ТуРФирма не возвращает деньги
Подборка наиболее важных документов по запросу ТуРФирма не возвращает деньги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2014 год: Статья 108 "Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Частично удовлетворяя требования истца, суд взыскал в его пользу с ответчиков - турагентства и туроператора стоимость тура по договору о реализации туристского продукта. Как установлено, истец не смог воспользоваться приобретенным туристическим продуктом, о чем уведомил турагентство. Представитель турагентства сообщил истцу, что возвращена будет меньшая сумма. На момент предъявления иска стоимость турпродукта истцу не возвращена, калькуляция суммы удержанных денежных средств туроператором не представлена. Суд указал, что согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ при отказе пассажира воздушного судна от полета позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. Таким образом, ответчик вправе был удержать из стоимости авиабилетов не более 25%. Также, поскольку ответчиком были понесены фактические расходы на приобретение медицинской страховки и оплату проживания в отеле, ответчик вправе был дополнительно удержать указанные расходы.
(Р.Б. Касенов)Частично удовлетворяя требования истца, суд взыскал в его пользу с ответчиков - турагентства и туроператора стоимость тура по договору о реализации туристского продукта. Как установлено, истец не смог воспользоваться приобретенным туристическим продуктом, о чем уведомил турагентство. Представитель турагентства сообщил истцу, что возвращена будет меньшая сумма. На момент предъявления иска стоимость турпродукта истцу не возвращена, калькуляция суммы удержанных денежных средств туроператором не представлена. Суд указал, что согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ при отказе пассажира воздушного судна от полета позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. Таким образом, ответчик вправе был удержать из стоимости авиабилетов не более 25%. Также, поскольку ответчиком были понесены фактические расходы на приобретение медицинской страховки и оплату проживания в отеле, ответчик вправе был дополнительно удержать указанные расходы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Турагенты (туроператоры), как более "сильная сторона" договорных отношений, принимают любые максимально возможные и невозможные (по закону) меры для невозврата полученных от туристов денежных сумм по предварительно оплаченным договорам на оказание туристских услуг.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Турагенты (туроператоры), как более "сильная сторона" договорных отношений, принимают любые максимально возможные и невозможные (по закону) меры для невозврата полученных от туристов денежных сумм по предварительно оплаченным договорам на оказание туристских услуг.
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Для туристов важны финансовые гарантии на случай прекращения туроператором или турагентом (субагентом) деятельности: существует высокий риск, что туристам не будут оказаны оплаченные услуги, а денежные средства за эти услуги не будут возвращены. Годами данная ситуация не решалась, хотя на законодательном уровне этот вопрос прорабатывался и предлагались решения по финансовым гарантиям для туристов. Известен печальный пример - почти 27 тыс. российских туристов пострадали из-за банкротства туроператора "Музенидис Трэвел", ущерб составил более 1 млрд руб. <20>
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)Для туристов важны финансовые гарантии на случай прекращения туроператором или турагентом (субагентом) деятельности: существует высокий риск, что туристам не будут оказаны оплаченные услуги, а денежные средства за эти услуги не будут возвращены. Годами данная ситуация не решалась, хотя на законодательном уровне этот вопрос прорабатывался и предлагались решения по финансовым гарантиям для туристов. Известен печальный пример - почти 27 тыс. российских туристов пострадали из-за банкротства туроператора "Музенидис Трэвел", ущерб составил более 1 млрд руб. <20>
Нормативные акты
<Информация> Минэкономразвития России
"Начался прием заявок на субсидии за невозвратные авиабилеты для туроператоров"В соответствии с правилами, на субсидию могут претендовать туроператоры, реализовавшие турпродукт в составе которого есть авиаперелет с невозвратным тарифом. При этом, туроператор сможет получить возмещение, если уже вернул туристу деньги за стоимость перелета. Также туроператоры могут компенсировать частичную стоимость рейсов, возвращавших российских организованных туристов из стран, в которых были введены ограничения в связи с распространением коронавируса.
