Требования к местам установки приборов учета электрической энергии

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к местам установки приборов учета электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2023 N Ф04-5469/2023 по делу N А45-33635/2022
Требование: О признании недействительным акта о безучетном потреблении электроэнергии.
Обстоятельства: Абонент сослался на непредставление сетевой организацией доказательств вмешательства в работу прибора учета, так как вводной автомат гарантирующим поставщиком не опломбирован при допуске прибора учета в эксплуатацию, длительное отключение абонентом прибора учета не свидетельствует о таком вмешательстве, объект был обесточен ввиду частых перебоев электроснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказаны вмешательство абонента в работу прибора учета, искажение данных о фактическом объеме потребления электроэнергии.
Таким образом, сетевая организация, ссылающаяся на отсутствие пломбы на вводном автомате и наличие доступа к токоведущим частям спорного прибора учета абонента, позволяющее беспрепятственно потреблять электроэнергию, обязана доказать, что такая пломба своевременно установлена в соответствии с нормативными требованиями, определяющими места установки пломб.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2021 по делу N 88-20676/2021
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорный период ответчик являлся председателем кооператива, обнаружена недостача денежных средств в кассе кооператива, кроме того, на собранные членами кооператива денежные средства ответчик приобрел видеоустановку, которую присвоил и использует в личных целях.
Решение: Удовлетворено в части.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что электросчетчики были установлены с 2004 года, находились в общедоступном месте, при избрании ответчика председателем имущества кооператива последнему не передавалось, его техническое состояние не удостоверялось, объективных доказательств наличия недостачи не представлено, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 убытков в виде денежных средств, взысканных в пользу сетевой организации, и недостачи в кассе кооператива.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Нарушения административных правил - обзор за 2019 год
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 6; "Административное право", 2020, N 3)
По делу об оспаривании постановления административного органа Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях счетчиков влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Определение от 02.08.2019 N 310-ЭС19-7900 по делу N А84-3550/2018). Общество не проинформировало граждан о необходимости подачи заявки о замене счетчика в энергосбытовую организацию и опломбирования нового счетчика пломбой энергосбытовой организации, что привело к начислению платы за безучетное потребление электроэнергии. Постановлением территориального органа Роспотребнадзора общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Судебная коллегия, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции о признании постановления административного органа законным и снижении штрафа, применила положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Для выполнения таких действий потребитель должен привлекать энергоснабжающую организацию или иную организацию, отвечающую требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Суды установили, что указанные граждане-потребители, приобретавшие приборы учета у общества, самостоятельно не обращались в общество с целью их приобретения, то есть изначально не имели намерения приобрести и установить новые приборы учета электрической энергии в своих квартирах. Представители общества реализовали приборы учета по месту жительства граждан, убедив их в необходимости замены электрических счетчиков. В данных условиях необходимая и достоверная информация о реализуемом товаре (работе, услуге) определенно должна включать сведения о том, установлена ли законодательством обязанность по замене счетчиков (а если установлена, то каким именно нормативным актом и при каких условиях); и, соответственно, могут ли граждане в настоящее время продолжать использовать имеющиеся у них в жилых помещениях счетчики без замены.
"Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск II"
(выпуск 8)
("Редакция "Российской газеты", 2019)
Законодательно отсутствует требование об обязательной установке индивидуальных приборов учета электроэнергии только на лестничной площадке. Однако размещение индивидуальных приборов учета должно осуществляться в соответствии с проектной документацией многоквартирного дома, в которой будет указана информация о месте размещения счетчиков.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.11.2023)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
Снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии по договору на оказание таких услуг, стоимости электрической энергии по договору энергоснабжения (договору, содержащему положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению) в случае, если гарантирующий поставщик или сетевая организация не были допущены до мест установки приборов учета электрической энергии в соответствии с требованиями настоящих Правил. В указанном случае гарантирующий поставщик, получивший от исполнителя претензию от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым - четвертым настоящего пункта, обязан в течение 24 часов с даты получения такой претензии направить исполнителю (сетевая организация - гарантирующему поставщику) информацию о факте недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации) к местам установки приборов учета электрической энергии с приложением соответствующего акта об отказе в допуске.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 29.11.2023)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25, 25(1) и 25(6) - 25(8) настоящих Правил, включая требования к местам их установки, а также разграничение обязательств по выполнению этих требований должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.