Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие прокуратуры в правотворческой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительную роль в обеспечении единства правового пространства играет участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Прокурор выступает как полноправный участник правотворческого процесса, которому предоставлено право законодательной инициативы в представительном органе субъекта РФ наряду с иными участниками согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ. Базовыми составляющими правотворческой деятельности прокуратуры являются: разработка проектов законов и иных НПА; участие в подготовке законопроектов (проектов НПА); подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в представительных, исполнительных органах публичной власти; направление замечаний и предложений об устранении выявленных в проектах НПА противоречий <23>.
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)В современной науке отсутствуют комплексные работы, посвященные изучению института соглашений органов прокуратуры с органами МСУ о взаимодействии и сотрудничестве в сфере правотворческой деятельности (далее также - соглашения о взаимодействии). Ученые, исследующие те или иные аспекты участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как правило, ограничиваются упоминанием практики заключения указанных соглашений <2>; правовая природа и содержание данных правовых актов анализируются достаточно редко <3>.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)В современной науке отсутствуют комплексные работы, посвященные изучению института соглашений органов прокуратуры с органами МСУ о взаимодействии и сотрудничестве в сфере правотворческой деятельности (далее также - соглашения о взаимодействии). Ученые, исследующие те или иные аспекты участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как правило, ограничиваются упоминанием практики заключения указанных соглашений <2>; правовая природа и содержание данных правовых актов анализируются достаточно редко <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")6. Участие прокуратур субъектов Российской Федерации
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")6. Участие прокуратур субъектов Российской Федерации
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, обеспечивает верховенство закона, единства и укрепления законности.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, обеспечивает верховенство закона, единства и укрепления законности.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)О. Петрова высказала мнение о необходимости внесения изменений в ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - закрепить обязанность органов местного самоуправления направлять проекты правовых актов в органы прокуратуры <4>. В. Никонов проанализировал отдельные аспекты взаимодействия прокуратуры города Нижний Новгород с органами местного самоуправления и пришел к выводу о том, что активное участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления влечет отсутствие необходимости в принятии мер прокурорского реагирования, направленных на приведение вновь принятых правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства <5>.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)О. Петрова высказала мнение о необходимости внесения изменений в ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - закрепить обязанность органов местного самоуправления направлять проекты правовых актов в органы прокуратуры <4>. В. Никонов проанализировал отдельные аспекты взаимодействия прокуратуры города Нижний Новгород с органами местного самоуправления и пришел к выводу о том, что активное участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления влечет отсутствие необходимости в принятии мер прокурорского реагирования, направленных на приведение вновь принятых правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства <5>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Самостоятельной функцией прокуратуры является участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Самостоятельной функцией прокуратуры является участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Статья: Совершенствование практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения миграционного законодательства
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Согласно п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор обладает правом законодательной инициативы, также представители прокуратуры принимают активное участие в обсуждении законопроектов и парламентских слушаниях. Кроме того, прокуратура информирует органы власти о состоянии законности в соответствии с п. 2 ст. 4 того же нормативного акта. Но правотворческая деятельность прокуратуры недостаточно урегулирована законодательством, что затрудняет деятельность прокуратуры в этой области. Необходимо расширить участие прокуратуры в правотворческой деятельности, особенно это касается принятия актов субъектов РФ. Если бы органы прокуратуры смогли более активно участвовать в принятии законодательных актов субъектов и муниципальных образований, то их позже не приходилось бы с помощью представлений прокурора приводить в соответствие с федеральным законодательством.
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Согласно п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор обладает правом законодательной инициативы, также представители прокуратуры принимают активное участие в обсуждении законопроектов и парламентских слушаниях. Кроме того, прокуратура информирует органы власти о состоянии законности в соответствии с п. 2 ст. 4 того же нормативного акта. Но правотворческая деятельность прокуратуры недостаточно урегулирована законодательством, что затрудняет деятельность прокуратуры в этой области. Необходимо расширить участие прокуратуры в правотворческой деятельности, особенно это касается принятия актов субъектов РФ. Если бы органы прокуратуры смогли более активно участвовать в принятии законодательных актов субъектов и муниципальных образований, то их позже не приходилось бы с помощью представлений прокурора приводить в соответствие с федеральным законодательством.