"Начался прием заявок на субсидии за невозвратные авиабилеты для туроператоров"В соответствии с правилами, на субсидию могут претендовать туроператоры, реализовавшие турпродукт в составе которого есть авиаперелет с невозвратным тарифом. При этом, туроператор сможет получить возмещение, если уже вернул туристу деньги за стоимость перелета. Также туроператоры могут компенсировать частичную стоимость рейсов, возвращавших российских организованных туристов из стран, в которых были введены ограничения в связи с распространением коронавируса.
Статья: Туристический штраф
(Корнилов Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 28)Гражданка З. заключила договор на оказание туристических услуг с турагентством в период "высокого сезона". Услуги турагентства были оплачены в полном объеме. Спустя несколько дней после заключения договора З. (которая была беременна) пришлось отказаться от тура. На просьбу вернуть деньги представитель турагентства ответил отказом. Обосновывался отказ следующим образом: согласно отдельному пункту договора при отказе от тура вне зависимости от количества оставшихся дней до непосредственного вылета заказчик услуг уплачивает турагентству неустойку в размере 100% стоимости тура. Проще говоря, уплаченный аванс не возвращался.
(Корнилов Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 28)Гражданка З. заключила договор на оказание туристических услуг с турагентством в период "высокого сезона". Услуги турагентства были оплачены в полном объеме. Спустя несколько дней после заключения договора З. (которая была беременна) пришлось отказаться от тура. На просьбу вернуть деньги представитель турагентства ответил отказом. Обосновывался отказ следующим образом: согласно отдельному пункту договора при отказе от тура вне зависимости от количества оставшихся дней до непосредственного вылета заказчик услуг уплачивает турагентству неустойку в размере 100% стоимости тура. Проще говоря, уплаченный аванс не возвращался.
Статья: Туристам на заметку
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 7)Будет разумным сначала обратиться к туроператору с письменной претензией с указанием своего требования, в т.ч. и о возврате денежных средств, оплаченных по договору. А уже если деньги не возвращают и никаких вариантов решения вопроса не предлагают, то можно смело обращаться в суд. Иск подается по вашему выбору: по месту нахождения ответчика, по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 7)Будет разумным сначала обратиться к туроператору с письменной претензией с указанием своего требования, в т.ч. и о возврате денежных средств, оплаченных по договору. А уже если деньги не возвращают и никаких вариантов решения вопроса не предлагают, то можно смело обращаться в суд. Иск подается по вашему выбору: по месту нахождения ответчика, по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.
Статья: Последствия цунами... для турфирм
(Мохов Г.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)В связи с цунами, происшедшим в конце прошлого года в Юго-Восточной Азии, многие туристы, которые еще не успели вылететь на отдых, отказались от поездки и потребовали от турфирм вернуть им деньги за путевки. Но ведь обычно в договоре с туристом предусмотрено, что фирма не несет ответственности в случае форс-мажора, который в данном случае налицо. Получается, что если турист отказался от поездки, то фирма может не возвращать ему деньги? Разобраться в этой ситуации нам поможет Георгий Автандилович Мохов, юрист, генеральный директор ООО "Юридическое агентство "Персона Грата".
(Мохов Г.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)В связи с цунами, происшедшим в конце прошлого года в Юго-Восточной Азии, многие туристы, которые еще не успели вылететь на отдых, отказались от поездки и потребовали от турфирм вернуть им деньги за путевки. Но ведь обычно в договоре с туристом предусмотрено, что фирма не несет ответственности в случае форс-мажора, который в данном случае налицо. Получается, что если турист отказался от поездки, то фирма может не возвращать ему деньги? Разобраться в этой ситуации нам поможет Георгий Автандилович Мохов, юрист, генеральный директор ООО "Юридическое агентство "Персона Грата".
Статья: Расторжение туристского договора
(Авдеев В.)
