Трудовая пенсия по инвалидности
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовая пенсия по инвалидности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1148 "Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя" ГК РФ"Таким образом, применительно к положениям ст. 1148 ГК РФ нетрудоспособными считаются несовершеннолетние, лица, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, а также инвалиды."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1148 "Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя" ГК РФ"Таким образом, применительно к положениям ст. 1148 ГК РФ нетрудоспособными считаются несовершеннолетние, лица, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, а также инвалиды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют виды пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1.2. Страховая пенсия по инвалидности
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1.2. Страховая пенсия по инвалидности
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Пенсии, прожиточный минимум, пособия и другое: проект бюджета на 2026 год прошел первое чтение (24.10.2025)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается стажа работы, требуемого для появления у трудящегося или члена семьи права на пенсию, то по общему правилу он составляет минимум 12 полных месяцев трудовой деятельности в государстве-члене, по законодательству которого предполагается назначение лицу пенсии (ст. 7 Соглашения ЕАЭС). Этот принцип не применяется к накопительной пенсии и к трудовым (страховым) пенсиям по случаю инвалидности и потери кормильца. Тем не менее Соглашением уточняется, что в условиях нехватки продолжительности стажа в пользу лица "учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени".
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается стажа работы, требуемого для появления у трудящегося или члена семьи права на пенсию, то по общему правилу он составляет минимум 12 полных месяцев трудовой деятельности в государстве-члене, по законодательству которого предполагается назначение лицу пенсии (ст. 7 Соглашения ЕАЭС). Этот принцип не применяется к накопительной пенсии и к трудовым (страховым) пенсиям по случаю инвалидности и потери кормильца. Тем не менее Соглашением уточняется, что в условиях нехватки продолжительности стажа в пользу лица "учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени".
Статья: Спор о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственная пошлина при подаче искового заявления о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости составляет 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину, предусмотренную ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ (абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"). Инвалиды I и II групп освобождены от уплаты госпошлины (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственная пошлина при подаче искового заявления о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости составляет 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину, предусмотренную ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ (абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"). Инвалиды I и II групп освобождены от уплаты госпошлины (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Вместо системы надбавок и льгот была сформирована единая пенсионная система, которая предполагала соблюдение дифференцированного порядка условий и норм пенсионного обеспечения. Критерием дифференциации при этом признавался труд и результаты труда, то есть государством было установлено два вида пенсий - трудовые и социальные [4]. Трудовая пенсия выплачивалась застрахованным гражданам на ежемесячной основе по причине нетрудоспособности с учетом получения необходимого рабочего стажа. Социальная пенсия выплачивалась на ежемесячной основе нетрудоспособным гражданам и не зависела от трудового стажа (например, пенсия по инвалидности, старости, потере кормильца). Особенностью новой пенсионной системы являлось то, что право на получение пенсии, помимо граждан РФ, имели все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в том числе - жители республик бывшего СССР, а также лица без гражданства и лица, которые временно проживали на территории РФ. В 1991 г. началось формирование территориальных органов Пенсионного фонда для повышения эффективности деятельности фонда, а основным источником финансирования деятельности фонда на данном этапе выступали заемные средства, предоставленные коммерческими банками.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Вместо системы надбавок и льгот была сформирована единая пенсионная система, которая предполагала соблюдение дифференцированного порядка условий и норм пенсионного обеспечения. Критерием дифференциации при этом признавался труд и результаты труда, то есть государством было установлено два вида пенсий - трудовые и социальные [4]. Трудовая пенсия выплачивалась застрахованным гражданам на ежемесячной основе по причине нетрудоспособности с учетом получения необходимого рабочего стажа. Социальная пенсия выплачивалась на ежемесячной основе нетрудоспособным гражданам и не зависела от трудового стажа (например, пенсия по инвалидности, старости, потере кормильца). Особенностью новой пенсионной системы являлось то, что право на получение пенсии, помимо граждан РФ, имели все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в том числе - жители республик бывшего СССР, а также лица без гражданства и лица, которые временно проживали на территории РФ. В 1991 г. началось формирование территориальных органов Пенсионного фонда для повышения эффективности деятельности фонда, а основным источником финансирования деятельности фонда на данном этапе выступали заемные средства, предоставленные коммерческими банками.
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Документы для назначения страховой пенсии по инвалидности
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Документы для назначения страховой пенсии по инвалидности
Статья: Первые опыты объединения внебюджетных фондов в России: вопросы бюджетного права
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<22> Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (гл. IV "Финансовая система обязательного социального страхования"), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (гл. IV "Финансовая система обязательного пенсионного страхования"), Федеральный закон N 236-ФЗ (ст. 10), Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", Налоговый кодекс Российской Федерации (разд. XI "Страховые взносы в Российской Федерации").
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<22> Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (гл. IV "Финансовая система обязательного социального страхования"), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (гл. IV "Финансовая система обязательного пенсионного страхования"), Федеральный закон N 236-ФЗ (ст. 10), Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", Налоговый кодекс Российской Федерации (разд. XI "Страховые взносы в Российской Федерации").
Статья: Проблемы аннулирования трудового договора
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<29> Архипов В.В. Место и значение трудового договора в регулировании и организации трудовых отношений: теория и практика // Законодательство и экономика. 2009. N 7. С. 59 - 73; Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. N 3 (171). С. 63 - 70.
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<29> Архипов В.В. Место и значение трудового договора в регулировании и организации трудовых отношений: теория и практика // Законодательство и экономика. 2009. N 7. С. 59 - 73; Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. N 3 (171). С. 63 - 70.
Статья: Положено ли уволенному пособие по коллективному договору, если такой выплаты нет в соглашении сторон?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Работник обратился к работодателю с заявлением об увольнении по соглашению сторон в связи с выходом на пенсию. Коллективным договором предусмотрено, что работодатель обеспечивает предоставление работникам выплаты выходного пособия при увольнении по соглашению сторон после установления трудовой пенсии по старости, инвалидности и на льготных основаниях (при условии, что до установления трудовой пенсии работник состоял в трудовых отношениях с работодателем), при этом размер выходного пособия зависит от стажа работы. В заявлении об увольнении работник просил выплатить ему это пособие.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Работник обратился к работодателю с заявлением об увольнении по соглашению сторон в связи с выходом на пенсию. Коллективным договором предусмотрено, что работодатель обеспечивает предоставление работникам выплаты выходного пособия при увольнении по соглашению сторон после установления трудовой пенсии по старости, инвалидности и на льготных основаниях (при условии, что до установления трудовой пенсии работник состоял в трудовых отношениях с работодателем), при этом размер выходного пособия зависит от стажа работы. В заявлении об увольнении работник просил выплатить ему это пособие.
Ситуация: Что понимается под валоризацией трудовых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Валоризация - это повышение с 01.01.2010 размеров трудовых пенсий по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца в результате денежной оценки пенсионных прав, приобретенных гражданами до 01.01.2002.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Валоризация - это повышение с 01.01.2010 размеров трудовых пенсий по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца в результате денежной оценки пенсионных прав, приобретенных гражданами до 01.01.2002.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с этим в случае увольнения сотрудников органов принудительного исполнения со службы в органах принудительного исполнения, когда они еще не приобрели право на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, они могут получить одну из следующих пенсий: трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности, трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с этим в случае увольнения сотрудников органов принудительного исполнения со службы в органах принудительного исполнения, когда они еще не приобрели право на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, они могут получить одну из следующих пенсий: трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности, трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" - Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан";
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" - Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан";