Участие муниципального служащего на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие муниципального служащего на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В рамках реализации п. п. "б" п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ разрешение представителя нанимателя на участие муниципального служащего на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией представляется в порядке, установленном законом субъекта РФ. До внесения изменений в Закон N 25-ФЗ Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ указанный порядок определялся муниципальными правовыми актами. Такие акты по-прежнему действуют в муниципальных образованиях.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В рамках реализации п. п. "б" п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ разрешение представителя нанимателя на участие муниципального служащего на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией представляется в порядке, установленном законом субъекта РФ. До внесения изменений в Закон N 25-ФЗ Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ указанный порядок определялся муниципальными правовыми актами. Такие акты по-прежнему действуют в муниципальных образованиях.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)9. Служащий не получил разрешение представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) при фактическом участии в управлении такой организацией, при этом иные ограничения и запреты служащим не нарушены.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)9. Служащий не получил разрешение представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) при фактическом участии в управлении такой организацией, при этом иные ограничения и запреты служащим не нарушены.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.03.2025 N АПЛ25-56
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда от 15.01.2025 N АКПИ24-873, которым был признан частично недействующим пункт 1 Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими центрального и зарубежного аппаратов Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями, утв. приказом Росрыболовства от 01.07.2019 N 332>Проанализировав содержание приведенных выше положений закона, суд первой инстанции правильно указал, что правовое регулирование, как действовавшее на дату утверждения Порядка, так и действующее в настоящее время, допускает участие на безвозмездной основе гражданских служащих в управлении некоммерческой организацией (фондом, государственным или муниципальным частным учреждением, автономной некоммерческой организацией) с предварительным уведомлением и получением разрешения соответствующего органа власти или должностного лица, а также сохраняет положение о безуведомительном порядке и отсутствии необходимости получения соответствующего разрешения на участие указанных лиц на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, на участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда от 15.01.2025 N АКПИ24-873, которым был признан частично недействующим пункт 1 Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими центрального и зарубежного аппаратов Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями, утв. приказом Росрыболовства от 01.07.2019 N 332>Проанализировав содержание приведенных выше положений закона, суд первой инстанции правильно указал, что правовое регулирование, как действовавшее на дату утверждения Порядка, так и действующее в настоящее время, допускает участие на безвозмездной основе гражданских служащих в управлении некоммерческой организацией (фондом, государственным или муниципальным частным учреждением, автономной некоммерческой организацией) с предварительным уведомлением и получением разрешения соответствующего органа власти или должностного лица, а также сохраняет положение о безуведомительном порядке и отсутствии необходимости получения соответствующего разрешения на участие указанных лиц на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, на участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости.
Решение Верховного Суда РФ от 15.01.2025 N АКПИ24-873
<О признании частично недействующим пункта 1 Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими центрального и зарубежного аппаратов Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями, утв. приказом Росрыболовства от 01.07.2019 N 332>Таким образом, как ранее действовавшее, так и ныне действующее правовое регулирование допускает участие на безвозмездной основе гражданских служащих в управлении некоммерческой организацией (фондом, государственным или муниципальным частным учреждением, автономной некоммерческой организацией) с предварительным уведомлением соответствующего органа власти или должностного лица, а также сохраняет положение о безуведомительном порядке участия указанных лиц на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости.
<О признании частично недействующим пункта 1 Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими центрального и зарубежного аппаратов Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями, утв. приказом Росрыболовства от 01.07.2019 N 332>Таким образом, как ранее действовавшее, так и ныне действующее правовое регулирование допускает участие на безвозмездной основе гражданских служащих в управлении некоммерческой организацией (фондом, государственным или муниципальным частным учреждением, автономной некоммерческой организацией) с предварительным уведомлением соответствующего органа власти или должностного лица, а также сохраняет положение о безуведомительном порядке участия указанных лиц на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости.
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Федеральное правовое регулирование в отношении указанной категории публичных должностных лиц не является полным. В соответствии с концепцией Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ законотворческие и исполнительно-распорядительные полномочия в сфере организации представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, проведения проверки их достоверности и полноты переданы органам государственной власти субъектов РФ. Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации, и лица, их замещающие, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта РФ, а проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, имеют право на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением об этом высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Федеральное правовое регулирование в отношении указанной категории публичных должностных лиц не является полным. В соответствии с концепцией Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ законотворческие и исполнительно-распорядительные полномочия в сфере организации представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, проведения проверки их достоверности и полноты переданы органам государственной власти субъектов РФ. Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации, и лица, их замещающие, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта РФ, а проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, имеют право на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением об этом высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Необходимость смены учредителей некоммерческих организаций возникает в ряде случаев, которые порой связаны не только и не столько с решением самих учредителей названных организаций отказаться от своих корпоративных прав в связи с отсутствием у них интереса к деятельности названной организации. Так, мотивом для принятия подобного решения может стать факт их взаимосвязи с государственной службой. Как известно, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" <1> вводятся требования о несовместимости управленческой деятельности в коммерческой и некоммерческой организации со статусом государственного служащего (исключения из этого правила имеются, но, как правило, они связаны с возможностью участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией и получением разрешения соответствующего государственного органа в порядке, установленном нормативным правовым актом). И хотя в юридической литературе относительно приведенного законодательного требования высказывается отрицательная оценка, суть которой в том, что "такого рода исключения существенно деформируют правовой статус государственных и муниципальных должностных лиц" <2>, тем не менее в законодательстве данное правило остается неизменным на протяжении многих лет. При этом необходимость отказа от статуса учредителя некоммерческой организации связана порой с тем, что законодатель основывается применительно к отдельным организационно-правовым формам некоммерческих организаций на понятии учредителя как лица, которое управляет деятельностью некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>, далее - ГК РФ).
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Необходимость смены учредителей некоммерческих организаций возникает в ряде случаев, которые порой связаны не только и не столько с решением самих учредителей названных организаций отказаться от своих корпоративных прав в связи с отсутствием у них интереса к деятельности названной организации. Так, мотивом для принятия подобного решения может стать факт их взаимосвязи с государственной службой. Как известно, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" <1> вводятся требования о несовместимости управленческой деятельности в коммерческой и некоммерческой организации со статусом государственного служащего (исключения из этого правила имеются, но, как правило, они связаны с возможностью участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией и получением разрешения соответствующего государственного органа в порядке, установленном нормативным правовым актом). И хотя в юридической литературе относительно приведенного законодательного требования высказывается отрицательная оценка, суть которой в том, что "такого рода исключения существенно деформируют правовой статус государственных и муниципальных должностных лиц" <2>, тем не менее в законодательстве данное правило остается неизменным на протяжении многих лет. При этом необходимость отказа от статуса учредителя некоммерческой организации связана порой с тем, что законодатель основывается применительно к отдельным организационно-правовым формам некоммерческих организаций на понятии учредителя как лица, которое управляет деятельностью некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>, далее - ГК РФ).