Уменьшение количества товара по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение количества товара по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 07АП-5664/2025 по делу N А03-19039/2024
Требование: О взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту на поставку устройств.
Решение: Требование удовлетворено в части.В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.6 контракта, заказчик вправе: требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, в том числе, предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта; предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения контракта количество товара, предусмотренное контрактом, не более чем на 10% в порядке и на условиях, установленных Законом N 44-ФЗ.
Требование: О взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту на поставку устройств.
Решение: Требование удовлетворено в части.В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.6 контракта, заказчик вправе: требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, в том числе, предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта; предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения контракта количество товара, предусмотренное контрактом, не более чем на 10% в порядке и на условиях, установленных Законом N 44-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка спецодежды
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным отказ заказчика от подписания контракта на закупку спецодежды по Закону N 44-ФЗ по мотиву сокращения штата сотрудников, отсутствия необходимости в спецодежде и уменьшения финансирования, если об этом было известно до проведения всех стадий закупочной процедуры
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным отказ заказчика от подписания контракта на закупку спецодежды по Закону N 44-ФЗ по мотиву сокращения штата сотрудников, отсутствия необходимости в спецодежде и уменьшения финансирования, если об этом было известно до проведения всех стадий закупочной процедуры
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам уменьшили ЛБО, выделенные для оплаты по контракту, вы можете согласовать с поставщиком, подрядчиком, исполнителем его новые условия, в том числе уменьшить объем товаров, работ, услуг (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам уменьшили ЛБО, выделенные для оплаты по контракту, вы можете согласовать с поставщиком, подрядчиком, исполнителем его новые условия, в том числе уменьшить объем товаров, работ, услуг (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)поставщик, подрядчик или исполнитель снизил цену без изменения количества товара, объема работы (услуги), качества товара, работ (услуг) и иных условий контракта (п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)поставщик, подрядчик или исполнитель снизил цену без изменения количества товара, объема работы (услуги), качества товара, работ (услуг) и иных условий контракта (п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Согласно п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Согласно п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.
Готовое решение: Как принять участие в электронной малой закупке у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)при направлении вашей заявки заказчику заблокирует количество товара, соответствующее количеству, установленному заказчиком в извещении (пп. "г" п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)при направлении вашей заявки заказчику заблокирует количество товара, соответствующее количеству, установленному заказчиком в извещении (пп. "г" п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Вопрос: Заключен контракт на оказание услуг по проведению медицинских исследований, в части исследований отпала необходимость их проведения. Если уменьшить цену контракта более чем на 10%, контракт необходимо расторгнуть или можно продолжить его исполнение?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)Ответ: Случаи изменения и расторжения контракта предусмотрены в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Так, в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указаны случаи снижения цены контракта (при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом): при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта и если по предложению заказчика уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)Ответ: Случаи изменения и расторжения контракта предусмотрены в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Так, в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указаны случаи снижения цены контракта (при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом): при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта и если по предложению заказчика уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Вопрос: О порядке изменения существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов.
(Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 24-06-06/22838)Таким образом, на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон при исполнении контракта увеличение или уменьшение количества товара по отдельным позициям в пределах десяти процентов от установленного в контракте количества такой изменяемой позиции товара. При этом изменение цены контракта допускается не более чем на десять процентов цены контракта.
(Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 24-06-06/22838)Таким образом, на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон при исполнении контракта увеличение или уменьшение количества товара по отдельным позициям в пределах десяти процентов от установленного в контракте количества такой изменяемой позиции товара. При этом изменение цены контракта допускается не более чем на десять процентов цены контракта.
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае вы можете согласовать с контрагентом в том числе изменение срока исполнения контракта. При этом допускается увеличить его, не меняя цену контракта и не сокращая количество товаров (объем работ, услуг). Если контрагент согласился, то оформите изменение соглашением. Если нет, уменьшите количество товара (объем работы, услуги) по Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (п. 2 данной Методики). Аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-07/15585, от 13.12.2019 N 24-03-07/97738;
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае вы можете согласовать с контрагентом в том числе изменение срока исполнения контракта. При этом допускается увеличить его, не меняя цену контракта и не сокращая количество товаров (объем работ, услуг). Если контрагент согласился, то оформите изменение соглашением. Если нет, уменьшите количество товара (объем работы, услуги) по Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (п. 2 данной Методики). Аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-07/15585, от 13.12.2019 N 24-03-07/97738;
Готовое решение: Как составить проект контракта на поставку и монтаж оборудования по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в проект обязательное условие о твердой цене контракта на весь срок его действия. Если количество товара (объем работ) невозможно определить, укажите максимальное значение цены контракта и цену единицы товара (работы) (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в проект обязательное условие о твердой цене контракта на весь срок его действия. Если количество товара (объем работ) невозможно определить, укажите максимальное значение цены контракта и цену единицы товара (работы) (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, в ряде случаев можно, если соблюсти требования Закона N 44-ФЗ. Для корректировки условий контракта при уменьшении лимитов предусмотрено специальное основание. Оно распространяется на заказчиков из числа лиц, указанных в п. п. 6, 11 ст. 161 БК РФ. В таком случае согласовываются новые условия контракта, в том числе цена и (или) сроки исполнения контракта и (или) количество товара (объем работ (услуг)), предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, в ряде случаев можно, если соблюсти требования Закона N 44-ФЗ. Для корректировки условий контракта при уменьшении лимитов предусмотрено специальное основание. Оно распространяется на заказчиков из числа лиц, указанных в п. п. 6, 11 ст. 161 БК РФ. В таком случае согласовываются новые условия контракта, в том числе цена и (или) сроки исполнения контракта и (или) количество товара (объем работ (услуг)), предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Защита прав предпринимателей в условиях применения государством мер, ограничивающих свободу экономической деятельности
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
Последние изменения: Изменение существенных условий контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По предложению заказчика можно изменить только контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по гособоронзаказу (п. 1.4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В рамках изменений допускается увеличить или уменьшить количество товара (объем работы, услуги), предусмотренное контрактом.
(КонсультантПлюс, 2025)По предложению заказчика можно изменить только контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по гособоронзаказу (п. 1.4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В рамках изменений допускается увеличить или уменьшить количество товара (объем работы, услуги), предусмотренное контрактом.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В такой ситуации сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В такой ситуации сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Статья: Ответственность государственного заказчика и поставщика при исполнении государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)<6> Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам 2020 года. С. 23. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)<6> Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам 2020 года. С. 23. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/05/main/44-FZ.pdf (дата обращения: 05.12.2021).