Учет изменений объекта недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет изменений объекта недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 64 "Рассмотрение земельных споров" ЗК РФ"Исходя из положений ч. 1 ст. 64 ЗК РФ учет изменений объекта недвижимости может быть осуществлен на основании решения суда."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, по смыслу статей 14, 18 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет носит заявительный характер, в связи с чем постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости возможно только на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в орган кадастрового учета, и представления заявителем необходимых в соответствии со статьей 21 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ для осуществления такого учета документов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О госпошлине за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-05-04-03/104282)Вопрос: О госпошлине за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-05-04-03/104282)Вопрос: О госпошлине за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что указанное органом регистрации прав основание соответствует закону и является достаточным для отказа в учете изменений объекта недвижимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что указанное органом регистрации прав основание соответствует закону и является достаточным для отказа в учете изменений объекта недвижимости.
Приказ Росреестра от 18.08.2016 N П/0390
"Об организации работ по предоставлению органом кадастрового учета сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, представлению в орган кадастрового учета заявлений о государственном кадастровом учете и запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"Таблица 24. "Заявление о государственном
"Об организации работ по предоставлению органом кадастрового учета сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, представлению в орган кадастрового учета заявлений о государственном кадастровом учете и запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"Таблица 24. "Заявление о государственном
Статья: Спор о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, отзыва решения о таком согласовании, отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется в случае изменения характеристик объекта недвижимости.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется в случае изменения характеристик объекта недвижимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта РФ в случае, если указанному органу переданы полномочия России по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (ч. 3);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта РФ в случае, если указанному органу переданы полномочия России по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (ч. 3);
Готовое решение: Выдается ли в настоящее время кадастровая выписка об объекте недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)учет изменений объекта недвижимости;
(КонсультантПлюс, 2025)учет изменений объекта недвижимости;
Статья: Влияние принципа деления земель по целевому назначению на категории на развитие судебной практики в России
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)Однако в связи с применением видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности в судебной практике сложились два подхода: с одной стороны, в указанном Обзоре было акцентировано внимание на то, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды его разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости; с другой стороны, суды считают, что целевым использованием земельного участка следует считать любой из видов (основной и вспомогательный) его разрешенного использования, установленных градостроительными регламентами для соответствующей территориальной зоны, обеспечивающие эффективное и рациональное использование земельного участка, и только расхождение между фактическим использованием земельного участка и разрешенными видами может являться основанием для привлечения к юридической ответственности лица, а не его самостоятельный выбор (фактическое изменение) основного или вспомогательного вида использования земельного участка в пределах установленных для конкретной территориальной зоны видов разрешенного использования. Указывая на правовую неопределенность при разрешении данного вопроса, Конституционный Суд РФ отметил, что изучение судебной практики, связанной с применением законодательства о целевом использовании земельных участков и государственной регистрации прав на них, показывает, что как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды по-разному понимают порядок и условия реализации собственником (правообладателем) земельного участка предоставленного ему права самостоятельного выбора - в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка - вспомогательного вида его разрешенного использования. Устранение неопределенности правового регулирования - задача федерального законодателя <13>. Таким образом, принцип деления земель по целевому назначению на категории учитывается судами и при рассмотрении споров, связанных с применением разрешенных видов использования.
