Требования к программам в области муниципальным энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к программам в области муниципальным энергосбережения и повышения энергетической эффективности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в энергетике: Организация с госучастием или осуществляющая регулируемые виды деятельности оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требования о принятии программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности
(КонсультантПлюс, 2025)Для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности нужно, чтобы суд установил одно из обстоятельств для его отмены (ч. 2 ст. 211 АПК РФ). На практике применительно к спорам по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ суды удовлетворяют требование, если Организация с государственным (муниципальным) участием или осуществляющая регулируемые виды деятельности доказывает один из следующих фактов:
(КонсультантПлюс, 2025)Для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности нужно, чтобы суд установил одно из обстоятельств для его отмены (ч. 2 ст. 211 АПК РФ). На практике применительно к спорам по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ суды удовлетворяют требование, если Организация с государственным (муниципальным) участием или осуществляющая регулируемые виды деятельности доказывает один из следующих фактов:
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в энергетике: Организация с госучастием или осуществляющая регулируемые виды деятельности оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований о принятии программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, иной орган) привлек Организацию с государственным (муниципальным) участием или осуществляющую регулируемые виды деятельности к ответственности по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ за несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Например, за отсутствие программы или несоответствие требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, иной орган) привлек Организацию с государственным (муниципальным) участием или осуществляющую регулируемые виды деятельности к ответственности по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ за несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Например, за отсутствие программы или несоответствие требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Единых требований к содержанию муниципальной программы законодательством не установлено. На федеральном уровне требования к муниципальным программам могут устанавливаться применительно к определенным сферам деятельности. Как указывалось выше, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Требования к региональным и муниципальным программам утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2021 N 161.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Единых требований к содержанию муниципальной программы законодательством не установлено. На федеральном уровне требования к муниципальным программам могут устанавливаться применительно к определенным сферам деятельности. Как указывалось выше, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Требования к региональным и муниципальным программам утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2021 N 161.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Органы государственной власти Российской Федерации устанавливают правила определения классов энергетической эффективности МКД, принципы определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, а также требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Органы государственной власти Российской Федерации устанавливают правила определения классов энергетической эффективности МКД, принципы определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, а также требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статья: Методы и формы административно-правового регулирования выбросов парниковых газов
(Гершинкова Д.А., Матненко А.С.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Фактически единственный пример закрепления в нормативном правовом акте обязанности конкретного субъекта отражать целевой показатель по объему выбросов парниковых газов в программно-целевом документе связан с реализацией Федерального закона "Об энергосбережении" <8>. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения. Порядок установления требований к соответствующим программам <9> в качестве одного из целевых показателей программы предусматривает объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги). Несоблюдение требования о принятии программ образует состав административного правонарушения, предусмотренный п. 10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ). Более того, не только факт непринятия программы, но и невключение в нее отдельных целевых показателей, в том числе по объему выбросов парниковых газов, в судебной практике рассматривается как основание для привлечения к административной ответственности <11>. Но самый важный вопрос - ответственность за несоблюдение целевых показателей - законодательством до настоящего времени не урегулирован.
(Гершинкова Д.А., Матненко А.С.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Фактически единственный пример закрепления в нормативном правовом акте обязанности конкретного субъекта отражать целевой показатель по объему выбросов парниковых газов в программно-целевом документе связан с реализацией Федерального закона "Об энергосбережении" <8>. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения. Порядок установления требований к соответствующим программам <9> в качестве одного из целевых показателей программы предусматривает объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги). Несоблюдение требования о принятии программ образует состав административного правонарушения, предусмотренный п. 10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ). Более того, не только факт непринятия программы, но и невключение в нее отдельных целевых показателей, в том числе по объему выбросов парниковых газов, в судебной практике рассматривается как основание для привлечения к административной ответственности <11>. Но самый важный вопрос - ответственность за несоблюдение целевых показателей - законодательством до настоящего времени не урегулирован.
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих внесению в муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия:
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих внесению в муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия:
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании части 1 статьи 25 Закона об энергосбережении организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели, мероприятия, иные положения согласно требованиям статьи 25 Закона об энергосбережении.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании части 1 статьи 25 Закона об энергосбережении организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели, мероприятия, иные положения согласно требованиям статьи 25 Закона об энергосбережении.