Уклонение от заключения контракта по 223
Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение от заключения контракта по 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Включают ли в РНП за уклонение от заключения договора по Закону N 223-ФЗ, если заказчик нарушил порядок его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заказчик направил в адрес победителя проект договора с нарушением установленных Документацией о закупке сроков... обязанность по признанию поставщика уклонившимся от заключения контракта исполнил лишь 22.01.2024, чем нарушил статью 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]...
Включают ли в РНП за уклонение от заключения договора по Закону N 223-ФЗ, если заказчик нарушил порядок его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заказчик направил в адрес победителя проект договора с нарушением установленных Документацией о закупке сроков... обязанность по признанию поставщика уклонившимся от заключения контракта исполнил лишь 22.01.2024, чем нарушил статью 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]...
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) не включаются в РНП, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера. Однако уклонение участника закупки от заключения контракта, отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнять договор из-за их введения в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы (п. 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) не включаются в РНП, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера. Однако уклонение участника закупки от заключения контракта, отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнять договор из-за их введения в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы (п. 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
Статья: Оценка деловой репутации при закупках по правилам Федерального закона N 223-ФЗ
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Осуществляя закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), заказчики все чаще стали указывать, что заявка будет отклонена, если в течение последних двух-трех лет были случаи ненадлежащего выполнения участником своих обязательств по договору, заключенному с заказчиком (его филиалами, организациями, входящими в систему АО) или другими юридическими лицами. Кроме того, заказчики отмечают, что заявка может быть отклонена, если участник в течение обозначенного времени в одностороннем порядке отказывался от исполнения заключенных контрактов или уклонялся от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Осуществляя закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), заказчики все чаще стали указывать, что заявка будет отклонена, если в течение последних двух-трех лет были случаи ненадлежащего выполнения участником своих обязательств по договору, заключенному с заказчиком (его филиалами, организациями, входящими в систему АО) или другими юридическими лицами. Кроме того, заказчики отмечают, что заявка может быть отклонена, если участник в течение обозначенного времени в одностороннем порядке отказывался от исполнения заключенных контрактов или уклонялся от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.
Вопрос: Победитель электронного аукциона представил информацию о трех контрактах, выполненных им в течение трех лет. Однако исполнителем по этим контрактам оказался не наш победитель. Можно ли в этом случае считать обеспечение исполнения контракта предоставленным и подписать контракт?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Таким образом, Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности направления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо сведений, дающих основания для непредоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, вне электронной площадки. Следовательно, у заказчика имеются формальные основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Таким образом, Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности направления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо сведений, дающих основания для непредоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, вне электронной площадки. Следовательно, у заказчика имеются формальные основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Статья: О некоторых проблемах предъявления требования по независимой гарантии
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Названное Постановление Правительства Российской Федерации принято в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> и устанавливает для участников закупок последствия в виде невозможности заключения государственного контракта (контракта) в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств ненадлежащих банковских гарантий. При таких обстоятельствах участник закупки будет признан уклонившимся от заключения контракта.
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Названное Постановление Правительства Российской Федерации принято в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> и устанавливает для участников закупок последствия в виде невозможности заключения государственного контракта (контракта) в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств ненадлежащих банковских гарантий. При таких обстоятельствах участник закупки будет признан уклонившимся от заключения контракта.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
Готовое решение: Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если обращение направлено в связи с тем, что участник закупки уклонился от заключения контракта, контрольный орган не вносит сведения в реестр при выявлении хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 14 Правил N 1078):
(КонсультантПлюс, 2025)Если обращение направлено в связи с тем, что участник закупки уклонился от заключения контракта, контрольный орган не вносит сведения в реестр при выявлении хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 14 Правил N 1078):
Готовое решение: При каких условиях договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении данного вопроса действуют общие правила, которые распространяются как на контракты по Закону N 44-ФЗ, так и на договоры, заключенные в рамках Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении данного вопроса действуют общие правила, которые распространяются как на контракты по Закону N 44-ФЗ, так и на договоры, заключенные в рамках Закона N 223-ФЗ.