Требования к помещениям избирательных участков

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к помещениям избирательных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022 N 66а-552/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов на избираемую должность.
Решение: Отказано.
Поскольку материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обращение Территориальной избирательной комиссии N 1 к командирам воинских частей по вопросам согласования возможности применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования в отношении 7 избирательных участков; в то же время, отсутствие документов, подтверждающих отказ в согласовании применения средств видеонаблюдения на иных избирательных участках, не свидетельствует о нарушении требований избирательного процесса; вывод суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, является верным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
В свою очередь, в ч. 15 ст. 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указывалось на возможность размещения в помещениях для проведения голосования средств, обеспечивающих видеонаблюдение и трансляцию изображения. Таким образом, в тексте данного Закона не закреплялась обязательность их использования. При этом в ч. 15 ст. 78 также перечислялись те пункты проведения голосования, в которых воспрещалось устанавливать системы видеонаблюдения. К их числу относились больницы, а также иного рода медицинские учреждения, имеющие стационарные отделения; места содержания заключенных и обвиняемых; иные места временного пребывания; воинские части и суда, находящиеся в плавании в день проведения голосования; полярные станции и участки для проведения голосования, которые в силу определенных обстоятельств были сформированы за пределами России. Таким образом, системами видеонаблюдения согласно данному Федеральному закону могут быть оснащены в первую очередь типовые избирательные участки, располагающиеся, например, в зданиях средних школ, домах детского и юношеского творчества и т.д. Для избирательных участков, оснащение которых системами видеонаблюдения могло быть осложнено в силу технических причин или ограничено законодательно, настоящим Законом исключалось установление систем видеонаблюдения. В рассматриваемом Законе дополнительно отмечалось, что в тех избирательных участках, где производится голосование военнослужащих, за исключением помещений для проведения голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях, установка систем видеонаблюдения и трансляции изображения должна быть в обязательном порядке согласована с командиром воинской части. Следует отметить, что аналогичный порядок и условия размещения систем видеонаблюдения были предусмотрены на президентских выборах согласно последней редакции Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (ч. 14 ст. 66). Иными словами, установление систем видеонаблюдения на президентских выборах также являлось скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
Статья: О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)
О соотношении Порядка видеонаблюдения с иными актами избирательного законодательства можно судить с учетом содержания п. 1.4 данного Порядка, согласно которому средства видеонаблюдения и трансляции изображения, предназначенные для видеотрансляции процедуры голосования, подсчета голосов избирателей, применяются с учетом требований п. 5 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" о том, что деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно, а также положений ст. 152.1 ГК РФ, иных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации. То есть непосредственно федеральными законами процедура видеонаблюдения в помещении для голосования предусмотрена не была.

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
16. Если число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии (при проведении досрочного голосования только в помещении участковой комиссии - число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении участковой комиссии; при проведении досрочного голосования в помещениях территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии и участковой комиссии - число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях указанных комиссий), составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 14 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 14.11.2023)
"О выборах Президента Российской Федерации"
13. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.