Требования к государственному гражданскому служащему
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к государственному гражданскому служащему (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 50 "Оплата труда гражданского служащего" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Закон N 79-ФЗ, в том числе с учетом внесенных в него изменений, предусматривает единые правовые основы организации государственной гражданской службы, в том числе общие требования к структуре денежного содержания федеральных и региональных государственных гражданских служащих (совместно именуемые - гражданские служащие).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Пунктом первым статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию за выслугу лет неразрывно связано не только с требованиями к стажу государственной гражданской службы, но и с наличием у государственного гражданского служащего на момент увольнения права на страховую пенсию по старости, на которую истец при первоначальном увольнении в 2012 году не имел.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих2.5. Группы должностей государственной гражданской службы. Квалификационные требования для замещения таких должностей
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 362) установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 362) установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Данная статья ни в коей мере не имеет целью оградить недобросовестных государственных гражданских служащих, которые совершили коррупционные правонарушения, от юридической ответственности и неблагоприятных последствий. Специфика государственной гражданской службы предусматривает возможность и целесообразность установления особых правил поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения, а также предъявления к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу и замещающим должности государственных гражданских служащих, специальных требований, касающиеся не только их профессиональной и деловых качеств, но и морально-этических. Вместе с тем, необходимо использовать не чрезмерные санкции, чтобы исключить возможность необоснованного, несправедливого ограничения прав и свобод граждан. Нормы, закрепляющие ограничения, возникающие в результате увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия, должны быть определенными, не допускать двоякого либо расширительного толкования и, как результат, произвольного применения.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Данная статья ни в коей мере не имеет целью оградить недобросовестных государственных гражданских служащих, которые совершили коррупционные правонарушения, от юридической ответственности и неблагоприятных последствий. Специфика государственной гражданской службы предусматривает возможность и целесообразность установления особых правил поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения, а также предъявления к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу и замещающим должности государственных гражданских служащих, специальных требований, касающиеся не только их профессиональной и деловых качеств, но и морально-этических. Вместе с тем, необходимо использовать не чрезмерные санкции, чтобы исключить возможность необоснованного, несправедливого ограничения прав и свобод граждан. Нормы, закрепляющие ограничения, возникающие в результате увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия, должны быть определенными, не допускать двоякого либо расширительного толкования и, как результат, произвольного применения.
Готовое решение: Как предоставить ежегодный основной оплачиваемый отпуск работнику (оформить уход в отпуск)
(КонсультантПлюс, 2025)кандидатам наук - 36 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949). Эти отпуска могут предоставлять научные учреждения (организации), финансируемые из федерального бюджета. Их научные работники должны занимать штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями;
(КонсультантПлюс, 2025)кандидатам наук - 36 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949). Эти отпуска могут предоставлять научные учреждения (организации), финансируемые из федерального бюджета. Их научные работники должны занимать штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями;
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Целый ряд российских нормативных правовых актов требует от должностных лиц соблюдения этических норм поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности <1>. Федеральными органами исполнительной власти приняты соответствующие Кодексы этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, содержащие требования о соблюдении норм этики в процессе реализации служебных полномочий <2>. Международные акты, принятые неправительственными международными организациями и международными органами, также предусматривают необходимость соблюдения этических норм <3>. Следует отметить, что международные документы указывают на необходимость выполнения стандартов профессиональной этики юрисдикции места деятельности. Этический кодекс представляет собой подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми должны руководствоваться лица в своей работе. Закрепление требования о соблюдении этических норм необходимо для достойного выполнения государственными служащими и международными чиновниками своей профессиональной деятельности, укрепления авторитета лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, поддержания доверия граждан к государственным и международным органам, обеспечения единых норм поведения лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Таким образом, государство в рамках своих позитивных обязанностей должно предотвращать недобросовестное поведение посредством содействия принятию, соблюдению и контролю соблюдения кодексов поведения и этических норм государственными служащими, в том числе работниками медицинских учреждений, правоохранительных органов, исправительных учреждений, психологических и социальных служб, средств массовой информации, военнослужащими, а также работниками предприятий экономического профиля.