Указание страны происхождения товара в заявке на аукцион
Подборка наиболее важных документов по запросу Указание страны происхождения товара в заявке на аукцион (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в электронном аукционе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Указание в заявке страны происхождения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Указание в заявке страны происхождения
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 N 19АП-2177/2024 по делу N А14-9393/2023
Требование: О признании незаконным и об отмене решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Решение: Требование удовлетворено в части.Закон о контрактной системе и приказ N 126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации. Однако само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что товар произведен в Российской Федерации, не подтверждает российское происхождение данного товара и соответствие предлагаемых товаров условиям допуска, установленным в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ. Указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Требование: О признании незаконным и об отмене решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Решение: Требование удовлетворено в части.Закон о контрактной системе и приказ N 126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации. Однако само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что товар произведен в Российской Федерации, не подтверждает российское происхождение данного товара и соответствие предлагаемых товаров условиям допуска, установленным в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ. Указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор практики применения норм о национальном режиме в закупках по Закону N 223-ФЗ
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)- таким образом, в силу прямого указания закона наименование страны происхождения поставляемого товара заказчик должен требовать во второй части заявки аукциона <5>.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)- таким образом, в силу прямого указания закона наименование страны происхождения поставляемого товара заказчик должен требовать во второй части заявки аукциона <5>.
Вопрос: Правомерно ли требовать в первой части заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг по предоставлению автотранспортных средств с экипажем указания наименования страны происхождения товара и конкретных показателей товара?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 1
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 1
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 06.09.2023 N АКПИ23-468
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 190 приложения N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд">В обоснование требования административный истец указал, что применение подпунктов 1.3 и 1.6 пункта 1 Приказа (предусматривающих возможное снижение цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при единственном подтверждении страны происхождения товара указанием (декларированием) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара) к товару, указанному в пункте 190 приложения N 1 этого приказа, позволяет при проведении аукциона государственным и муниципальным заказчикам не проверять достоверность деклараций недобросовестных поставщиков, что приводит к необоснованному снижению заказчиком цены контракта, заключаемого с победителем электронного аукциона.
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 190 приложения N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд">В обоснование требования административный истец указал, что применение подпунктов 1.3 и 1.6 пункта 1 Приказа (предусматривающих возможное снижение цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при единственном подтверждении страны происхождения товара указанием (декларированием) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара) к товару, указанному в пункте 190 приложения N 1 этого приказа, позволяет при проведении аукциона государственным и муниципальным заказчикам не проверять достоверность деклараций недобросовестных поставщиков, что приводит к необоснованному снижению заказчиком цены контракта, заключаемого с победителем электронного аукциона.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.12.2022 N АПЛ22-518
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.09.2022 N АКПИ22-624, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 1.3, 1.6 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд">ООО "Торговый дом "Равновесие" (далее также - Общество), участвующее в аукционах по закупке товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оспорило в Верховном Суде Российской Федерации подпункты 1.3, 1.6 пункта 1 Приказа в части возможности снижения цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при поставке радиоэлектронной продукции, если единственным подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара, без предоставления сведений и документов, предоставление которых в отношении радиоэлектронной продукции предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.09.2022 N АКПИ22-624, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 1.3, 1.6 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд">ООО "Торговый дом "Равновесие" (далее также - Общество), участвующее в аукционах по закупке товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оспорило в Верховном Суде Российской Федерации подпункты 1.3, 1.6 пункта 1 Приказа в части возможности снижения цены контракта от цены контракта, предложенной победителем аукциона, при поставке радиоэлектронной продукции, если единственным подтверждением страны происхождения товара является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара, без предоставления сведений и документов, предоставление которых в отношении радиоэлектронной продукции предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Статья: Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Извлечение. При согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара. Наименование страны происхождения товара в заявке указывается участником закупки. При заключении контракта спецификация к нему заполняется на основании такой заявки. Таким образом, указание наименования страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Извлечение. При согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара. Наименование страны происхождения товара в заявке указывается участником закупки. При заключении контракта спецификация к нему заполняется на основании такой заявки. Таким образом, указание наименования страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Вопрос: Если в отношении продукции, закупка которой осуществляется путем проведения электронного аукциона, не применяются положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ о национальном режиме, должен ли заказчик устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие сведений о стране происхождения товара?
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)Вопрос: Если в отношении продукции, закупка которой осуществляется путем проведения электронного аукциона, не применяются положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ о национальном режиме, должен ли заказчик устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие сведений о стране происхождения товара?
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)Вопрос: Если в отношении продукции, закупка которой осуществляется путем проведения электронного аукциона, не применяются положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ о национальном режиме, должен ли заказчик устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие сведений о стране происхождения товара?
