Учетная норма жилья в Свердловской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная норма жилья в Свердловской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2024 N 45-КГ24-16-К7 (УИД 66RS0005-01-2023-000385-51)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании за членом семьи погибшего военнослужащего права на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа в принятии несовершеннолетней на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, как члена семьи погибшего военнослужащего отказано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку расторжение брака между супругами не влияет на права их несовершеннолетней дочери, которая является как членом семьи своей матери, так и членом семьи своего отца, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.При этом вывод кассационного суда общей юрисдикции о том, что расчет уровня обеспеченности несовершеннолетней Стрелковой А.В. общей площадью жилого помещения следует осуществлять исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ее бабушке Чирковой О.П. (34 кв. м), и количества зарегистрированных и проживающих в этом жилом помещении лиц (Стрелкова И.А. и несовершеннолетняя Стрелкова А.В.), то есть без собственника жилого помещения (Чирковой О.П.), так как она в данном жилом помещении не зарегистрирована и не проживает, противоречит положениям пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правах собственника жилого помещения по пользованию этим помещением. В соответствии с названными нормами Чиркова О.П. как собственник жилого помещения имеет право пользования им, следовательно, расчет уровня обеспеченности несовершеннолетней Стрелковой А.В. общей площадью жилого помещения должен производиться с учетом собственника жилого помещения Чирковой О.П. и при таком расчете уровень обеспеченности Стрелковой А.В. жилым помещением составляет 11,33 кв. м, что меньше установленной в Игринском районе Удмуртской Республики учетной нормы жилого помещения (12 кв. м).
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании за членом семьи погибшего военнослужащего права на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа в принятии несовершеннолетней на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, как члена семьи погибшего военнослужащего отказано.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку расторжение брака между супругами не влияет на права их несовершеннолетней дочери, которая является как членом семьи своей матери, так и членом семьи своего отца, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.При этом вывод кассационного суда общей юрисдикции о том, что расчет уровня обеспеченности несовершеннолетней Стрелковой А.В. общей площадью жилого помещения следует осуществлять исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ее бабушке Чирковой О.П. (34 кв. м), и количества зарегистрированных и проживающих в этом жилом помещении лиц (Стрелкова И.А. и несовершеннолетняя Стрелкова А.В.), то есть без собственника жилого помещения (Чирковой О.П.), так как она в данном жилом помещении не зарегистрирована и не проживает, противоречит положениям пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правах собственника жилого помещения по пользованию этим помещением. В соответствии с названными нормами Чиркова О.П. как собственник жилого помещения имеет право пользования им, следовательно, расчет уровня обеспеченности несовершеннолетней Стрелковой А.В. общей площадью жилого помещения должен производиться с учетом собственника жилого помещения Чирковой О.П. и при таком расчете уровень обеспеченности Стрелковой А.В. жилым помещением составляет 11,33 кв. м, что меньше установленной в Игринском районе Удмуртской Республики учетной нормы жилого помещения (12 кв. м).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N 45-КГ16-12
Требование: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт наличия у истца в собственности жилого помещения, а у его супруги - права пользования жилым помещением третьего лица, таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы.Основанием отказа Гнатюку Д.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то, что обеспеченность членов его семьи суммарной общей площадью жилого помещения на каждого из них превышает учетную норму (15 кв. м).
Требование: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт наличия у истца в собственности жилого помещения, а у его супруги - права пользования жилым помещением третьего лица, таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы.Основанием отказа Гнатюку Д.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то, что обеспеченность членов его семьи суммарной общей площадью жилого помещения на каждого из них превышает учетную норму (15 кв. м).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 12)Рассмотренная выше ситуация имеет, скорее, теоретическое значение, нежели практическое, так как во всех муниципальных образованиях на территории Российской Федерации учетная норма площади жилья установлена от 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека и менее (муниципальные образования, в которых учетная норма площади жилого помещения была бы установлена более 18 квадратных метров на одного человека, автору не известны). Так, например, в муниципальных образованиях на территории Свердловской области учетная норма площади жилого помещения установлена в пределах от 10 до 16 квадратных метров <4>.
(Трофимов Е.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 12)Рассмотренная выше ситуация имеет, скорее, теоретическое значение, нежели практическое, так как во всех муниципальных образованиях на территории Российской Федерации учетная норма площади жилья установлена от 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека и менее (муниципальные образования, в которых учетная норма площади жилого помещения была бы установлена более 18 квадратных метров на одного человека, автору не известны). Так, например, в муниципальных образованиях на территории Свердловской области учетная норма площади жилого помещения установлена в пределах от 10 до 16 квадратных метров <4>.
Статья: Банкротство: нищета и... блеск
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 9)Суд в каждом конкретном случае должен учитывать не только намерение кредиторов получить наилучшее удовлетворение своих требований, но и позицию должника, в том числе законодательно установленные требования по учетным нормам площадей жилых помещений.
