Учет северного стажа
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет северного стажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 "Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Принимая во внимание, что после обучения в профессиональном техническом училище N 1 г. Северодвинска истец был принят на работу по льготной профессии на Северное машиностроительное предприятие, а периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР предшествовала указанная работа на Северном машиностроительном предприятии, учтенная пенсионным органом в стаж работы с тяжелыми условиями труда по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения периода обучения истца в профессиональном техническом училище N 1 г. Северодвинска с 1 сентября 1977 года по 2 июля 1980 года и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 30 октября 1981 года по 6 декабря 1983 года в стаж работы в тяжелых условиях труда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Таким образом, трудовая пенсия по старости с учетом "северного" стажа может быть назначена досрочно при соблюдении следующих условий:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Таким образом, трудовая пенсия по старости с учетом "северного" стажа может быть назначена досрочно при соблюдении следующих условий:
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для целей пенсионного обеспечения под регионами с неблагоприятными климатическими условиями работы и проживания в России, как и ранее в СССР, понимаются районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности <1>, что позволяет говорить о назначении гражданам, проживающим на таких территориях, пенсий с учетом "северного стажа" работы, а также именовать граждан, проживающих на данной территории, "северяне" <2>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для целей пенсионного обеспечения под регионами с неблагоприятными климатическими условиями работы и проживания в России, как и ранее в СССР, понимаются районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности <1>, что позволяет говорить о назначении гражданам, проживающим на таких территориях, пенсий с учетом "северного стажа" работы, а также именовать граждан, проживающих на данной территории, "северяне" <2>.
Нормативные акты
Решение муниципального Собрания Орехово-Борисово Северное в г. Москве от 09.02.2010 N 01-03-04
"Об утверждении Порядка оплаты труда муниципальных служащих муниципалитета внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное в городе Москве"2.3.4. Выплата надбавки за выслугу лет производится на основании муниципального правового акта муниципалитета со дня достижения муниципальным служащим соответствующего стажа муниципальной службы, в том числе с учетом периодов работы, включенных в стаж муниципальной службы по решению Комиссии внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное в городе Москве по исчислению стажа муниципальной службы.
"Об утверждении Порядка оплаты труда муниципальных служащих муниципалитета внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное в городе Москве"2.3.4. Выплата надбавки за выслугу лет производится на основании муниципального правового акта муниципалитета со дня достижения муниципальным служащим соответствующего стажа муниципальной службы, в том числе с учетом периодов работы, включенных в стаж муниципальной службы по решению Комиссии внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное в городе Москве по исчислению стажа муниципальной службы.
Приказ Московской северной таможни ЦТУ от 28.01.2003 N 78
"Об организации работы по борьбе с нарушениями валютного законодательства РФ"
(вместе с "Технологической схемой проведения сотрудниками ОВК таможни проверок импортных операций участников ВЭД, процессуальных действий при расследовании дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ, а также взаимодействия с другими подразделениями таможни")8. Начальнику отдела кадров таможни (Соловьев Д.А.) с целью доукомплектования ОВК таможни соответствующими квалифицированными кадрами для осуществления процессуальных действий по ст. 15.25 КоАП РФ провести подбор кандидатур на вакантные должности сотрудников отдела валютного контроля таможни с учетом наличия юридического образования, опыта и стажа работы в правоохранительных органах и т.п.
"Об организации работы по борьбе с нарушениями валютного законодательства РФ"
(вместе с "Технологической схемой проведения сотрудниками ОВК таможни проверок импортных операций участников ВЭД, процессуальных действий при расследовании дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ, а также взаимодействия с другими подразделениями таможни")8. Начальнику отдела кадров таможни (Соловьев Д.А.) с целью доукомплектования ОВК таможни соответствующими квалифицированными кадрами для осуществления процессуальных действий по ст. 15.25 КоАП РФ провести подбор кандидатур на вакантные должности сотрудников отдела валютного контроля таможни с учетом наличия юридического образования, опыта и стажа работы в правоохранительных органах и т.п.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Что же касается дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то право на этот отпуск обусловлено не столько фактом самой работы, сколько фактом проживания (нахождения) в тяжелых климатических условиях. Если работник прибывает на вахту из районов с нормальными климатическими условиями, то междувахтовый отдых он проводит дома - в нормальных климатических условиях. В этом случае дни междувахтового отдыха при определении стажа, дающего право на дополнительный ("северный") отпуск, учитываться не должны.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Что же касается дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то право на этот отпуск обусловлено не столько фактом самой работы, сколько фактом проживания (нахождения) в тяжелых климатических условиях. Если работник прибывает на вахту из районов с нормальными климатическими условиями, то междувахтовый отдых он проводит дома - в нормальных климатических условиях. В этом случае дни междувахтового отдыха при определении стажа, дающего право на дополнительный ("северный") отпуск, учитываться не должны.