Вопрос: Победителем аукциона, все участники которого заявили о российском происхождении предлагаемых к поставке мешков для мусора, стал участник, в заявке которого не было номера реестровой записи. Нужно ли в связи с этим при направлении контракта победителю аукциона снижать цену контракта на 15%?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Для целей применения Приказа N 126н подтверждением страны происхождения предлагаемого к поставке товара является простое указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара. Если участники аукциона указали в своих заявках, что страной происхождения предлагаемых ими товаров является Россия, то с точки зрения Приказа N 126н этого достаточно для признания таких заявок российскими - даже если в соответствии с примененным ранее ПП РФ N 617 некоторые из этих заявок были приравнены к "иностранным".
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Для целей применения Приказа N 126н подтверждением страны происхождения предлагаемого к поставке товара является простое указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара. Если участники аукциона указали в своих заявках, что страной происхождения предлагаемых ими товаров является Россия, то с точки зрения Приказа N 126н этого достаточно для признания таких заявок российскими - даже если в соответствии с примененным ранее ПП РФ N 617 некоторые из этих заявок были приравнены к "иностранным".
Вопрос: Контракт на поставку компьютеров китайского производства был направлен победителю со снижением цены на 15% (Приказ N 126н), поскольку один участник аукциона заявил о российском происхождении предлагаемых к поставке товаров. Победитель считает недостоверной информацию о стране происхождения товара. Что делать заказчику?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Ответ: Если участник закупки продекларировал в заявке российское происхождение предлагаемых к поставке товаров, заказчик не вправе требовать от него предоставления каких-либо документов, которые подтверждали бы страну происхождения товара. Согласно п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, подпадающих под действие этого нормативно-правового акта, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Ответ: Если участник закупки продекларировал в заявке российское происхождение предлагаемых к поставке товаров, заказчик не вправе требовать от него предоставления каких-либо документов, которые подтверждали бы страну происхождения товара. Согласно п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, подпадающих под действие этого нормативно-правового акта, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Вопрос: В первой части заявки одного из участников электронного аукциона не указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара. Должны ли мы отклонить заявку?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Так, по вышеуказанным соображениям комиссия Оренбургского УФАС России признала правомерным отклонение заявки участника аукциона, который не указал страну происхождения непосредственно в своей заявке, ограничившись одним лишь проставлением галочки на электронной площадке.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Так, по вышеуказанным соображениям комиссия Оренбургского УФАС России признала правомерным отклонение заявки участника аукциона, который не указал страну происхождения непосредственно в своей заявке, ограничившись одним лишь проставлением галочки на электронной площадке.
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)наименование страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ. Оно приводится всегда. Заполните экранную форму веб-интерфейса электронной площадки. Укажите информацию в соответствии с ОКСМ. Указать несколько наименований стран происхождения товара нельзя. Требование об указании такого наименования не обязывает вас иметь товар на момент подачи заявки. Вам необходимо только получить достоверные сведения о товаре, который собираетесь поставить заказчику. Страну происхождения бренда товара отражать не нужно (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, Письма Минфина России от 06.04.2020 N 24-06-07/27348, от 13.03.2020 N 24-03-07/19174). Важный момент: если предложить товар иностранного происхождения в закупке, где на него установлен запрет, оператор электронной площадки вернет вам заявку (пп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656);
(КонсультантПлюс, 2025)наименование страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ. Оно приводится всегда. Заполните экранную форму веб-интерфейса электронной площадки. Укажите информацию в соответствии с ОКСМ. Указать несколько наименований стран происхождения товара нельзя. Требование об указании такого наименования не обязывает вас иметь товар на момент подачи заявки. Вам необходимо только получить достоверные сведения о товаре, который собираетесь поставить заказчику. Страну происхождения бренда товара отражать не нужно (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, Письма Минфина России от 06.04.2020 N 24-06-07/27348, от 13.03.2020 N 24-03-07/19174). Важный момент: если предложить товар иностранного происхождения в закупке, где на него установлен запрет, оператор электронной площадки вернет вам заявку (пп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656);
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с ПП 925 отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с ПП 925 отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров <2>.
Вопрос: Проводится аукцион на оказание услуг по ремонту автомобилей с использованием запчастей исполнителя. Достаточно ли согласия участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, или необходимо прикладывать перечень запчастей с указанием страны происхождения?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Если же при оказании закупаемых услуг заказчику поставляется товар, то первая часть заявки дополнительно должна содержать наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии) <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Если же при оказании закупаемых услуг заказчику поставляется товар, то первая часть заявки дополнительно должна содержать наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии) <1>.