Туроператор не возвращает деньги
Подборка наиболее важных документов по запросу Туроператор не возвращает деньги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Заказчик туристского продукта отказался от договора до начала поездки и хочет взыскать предоплату
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель-туроператор доказал, что до момента отказа Заказчика от договора он понес расходы в размере удержанной (невозвращенной) суммы денежных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель-туроператор доказал, что до момента отказа Заказчика от договора он понес расходы в размере удержанной (невозвращенной) суммы денежных средств
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 5, 6, 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", разъяснениями, содержащимися в п. 48, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав потребителя, поскольку туристическая поездка аннулирована туроператором по независящим от истца обстоятельствам, денежные средства за оплаченную туристическую путевку своевременно не возвращены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый вектор правового регулирования туристской деятельности в цифровой экономике
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Влияние самоизоляции заметно коснулось и туристских отношений. По статистическим данным, поток туристов во всем мире сократился на 70%, а в Российской Федерации доходы туристической сферы, фигурирующей в перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от распространения инфекции, снизились на 60% <19>. Негативная тенденция этого времени - попытка туроператоров и турагентов, сильной стороны договорных отношений, принять всевозможные меры для невозврата уже полученных от заказчиков туристского продукта денежных средств, несмотря на отсутствие самого путешествия в силу введенных ограничений. Судебная практика ярко демонстрирует неточность термина "обстоятельства непреодолимой силы" применительно к коронавирусной инфекции и отказы в удовлетворении исковых требований туристов <20>.
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Влияние самоизоляции заметно коснулось и туристских отношений. По статистическим данным, поток туристов во всем мире сократился на 70%, а в Российской Федерации доходы туристической сферы, фигурирующей в перечне отраслей, в наибольшей степени пострадавших от распространения инфекции, снизились на 60% <19>. Негативная тенденция этого времени - попытка туроператоров и турагентов, сильной стороны договорных отношений, принять всевозможные меры для невозврата уже полученных от заказчиков туристского продукта денежных средств, несмотря на отсутствие самого путешествия в силу введенных ограничений. Судебная практика ярко демонстрирует неточность термина "обстоятельства непреодолимой силы" применительно к коронавирусной инфекции и отказы в удовлетворении исковых требований туристов <20>.
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Позиция судов по данному вопросу состоит в том, что моральный вред подлежит компенсации потребителю только при наличии вины указанных лиц. В ряде споров ответчики доказывают отсутствие его вины в невозврате в установленный срок денежных сумм за туристский продукт. Поэтому у судов основания для взыскания с туроператоров и турагентов компенсаций морального вреда в пользу потребителей отсутствуют, так же как и основания для взыскания с ответчиков штрафа в пользу потребителей по этим же мотивам.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Позиция судов по данному вопросу состоит в том, что моральный вред подлежит компенсации потребителю только при наличии вины указанных лиц. В ряде споров ответчики доказывают отсутствие его вины в невозврате в установленный срок денежных сумм за туристский продукт. Поэтому у судов основания для взыскания с туроператоров и турагентов компенсаций морального вреда в пользу потребителей отсутствуют, так же как и основания для взыскания с ответчиков штрафа в пользу потребителей по этим же мотивам.
Нормативные акты
<Памятка> Роспотребнадзора
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"По сведениям представителей туротрасли сейчас туроператоры заняты обработкой сотен тысяч переносов и аннуляций туров, при этом есть сложности в переговорах с иностранными партнерами. Многие авиакомпании либо возвращают денежные средства, либо предлагают гарантированный перенос бронирования на будущие даты, бонусные мили или иные не денежные компенсации.
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"По сведениям представителей туротрасли сейчас туроператоры заняты обработкой сотен тысяч переносов и аннуляций туров, при этом есть сложности в переговорах с иностранными партнерами. Многие авиакомпании либо возвращают денежные средства, либо предлагают гарантированный перенос бронирования на будущие даты, бонусные мили или иные не денежные компенсации.
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Для туристов важны финансовые гарантии на случай прекращения туроператором или турагентом (субагентом) деятельности: существует высокий риск, что туристам не будут оказаны оплаченные услуги, а денежные средства за эти услуги не будут возвращены. Годами данная ситуация не решалась, хотя на законодательном уровне этот вопрос прорабатывался и предлагались решения по финансовым гарантиям для туристов. Известен печальный пример - почти 27 тыс. российских туристов пострадали из-за банкротства туроператора "Музенидис Трэвел", ущерб составил более 1 млрд руб. <20>
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Для туристов важны финансовые гарантии на случай прекращения туроператором или турагентом (субагентом) деятельности: существует высокий риск, что туристам не будут оказаны оплаченные услуги, а денежные средства за эти услуги не будут возвращены. Годами данная ситуация не решалась, хотя на законодательном уровне этот вопрос прорабатывался и предлагались решения по финансовым гарантиям для туристов. Известен печальный пример - почти 27 тыс. российских туристов пострадали из-за банкротства туроператора "Музенидис Трэвел", ущерб составил более 1 млрд руб. <20>
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.