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 9)Суд в каждом конкретном случае должен учитывать не только намерение кредиторов получить наилучшее удовлетворение своих требований, но и позицию должника, в том числе законодательно установленные требования по учетным нормам площадей жилых помещений.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
"Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей"
(Кудашкин А.В.)
("За права военнослужащих", 2005)Например, в г. Москве на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, у которых обеспеченность жилой площадью менее установленной нормы площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой площади при постановке на учет является размер общей площади, приходящейся на каждого проживающего, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 15 кв. м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа (ст. 2 Закона г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22), в Свердловской области - имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи не более 15 кв. м; в целом по России она колеблется от 5 до 9 кв. м жилой площади. Таким образом, общая учетная (учетно-постановочная) норма местными властями определяется самостоятельно.
(Кудашкин А.В.)
("За права военнослужащих", 2005)Например, в г. Москве на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, у которых обеспеченность жилой площадью менее установленной нормы площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой площади при постановке на учет является размер общей площади, приходящейся на каждого проживающего, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 15 кв. м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа (ст. 2 Закона г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22), в Свердловской области - имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи не более 15 кв. м; в целом по России она колеблется от 5 до 9 кв. м жилой площади. Таким образом, общая учетная (учетно-постановочная) норма местными властями определяется самостоятельно.
"Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)Одним из показателей нуждаемости в улучшении жилищных условий является обеспеченность граждан жилой (общей) площадью менее определенного размера (учетной нормы). Так, в Московской области нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м (п. 14.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области от 29 декабря 1984 г. N 1728/24, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. N 51/46); в Свердловской области согласно Закону Свердловской области "О предоставлении жилища в Свердловской области" от 28 апреля 1995 г. нуждающимися признаются лица, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В г. Москве нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в г. Москве не менее 10 лет и занимающие жилые помещения менее нормы постановки на учет. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 кв. м общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 кв. м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа (ст. 3 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" от 15 января 2003 г. N 22 (с изменениями)).
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)Одним из показателей нуждаемости в улучшении жилищных условий является обеспеченность граждан жилой (общей) площадью менее определенного размера (учетной нормы). Так, в Московской области нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м (п. 14.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области от 29 декабря 1984 г. N 1728/24, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. N 51/46); в Свердловской области согласно Закону Свердловской области "О предоставлении жилища в Свердловской области" от 28 апреля 1995 г. нуждающимися признаются лица, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В г. Москве нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в г. Москве не менее 10 лет и занимающие жилые помещения менее нормы постановки на учет. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 кв. м общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 кв. м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа (ст. 3 Закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" от 15 января 2003 г. N 22 (с изменениями)).
Статья: Жилье из федерального бюджета
(Кудашкин А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", NN 1, 2, 3, 1999)Указанный уровень находит свое выражение в учетной (учетно - постановочной) норме, подверженной увеличению с ростом жилищного строительства, установление которой отнесено к компетенции местных органов власти, поскольку в разных регионах в силу ряда социально - экономических факторов складываются неодинаковые условия и имеются разные возможности для улучшения жилищных условий граждан (например, в Москве критерий нуждаемости установлен в 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир; в Свердловской области - имеющие обеспеченность общей площади на одного члена семьи не более 15 кв. м; в целом по России она колеблется от 5 до 9 метров жилой площади). Таким образом, общая учетная (учетно - постановочная) норма местными властями определяется самостоятельно.
(Кудашкин А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", NN 1, 2, 3, 1999)Указанный уровень находит свое выражение в учетной (учетно - постановочной) норме, подверженной увеличению с ростом жилищного строительства, установление которой отнесено к компетенции местных органов власти, поскольку в разных регионах в силу ряда социально - экономических факторов складываются неодинаковые условия и имеются разные возможности для улучшения жилищных условий граждан (например, в Москве критерий нуждаемости установлен в 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир; в Свердловской области - имеющие обеспеченность общей площади на одного члена семьи не более 15 кв. м; в целом по России она колеблется от 5 до 9 метров жилой площади). Таким образом, общая учетная (учетно - постановочная) норма местными властями определяется самостоятельно.
"Материнский капитал: порядок получения и использования"
(выпуск 9)
(Серебрякова Е.А.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)С выводами городского суда согласилась коллегия областного суда, которая, в частности, указала, что единственным основанием для отказа в выдаче акта освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта ИЖС является установление уполномоченным органом, что в результате таких работ общая площадь помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Отказ администрации является неправомерным, поскольку основан на требованиях, установленных для строительства дома, в то время как в данной ситуации вопрос касался реконструкции указанного объекта.
(выпуск 9)
(Серебрякова Е.А.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)С выводами городского суда согласилась коллегия областного суда, которая, в частности, указала, что единственным основанием для отказа в выдаче акта освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта ИЖС является установление уполномоченным органом, что в результате таких работ общая площадь помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Отказ администрации является неправомерным, поскольку основан на требованиях, установленных для строительства дома, в то время как в данной ситуации вопрос касался реконструкции указанного объекта.