("Аудит и налогообложение", 2013, N 10)Так как данная норма является императивной и не может быть изменена соглашением сторон, недопустимо включение турфирмой в договоры условия, согласно которому при возникновении форс-мажорных обстоятельств при нежелании клиента перенести тур на более поздние сроки стоимость оплаченного тура не подлежит возврату. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2009 N Ф09-1766/09-С1 по делу N А47-6684/2008АК-24).
(Авдеев В.)
("Аудит и налогообложение", 2013, N 10)Так как данная норма является императивной и не может быть изменена соглашением сторон, недопустимо включение турфирмой в договоры условия, согласно которому при возникновении форс-мажорных обстоятельств при нежелании клиента перенести тур на более поздние сроки стоимость оплаченного тура не подлежит возврату. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2009 N Ф09-1766/09-С1 по делу N А47-6684/2008АК-24).
Статья: Как турагентствам на УСН учесть возвраты путевок из-за COVID-19
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2020, N 11)Поскольку турист приобретает тур через агента, то на практике большинство туристов за возвратом стоимости поездки обращаются именно в турагентства. Несмотря на то что в договоре реализации тура указаны сведения о туроператоре, его финансовом обеспечении, порядке и сроках предъявления требований <26>. Чтобы избежать неблагоприятных последствий и сократить финансовые потери, турагенту важно оговорить в договоре с туроператором условия возврата, обратиться к нему за возмещением стоимости тура, руководствуясь условиями агентского договора. А в случае подачи туристом судебного иска предложить ему в качестве ответчика указать, кроме турагентства, еще и туроператора.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2020, N 11)Поскольку турист приобретает тур через агента, то на практике большинство туристов за возвратом стоимости поездки обращаются именно в турагентства. Несмотря на то что в договоре реализации тура указаны сведения о туроператоре, его финансовом обеспечении, порядке и сроках предъявления требований <26>. Чтобы избежать неблагоприятных последствий и сократить финансовые потери, турагенту важно оговорить в договоре с туроператором условия возврата, обратиться к нему за возмещением стоимости тура, руководствуясь условиями агентского договора. А в случае подачи туристом судебного иска предложить ему в качестве ответчика указать, кроме турагентства, еще и туроператора.
Статья: Риски страховщика при банкротстве турагента
(Забаева М.Н.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 6)Уголовные дела на владельцев турфирм, не выполнивших свои обязательства перед туристами и присвоивших деньги туристов, заводят нередко. Однако далеко не все привлекаются к ответу. Так, С.Г., зарегистрировавшая в Санкт-Петербурге три агентства и бронировавшая путевки через туроператора ПТС, до сих пор не привлечена к ответственности за то, что обобрала десятки туристов. В случае с владельцем МХП А.А., когда туристы написали заявления по ст. 159 "Мошенничество" УК РФ, следствие не увидело состава преступления в его действиях. Не были найдены доказательства того, что действия совершены умышленно с целью получения денег. А в деле, касающемся "Дискавери Тур", пострадавших было немного, поэтому этой истории просто не дали хода в суде. Вместе с тем было немало случаев, когда справедливость восторжествовала и виновные были наказаны (см. таблицу), однако деньги туристам так и не вернули.
(Забаева М.Н.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 6)Уголовные дела на владельцев турфирм, не выполнивших свои обязательства перед туристами и присвоивших деньги туристов, заводят нередко. Однако далеко не все привлекаются к ответу. Так, С.Г., зарегистрировавшая в Санкт-Петербурге три агентства и бронировавшая путевки через туроператора ПТС, до сих пор не привлечена к ответственности за то, что обобрала десятки туристов. В случае с владельцем МХП А.А., когда туристы написали заявления по ст. 159 "Мошенничество" УК РФ, следствие не увидело состава преступления в его действиях. Не были найдены доказательства того, что действия совершены умышленно с целью получения денег. А в деле, касающемся "Дискавери Тур", пострадавших было немного, поэтому этой истории просто не дали хода в суде. Вместе с тем было немало случаев, когда справедливость восторжествовала и виновные были наказаны (см. таблицу), однако деньги туристам так и не вернули.
