Убытков с государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Убытков с государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.2.1. Расходы на оплату услуг по оценке правомерности требований участников гражданского оборота и госорганов не квалифицируются как убытки (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Хранение. Общие положения3.1. Можно ли взыскать убытки с госоргана в случае утраты изъятого им и переданного по договору хранения третьему лицу имущества
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2024 года"Положения ГК Российской Федерации, а именно статьи 15 "Возмещение убытков", 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления", 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда", 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" и 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" оспаривались применительно к вопросу о возможности возмещения судебных издержек лицу, в отношении которого дело об административных правонарушениях, возбужденное на основании пункта 1 статьи 12.12 КоАП Российской Федерации, было прекращено в судебном порядке на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку было установлено, что в момент фиксации нарушения правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами принадлежащее этому лицу транспортное средство находилось во владении и пользовании иного лица.
Статья: Юридическая невозможность исполнения в зарубежном праве и международных кодификациях
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)В российском праве вопрос о необходимости осмысления отдельной категории юридической невозможности, как это ни странно, является еще более актуальным, чем за рубежом. Дело в том, что российский ГК содержит специальную норму, связанную с юридической невозможностью исполнения (ст. 417), которая предусматривает довольно экстравагантные правила, например конструкцию так называемого юридического Лазаря <1>, а также, в отличие от общих правил о невозможности исполнения (ст. 416 ГК РФ), указывает на ответственность в виде возмещения убытков органами государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 417). При этом в известных нам зарубежных правопорядках, признающих на уровне доктрины деление невозможности исполнения на юридическую и фактическую, принято закреплять единую норму, определяющую правовое регулирование невозможности исполнения. А потому нельзя не поднять вопрос актуальности и правильности наличия такой специальной нормы в действующем российском праве. В настоящей статье будет проведен анализ зарубежного права, а вопрос регулирования в российском праве будет подробно разобран в другой статье.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)В российском праве вопрос о необходимости осмысления отдельной категории юридической невозможности, как это ни странно, является еще более актуальным, чем за рубежом. Дело в том, что российский ГК содержит специальную норму, связанную с юридической невозможностью исполнения (ст. 417), которая предусматривает довольно экстравагантные правила, например конструкцию так называемого юридического Лазаря <1>, а также, в отличие от общих правил о невозможности исполнения (ст. 416 ГК РФ), указывает на ответственность в виде возмещения убытков органами государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 417). При этом в известных нам зарубежных правопорядках, признающих на уровне доктрины деление невозможности исполнения на юридическую и фактическую, принято закреплять единую норму, определяющую правовое регулирование невозможности исполнения. А потому нельзя не поднять вопрос актуальности и правильности наличия такой специальной нормы в действующем российском праве. В настоящей статье будет проведен анализ зарубежного права, а вопрос регулирования в российском праве будет подробно разобран в другой статье.
Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)На наш взгляд, если воскрешение обязательства в случае признания публичного акта недействительным еще можно как-то постараться обосновать, то применение такого концепта в ситуации простой отмены акта органов государственной или муниципальной власти кажется совершенно абсурдным. В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ст. 13 ГК РФ в качестве последствий указывает, что "нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами". Представляется, что случаи невозможности исполнения как раз должны подпадать под иные способы защиты (например, взыскание убытков с государственного органа, который виновен в принятии недействительного акта).
