Учет изменений здания
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет изменений здания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45 "Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Спорное здание не является созданным объектом недвижимости, поскольку построено в 1879 - ... годах, не образовано в результате раздела объекта недвижимости, объединения объекта недвижимости, а потому для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением площади здания в силу закона представление разрешения на ввод здания в эксплуатацию не требуется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как определяется кадастровая стоимость здания
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется кадастровая стоимость вновь учтенных, ранее учтенных зданий и зданий, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется кадастровая стоимость вновь учтенных, ранее учтенных зданий и зданий, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения
Готовое решение: Как организации поставить недвижимость на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)если в результате реконструкции, строительства, проводимых поэтапно, изменены параметры здания (сооружения) и это влечет учет изменений характеристик помещений и (или) машино-мест либо учет созданных и (или) образованных помещений и (или) машино-мест, госпошлина за учет помещений и (или) машино-мест не уплачивается. Ее нужно уплачивать только за учет изменений параметров здания (сооружения). При этом потребуется уплата госпошлины за госрегистрацию каждого созданного (образованного) помещения, машино-места в общем размере, установленном в пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (п. 3 ст. 333.34-1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)если в результате реконструкции, строительства, проводимых поэтапно, изменены параметры здания (сооружения) и это влечет учет изменений характеристик помещений и (или) машино-мест либо учет созданных и (или) образованных помещений и (или) машино-мест, госпошлина за учет помещений и (или) машино-мест не уплачивается. Ее нужно уплачивать только за учет изменений параметров здания (сооружения). При этом потребуется уплата госпошлины за госрегистрацию каждого созданного (образованного) помещения, машино-места в общем размере, установленном в пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (п. 3 ст. 333.34-1 НК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В случае, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка, расширение), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик, или в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструированных здании, сооружении, или в связи с прекращением существования помещений, машино-мест (в результате частичного сноса или демонтажа). При этом для государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования помещений, машино-мест представление предусмотренного пунктом 7.2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона акта обследования не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. В случае, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка, расширение), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик, или в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструированных здании, сооружении, или в связи с прекращением существования помещений, машино-мест (в результате частичного сноса или демонтажа). При этом для государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования помещений, машино-мест представление предусмотренного пунктом 7.2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона акта обследования не требуется.
Письмо Росреестра от 16.01.2023 N 18-00073/23
<О рассмотрении обращения>2. По вопросу осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания в связи с изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости о нем в результате проведения капитального ремонта такого здания.
<О рассмотрении обращения>2. По вопросу осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания в связи с изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости о нем в результате проведения капитального ремонта такого здания.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта РФ в случае, если указанному органу переданы полномочия России по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (ч. 3);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта РФ в случае, если указанному органу переданы полномочия России по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (ч. 3);
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)С термином "изменение характеристик" более или менее ясно, он заимствован из совокупности градостроительного и регистрационного законодательства и означает реконструкцию, меняющую параметры первоначального объекта, требующую изменения данных, содержащихся в ЕГРН. На первый взгляд, не ясна формулировка п. 3 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которой изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых зданий или сооружений, если иное не установлено законом. То есть согласно новой редакции ГК РФ в результате реконструкции новый объект недвижимости появиться не может. Вместе с тем, как уже говорилось выше, вопрос о возникновении нового объекта недвижимости в результате реконструкции до появления главы 6.1 ГК РФ являлся прерогативой Закона N 218-ФЗ, который в п. 1 ч. 5 ст. 14 указывает, что государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости). Таким образом, в тексте Закона N 218-ФЗ прямо говорится о возможности образования нового объекта недвижимости в результате реконструкции. Естественно, возникает вопрос: коллизия норм ГК РФ и Закона N 218-ФЗ реальная или мнимая? Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться диспозитивностью формулировки п. 3 ст. 141.3 ГК РФ "если иное не установлено законом". Если рассматривать п. 3 ст. 141.3 ГК РФ в контексте ч. 6 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, то можно прийти к выводу, что коллизия мнимая. Согласно ч. 6 ст. 40 если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. Таким образом, согласно данной норме в результате изменения характеристик здания, сооружения, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, машино-места, нового здания, сооружения как объекта недвижимости не возникает, а возникают новые помещения, машино-места. Если же вещные права зарегистрированы на здание, сооружение, то в результате изменения их характеристик образуются новые здания, помещения.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)С термином "изменение характеристик" более или менее ясно, он заимствован из совокупности градостроительного и регистрационного законодательства и означает реконструкцию, меняющую параметры первоначального объекта, требующую изменения данных, содержащихся в ЕГРН. На первый взгляд, не ясна формулировка п. 3 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которой изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых зданий или сооружений, если иное не установлено законом. То есть согласно новой редакции ГК РФ в результате реконструкции новый объект недвижимости появиться не может. Вместе с тем, как уже говорилось выше, вопрос о возникновении нового объекта недвижимости в результате реконструкции до появления главы 6.1 ГК РФ являлся прерогативой Закона N 218-ФЗ, который в п. 1 ч. 5 ст. 14 указывает, что государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости). Таким образом, в тексте Закона N 218-ФЗ прямо говорится о возможности образования нового объекта недвижимости в результате реконструкции. Естественно, возникает вопрос: коллизия норм ГК РФ и Закона N 218-ФЗ реальная или мнимая? Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться диспозитивностью формулировки п. 3 ст. 141.3 ГК РФ "если иное не установлено законом". Если рассматривать п. 3 ст. 141.3 ГК РФ в контексте ч. 6 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, то можно прийти к выводу, что коллизия мнимая. Согласно ч. 6 ст. 40 если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. Таким образом, согласно данной норме в результате изменения характеристик здания, сооружения, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, машино-места, нового здания, сооружения как объекта недвижимости не возникает, а возникают новые помещения, машино-места. Если же вещные права зарегистрированы на здание, сооружение, то в результате изменения их характеристик образуются новые здания, помещения.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19. В ч. 19 комментируемой статьи содержится запрет на государственную регистрацию вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в таких здании, сооружении. Однако, как правильно было отмечено в литературе, согласно же ч. 6 этой же статьи если в здании, сооружении был осуществлен государственный кадастровый учет помещений, то при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения, одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. То есть если осуществляется реконструкция здания, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, то в результате изменения параметров здания вещные права будут регистрироваться на дополнительно образованные помещения, а не на здание. Данная норма Закона N 218-ФЗ лишний раз подтверждает, что понятие "объект капитального строительства" и "объект недвижимости" могут не совпадать <7>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19. В ч. 19 комментируемой статьи содержится запрет на государственную регистрацию вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в таких здании, сооружении. Однако, как правильно было отмечено в литературе, согласно же ч. 6 этой же статьи если в здании, сооружении был осуществлен государственный кадастровый учет помещений, то при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения, одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. То есть если осуществляется реконструкция здания, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, то в результате изменения параметров здания вещные права будут регистрироваться на дополнительно образованные помещения, а не на здание. Данная норма Закона N 218-ФЗ лишний раз подтверждает, что понятие "объект капитального строительства" и "объект недвижимости" могут не совпадать <7>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением характеристик здания, сооружения в результате их реконструкции, а также в связи с изменением характеристик помещений, машино-мест в таких здании, сооружении на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 40 указанного Федерального закона. В указанной статье устанавливаются особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, в результате чего происходят существенные изменения их характеристик, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест. В соответствии с ней государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением характеристик здания, сооружения в результате их реконструкции, а также в связи с изменением характеристик помещений, машино-мест в таких здании, сооружении на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 40 указанного Федерального закона. В указанной статье устанавливаются особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, в результате чего происходят существенные изменения их характеристик, если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест. В соответствии с ней государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Готовое решение: Как изменить назначение здания с нежилого на жилое
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых данных о здании. Обращаться за кадастровым учетом изменений в этом случае должен тот орган, который выдал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию, если реконструкция здания осуществлена на основании разрешения на строительство. Если разрешения на строительство не требовалось, то обратиться за кадастровым учетом вправе собственник здания. Для учета потребуются установленные законом документы (ч. 21 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых данных о здании. Обращаться за кадастровым учетом изменений в этом случае должен тот орган, который выдал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию, если реконструкция здания осуществлена на основании разрешения на строительство. Если разрешения на строительство не требовалось, то обратиться за кадастровым учетом вправе собственник здания. Для учета потребуются установленные законом документы (ч. 21 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости).
Готовое решение: Можно ли изменить назначение здания с жилого на нежилое и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых параметров здания. Обращаться за кадастровым учетом изменений должен тот орган, который выдавал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию (ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2019 N ОГ-Д23-3893).
(КонсультантПлюс, 2025)После реконструкции здания должен быть проведен кадастровый учет, в рамках которого в ЕГРН вносятся изменения в части новых параметров здания. Обращаться за кадастровым учетом изменений должен тот орган, который выдавал разрешение на ввод реконструированного здания в эксплуатацию (ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2019 N ОГ-Д23-3893).