Вопрос: В последнее время участились случаи невыполнения отдельными туроператорами их обязательств перед клиентами по оказанию туристских услуг. Заложниками неоплаты услуг, входящих в туристский продукт, оказываются ни в чем не повинные туристы, с которых зарубежные партнеры требуют погашения задолженности за оказанные (оказываемые), но не проплаченные услуги. Насколько правомерны такие требования и как оказавшимся в сложной ситуации туристам вернуть свои деньги?
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)Если турист не смог вылететь, не смог заселиться в гостиницу или не получил иные услуги, входящие в туристский продукт, то он вправе требовать страхового возмещения на сумму денежных средств, внесенных в счет договора о реализации турпродукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами. То же самое он вправе потребовать, если услуги были оказаны, но заплатить за них пришлось повторно. Турист имеет право на страховое возмещение в размере денежных средств, отданных в турагентство и перечисленных туроператору. В этом вопросе может посодействовать само турагентство (по доверенности от имени туристов): оно не заинтересовано в том, чтобы лишиться своих клиентов из-за промахов одного или нескольких туроператоров. При этом турист (его представитель) вправе требовать от туроператора не только возврата денежных средств, внесенных в счет оплаты договора о реализации туристского продукта, но и возмещения всех убытков, возникших по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей. К убыткам относятся (ст. 15 ГК РФ):
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)Если турист не смог вылететь, не смог заселиться в гостиницу или не получил иные услуги, входящие в туристский продукт, то он вправе требовать страхового возмещения на сумму денежных средств, внесенных в счет договора о реализации турпродукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами. То же самое он вправе потребовать, если услуги были оказаны, но заплатить за них пришлось повторно. Турист имеет право на страховое возмещение в размере денежных средств, отданных в турагентство и перечисленных туроператору. В этом вопросе может посодействовать само турагентство (по доверенности от имени туристов): оно не заинтересовано в том, чтобы лишиться своих клиентов из-за промахов одного или нескольких туроператоров. При этом турист (его представитель) вправе требовать от туроператора не только возврата денежных средств, внесенных в счет оплаты договора о реализации туристского продукта, но и возмещения всех убытков, возникших по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей. К убыткам относятся (ст. 15 ГК РФ):
Статья: Судебные споры на туристической ниве
(Бельковец В.)
("Практическая бухгалтерия", 2010, N 8)Судьи также не приняли во внимание довод страховой компании о том, что страховой случай наступил по умыслу турфирмы и направлен на сбережение ею денежных средств за счет страховой компании, что подтверждается, в частности, непредставлением турфирмой платежных документов, подтверждающих расходование части средств, полученных от профкома. Арбитры указали: в соответствии со ст. 17.6 Закона о турдеятельности страховая компания не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу (заказчику) по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора. Таким образом, невозврат турфирмой предоплаты признан страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора.
(Бельковец В.)
("Практическая бухгалтерия", 2010, N 8)Судьи также не приняли во внимание довод страховой компании о том, что страховой случай наступил по умыслу турфирмы и направлен на сбережение ею денежных средств за счет страховой компании, что подтверждается, в частности, непредставлением турфирмой платежных документов, подтверждающих расходование части средств, полученных от профкома. Арбитры указали: в соответствии со ст. 17.6 Закона о турдеятельности страховая компания не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу (заказчику) по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора. Таким образом, невозврат турфирмой предоплаты признан страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
Статья: Новшества валютных операций
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)- за невыполнение в установленный контрактом срок обязанности возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неоказанные услуги. Сумма штрафа, налагаемая на должностных и юридических лиц, зависит от суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)- за невыполнение в установленный контрактом срок обязанности возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неоказанные услуги. Сумма штрафа, налагаемая на должностных и юридических лиц, зависит от суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.