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)На наш взгляд, если воскрешение обязательства в случае признания публичного акта недействительным еще можно как-то постараться обосновать, то применение такого концепта в ситуации простой отмены акта органов государственной или муниципальной власти кажется совершенно абсурдным. В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ст. 13 ГК РФ в качестве последствий указывает, что "нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами". Представляется, что случаи невозможности исполнения как раз должны подпадать под иные способы защиты (например, взыскание убытков с государственного органа, который виновен в принятии недействительного акта).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных комментируемым Законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, которое находится в ведении Федерального казначейства. О возмещении убытков, причиненных государственными органами, к числу которых относится и Федеральное казначейство, см. ст. ст. 16 и 16.1 ГК РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных комментируемым Законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, которое находится в ведении Федерального казначейства. О возмещении убытков, причиненных государственными органами, к числу которых относится и Федеральное казначейство, см. ст. ст. 16 и 16.1 ГК РФ.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)При ликвидации иностранной организации-должника для списания задолженности на убытки необходим документ (акт) соответствующего государственного органа иностранного государства.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)При ликвидации иностранной организации-должника для списания задолженности на убытки необходим документ (акт) соответствующего государственного органа иностранного государства.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье говорится об ответственности ООиП. Данная статья частично воспроизводит и частично отсылает к положениям ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" части первой ГК РФ и ст. 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" части второй ГК РФ, согласно которым: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье говорится об ответственности ООиП. Данная статья частично воспроизводит и частично отсылает к положениям ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" части первой ГК РФ и ст. 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" части второй ГК РФ, согласно которым: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность лица, виновного в нарушении антикоррупционных норм, возместить причиненные таким нарушением убытки. Так, например, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий госорганов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета. Вместе с тем РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими причиненного вреда имеют право регресса к лицу (в том числе к сотруднику), в связи с незаконными действиями которого произведено указанное возмещение (ст. ст. 16, 1069, п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность лица, виновного в нарушении антикоррупционных норм, возместить причиненные таким нарушением убытки. Так, например, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий госорганов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета. Вместе с тем РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими причиненного вреда имеют право регресса к лицу (в том числе к сотруднику), в связи с незаконными действиями которого произведено указанное возмещение (ст. ст. 16, 1069, п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)А.Л. Маковский, комментируя ст. 16 ГК ("Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления"), писал про "исчерпывающий ответ на непростой для теории вопрос о том, что под незаконными действиями госучреждений и их должностных лиц понимаются и фактические действия, и индивидуальные правовые предписания, и издание нормативных актов", "имеются в виду любые акты поведения власти" <1>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)А.Л. Маковский, комментируя ст. 16 ГК ("Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления"), писал про "исчерпывающий ответ на непростой для теории вопрос о том, что под незаконными действиями госучреждений и их должностных лиц понимаются и фактические действия, и индивидуальные правовые предписания, и издание нормативных актов", "имеются в виду любые акты поведения власти" <1>.
Статья: Интересы собственников: понятие, содержание и защита
(Сазонов Д.С.)
("Современное право", 2025, N 5)В качестве примеров надлежащего соблюдения баланса публичных и частных интересов следует трактовать способы защиты прав и интересов собственников, предусмотренные положениями ГК РФ: ст. 13 "Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления" и ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления". В этой связи следует привести указание В.В. Долинской о том, что реализацией провозглашенного российским государством отказа во внутреннем обороте от своего иммунитета (п. 1 ст. 124 ГК) в отношениях собственности является норма о равной защите прав и интересов всех собственников (п. 4 ст. 212 ГК) [1, с. 14].
(Сазонов Д.С.)
("Современное право", 2025, N 5)В качестве примеров надлежащего соблюдения баланса публичных и частных интересов следует трактовать способы защиты прав и интересов собственников, предусмотренные положениями ГК РФ: ст. 13 "Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления" и ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления". В этой связи следует привести указание В.В. Долинской о том, что реализацией провозглашенного российским государством отказа во внутреннем обороте от своего иммунитета (п. 1 ст. 124 ГК) в отношениях собственности является норма о равной защите прав и интересов всех собственников (п. 4 ст. 212 ГК) [1, с. 14].
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Основой для рассматриваемых положений является норма ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также закрепленные в развитие данной нормы положения ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" части первой ГК РФ и ст. 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами":
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Основой для рассматриваемых положений является норма ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также закрепленные в развитие данной нормы положения ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" части первой ГК РФ и ст. 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами":
Статья: Спор о взыскании ущерба (убытков), возникшего в связи с эвакуацией автомобиля (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления"