по правам человека. Названные конституционно-правовые нормы, задавшие форму конституционно-правовому статусу <2> уполномоченного по правам человека, явились "спусковым механизмом" или первым "оборотом" института уполномоченных в Российской Федерации. Вторым "оборотом" можно считать введение должности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Согласно п. 21 Доклада уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год <3> уполномоченные по правам человека появились еще в пяти субъектах РФ: в Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Сахалинской и Тульской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Таким образом, по состоянию на конец отчетного года институт уполномоченного по правам человека действовал в 71 из 83 субъектов РФ. При этом в некоторых субъектах Российской Федерации, среди которых Республика Бурятия, Тюменская область, Чукотский автономный округ, законы об уполномоченном по правам человека были приняты в 2013 г. В свете положительной статистики трудно не согласиться с В.П. Лукиным в том, что споры относительно необходимости института уполномоченного по правам человека для Российской Федерации ушли в прошлое. Настало время его полноценного развития <4>. Опираясь на сказанное, мы переходим к третьему "обороту" - современным реалиям, когда наряду с общим институтом уполномоченных по правам человека учреждаются специализированные (иногда их еще называют отраслевыми) уполномоченные по защите прав людей определенной категории <5>.
Нормативные акты
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"Сахалинская область. По инициативе уполномоченного создана рабочая группа по проблемам реализации дополнительных гарантий прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В состав рабочей группы также вошли региональные депутаты, члены Правительства и представители прокуратуры Сахалинской области.
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"Сахалинская область. По инициативе уполномоченного создана рабочая группа по проблемам реализации дополнительных гарантий прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В состав рабочей группы также вошли региональные депутаты, члены Правительства и представители прокуратуры Сахалинской области.
Постановление ЕСПЧ от 16.04.2015
"Дело "Заев (Zayev) против Российской Федерации" (жалоба N 36552/05)2. Интересы заявителя, которому были возмещены расходы, связанные с получением юридической помощи, представляла О.В. Преображенская, юрист неправительственной организации "Центр содействия международной защите" (г. Москва). Власти Российской Федерации были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Г.О. Матюшкиным.
"Дело "Заев (Zayev) против Российской Федерации" (жалоба N 36552/05)2. Интересы заявителя, которому были возмещены расходы, связанные с получением юридической помощи, представляла О.В. Преображенская, юрист неправительственной организации "Центр содействия международной защите" (г. Москва). Власти Российской Федерации были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Г.О. Матюшкиным.
Статья: Формирование экологического правопорядка как необходимое условие эффективной охраны окружающей среды
(Москалькова Т.Н.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)Жалобы поступают из самых разных регионов Российской Федерации: из Республики Бурятия, Республики Крым и Республики Татарстан, из Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Ленинградской, Московской, Саратовской, Сахалинской, Тверской и Челябинской областей, из г. Москвы. При этом значительная часть жалоб, относящихся к соблюдению права на благоприятную окружающую среду, коллективные жалобы.
(Москалькова Т.Н.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)Жалобы поступают из самых разных регионов Российской Федерации: из Республики Бурятия, Республики Крым и Республики Татарстан, из Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Ленинградской, Московской, Саратовской, Сахалинской, Тверской и Челябинской областей, из г. Москвы. При этом значительная часть жалоб, относящихся к соблюдению права на благоприятную окружающую среду, коллективные жалобы.
Статья: Правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации
(Зражевская Т.Д.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)2. Правовая основа деятельности региональных омбудсменов далека от совершенства. Во-первых, Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" лишь в п. 1 ст. 5 впервые установил, что Конституцией (уставом) и законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, и тем самым предусмотрел право (а не обязанность) субъекта Федерации учреждать данный институт. Сегодня создание системы региональных уполномоченных - это в подавляющем большинстве случаев результат добровольного выбора региональных властей, что порождает существенное снижение возможности защиты прав человека (например, в Сахалинской области).
(Зражевская Т.Д.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)2. Правовая основа деятельности региональных омбудсменов далека от совершенства. Во-первых, Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" лишь в п. 1 ст. 5 впервые установил, что Конституцией (уставом) и законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, и тем самым предусмотрел право (а не обязанность) субъекта Федерации учреждать данный институт. Сегодня создание системы региональных уполномоченных - это в подавляющем большинстве случаев результат добровольного выбора региональных властей, что порождает существенное снижение возможности защиты прав человека (например, в Сахалинской области).
Статья: Защита несовершеннолетних осужденных
(Борсученко С.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 1-2)В настоящее время такая должность введена в 70 субъектах РФ. Так, приняты Положение об уполномоченном при губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" (ред. 29.03.2012 N 23), Закон Новгородской области от 01.06.2010 N 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области", Закон Кировской области от 06.10.2012 N 219-ЗО "Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области", Закон Ленинградской области от 29.12.2012 N 110-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области", Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия", Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 "Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве" и др.
(Борсученко С.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 1-2)В настоящее время такая должность введена в 70 субъектах РФ. Так, приняты Положение об уполномоченном при губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" (ред. 29.03.2012 N 23), Закон Новгородской области от 01.06.2010 N 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области", Закон Кировской области от 06.10.2012 N 219-ЗО "Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области", Закон Ленинградской области от 29.12.2012 N 110-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области", Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия", Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 "Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве" и др.
Статья: Специфика конституционно-правового регулирования парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
(Жигжитжапов Б.Ж.)
("Адвокат", 2009, N 12)<6> См., например: статьи 11 и 21 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае" // Собрание законодательства Пермского края. 2007. N 9.
(Жигжитжапов Б.Ж.)
("Адвокат", 2009, N 12)<6> См., например: статьи 11 и 21 Закона Пермского края от 5 августа 2007 г. N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае" // Собрание законодательства Пермского края. 2007. N 9.
Статья: Обычаи коренных малочисленных народов и федеральное законодательство
(Захарова Т.А.)
("Журнал российского права", 2018, N 4)В некоторых субъектах РФ приняты положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренных малочисленных народов с органами исполнительной власти (например, Алтайский край, Республика Хакасия, Забайкальский край и др.). В некоторых субъектах РФ утверждены положения об Уполномоченном представителе коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе государственной власти (Республика Бурятия, Магаданская областная Дума). В некоторых субъектах РФ функции Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов выполняет Уполномоченный по правам человека в соответствующем субъекте. Например, в Республике Бурятия в целях содействия реализации гарантий государственной защиты прав коренных малочисленных народов на Уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия возлагаются функции Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия <3>.
(Захарова Т.А.)
("Журнал российского права", 2018, N 4)В некоторых субъектах РФ приняты положения о взаимодействии уполномоченных представителей коренных малочисленных народов с органами исполнительной власти (например, Алтайский край, Республика Хакасия, Забайкальский край и др.). В некоторых субъектах РФ утверждены положения об Уполномоченном представителе коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе государственной власти (Республика Бурятия, Магаданская областная Дума). В некоторых субъектах РФ функции Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов выполняет Уполномоченный по правам человека в соответствующем субъекте. Например, в Республике Бурятия в целях содействия реализации гарантий государственной защиты прав коренных малочисленных народов на Уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия возлагаются функции Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия <3>.