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)Однако в связи с применением видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности в судебной практике сложились два подхода: с одной стороны, в указанном Обзоре было акцентировано внимание на то, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды его разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости; с другой стороны, суды считают, что целевым использованием земельного участка следует считать любой из видов (основной и вспомогательный) его разрешенного использования, установленных градостроительными регламентами для соответствующей территориальной зоны, обеспечивающие эффективное и рациональное использование земельного участка, и только расхождение между фактическим использованием земельного участка и разрешенными видами может являться основанием для привлечения к юридической ответственности лица, а не его самостоятельный выбор (фактическое изменение) основного или вспомогательного вида использования земельного участка в пределах установленных для конкретной территориальной зоны видов разрешенного использования. Указывая на правовую неопределенность при разрешении данного вопроса, Конституционный Суд РФ отметил, что изучение судебной практики, связанной с применением законодательства о целевом использовании земельных участков и государственной регистрации прав на них, показывает, что как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды по-разному понимают порядок и условия реализации собственником (правообладателем) земельного участка предоставленного ему права самостоятельного выбора - в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка - вспомогательного вида его разрешенного использования. Устранение неопределенности правового регулирования - задача федерального законодателя <13>. Таким образом, принцип деления земель по целевому назначению на категории учитывается судами и при рассмотрении споров, связанных с применением разрешенных видов использования.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, у Общества и Учреждения не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и указания вида разрешенного использования спорного земельного участка как "офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний". Письмо Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от 02.02.2015 N 12-01-12:78/ис об отнесении выбранного вида использования спорного земельного участка к основным видам разрешенного использования нельзя рассматривать как основание для внесения оспоренных изменений в ГКН.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, у Общества и Учреждения не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и указания вида разрешенного использования спорного земельного участка как "офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний". Письмо Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от 02.02.2015 N 12-01-12:78/ис об отнесении выбранного вида использования спорного земельного участка к основным видам разрешенного использования нельзя рассматривать как основание для внесения оспоренных изменений в ГКН.
Статья: Спор о признании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме незаконными (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.
Статья: Перепланировка нежилого помещения: понятие, порядок согласования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заключение необходимо отметить, что в зависимости от субъекта, на территории которого планируется осуществление перепланировки нежилого помещения, требования к документам, необходимым для согласования такой процедуры, могут отличаться. При этом с учетом существенных изменений характеристик объектов недвижимости при перепланировке получение разрешения на совершение такой процедуры в уполномоченных организациях является обязательным.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заключение необходимо отметить, что в зависимости от субъекта, на территории которого планируется осуществление перепланировки нежилого помещения, требования к документам, необходимым для согласования такой процедуры, могут отличаться. При этом с учетом существенных изменений характеристик объектов недвижимости при перепланировке получение разрешения на совершение такой процедуры в уполномоченных организациях является обязательным.
Ситуация: Как выделить доли в жилом доме в натуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для других сособственников, доли которых изменяются, размер госпошлины в общем случае составляет 1 000 руб. за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и 700 руб. за внесение в ЕГРН изменений в части размера долей (пп. 22.3, 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для других сособственников, доли которых изменяются, размер госпошлины в общем случае составляет 1 000 руб. за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и 700 руб. за внесение в ЕГРН изменений в части размера долей (пп. 22.3, 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Необходимость внесения в ЕГРН сведений о выбранном ВРИ подтверждается также позицией Верховного Суда РФ, по мнению которого "изменение сведений о разрешенном использовании... производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости" <14>. Таким образом, в качестве дополнительных сведений о земельном участке в ЕГРН вносится информация о ВРИ, выбранном правообладателем из числа ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом. То есть ВРИ земельных участков, перечисленные в градостроительном регламенте в качестве основных и вспомогательных, являются допустимыми к осуществлению в границах соответствующей территориальной зоны и доступными к выбору правообладателями участков. Эти ВРИ далее мы будем также именовать допустимыми. Уже выбранный правообладателем участка ВРИ указывается в ЕГРН в качестве дополнительных сведений об участке и отражает фактический вид его использования. Его далее мы будем также именовать выбранным.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Необходимость внесения в ЕГРН сведений о выбранном ВРИ подтверждается также позицией Верховного Суда РФ, по мнению которого "изменение сведений о разрешенном использовании... производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости" <14>. Таким образом, в качестве дополнительных сведений о земельном участке в ЕГРН вносится информация о ВРИ, выбранном правообладателем из числа ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом. То есть ВРИ земельных участков, перечисленные в градостроительном регламенте в качестве основных и вспомогательных, являются допустимыми к осуществлению в границах соответствующей территориальной зоны и доступными к выбору правообладателями участков. Эти ВРИ далее мы будем также именовать допустимыми. Уже выбранный правообладателем участка ВРИ указывается в ЕГРН в качестве дополнительных сведений об участке и отражает фактический вид его использования. Его далее мы будем также именовать выбранным.