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Целый ряд российских нормативных правовых актов требует от должностных лиц соблюдения этических норм поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности <1>. Федеральными органами исполнительной власти приняты соответствующие Кодексы этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, содержащие требования о соблюдении норм этики в процессе реализации служебных полномочий <2>. Международные акты, принятые неправительственными международными организациями и международными органами, также предусматривают необходимость соблюдения этических норм <3>. Следует отметить, что международные документы указывают на необходимость выполнения стандартов профессиональной этики юрисдикции места деятельности. Этический кодекс представляет собой подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми должны руководствоваться лица в своей работе. Закрепление требования о соблюдении этических норм необходимо для достойного выполнения государственными служащими и международными чиновниками своей профессиональной деятельности, укрепления авторитета лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, поддержания доверия граждан к государственным и международным органам, обеспечения единых норм поведения лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Таким образом, государство в рамках своих позитивных обязанностей должно предотвращать недобросовестное поведение посредством содействия принятию, соблюдению и контролю соблюдения кодексов поведения и этических норм государственными служащими, в том числе работниками медицинских учреждений, правоохранительных органов, исправительных учреждений, психологических и социальных служб, средств массовой информации, военнослужащими, а также работниками предприятий экономического профиля.
Статья: Конституционно-правовая ответственность: старые проблемы и новые решения
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Руководитель Администрации Президента РФ относится к лицам с "публично-правовым статусом" и является государственным гражданским служащим в соответствии с Указом Президента РФ <10>. Следовательно, на него распространяется законодательство о государственной гражданской службе. В ст. 16 Федерального закона о государственной гражданской службе <11> указаны требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим, и установлена ответственность за нарушение указанных требований. В данной статье содержится отсылочная норма к ст. 68 этого же Закона, в которой сказано, что ответственность государственных гражданских служащих за нарушение законодательства наступает в соответствии с данным Федеральным законом (и здесь снова отсылочная норма, но уже к ст. 57 Закона, устанавливающей дисциплинарную ответственность) и иными федеральными законами (в данном случае бланкетная норма к Гражданскому кодексу и Трудовому кодексу, которые устанавливают гражданско-правовую и материальную ответственность).
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Руководитель Администрации Президента РФ относится к лицам с "публично-правовым статусом" и является государственным гражданским служащим в соответствии с Указом Президента РФ <10>. Следовательно, на него распространяется законодательство о государственной гражданской службе. В ст. 16 Федерального закона о государственной гражданской службе <11> указаны требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим, и установлена ответственность за нарушение указанных требований. В данной статье содержится отсылочная норма к ст. 68 этого же Закона, в которой сказано, что ответственность государственных гражданских служащих за нарушение законодательства наступает в соответствии с данным Федеральным законом (и здесь снова отсылочная норма, но уже к ст. 57 Закона, устанавливающей дисциплинарную ответственность) и иными федеральными законами (в данном случае бланкетная норма к Гражданскому кодексу и Трудовому кодексу, которые устанавливают гражданско-правовую и материальную ответственность).
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Пример 1. Приказ Минкомсвязи России "О внесении изменений в состав комиссии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.04.2016 N 166":
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Пример 1. Приказ Минкомсвязи России "О внесении изменений в состав комиссии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.04.2016 N 166":
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (см. Указ Президента РФ N 821) дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (см. Указ Президента РФ N 821) дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопрос: Об определении предельных цен при осуществлении закупок автотранспортных средств государственными органами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 11.03.2025 N 24-06-06/23709)При этом значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в обязательный перечень, содержащийся в правилах определения требований, и закупаемых для отдельных категорий государственных гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), установленных Правилами определения требований <1>, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители" (абзац третий пункта 16 Общих правил).
(Письмо Минфина России от 11.03.2025 N 24-06-06/23709)При этом значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в обязательный перечень, содержащийся в правилах определения требований, и закупаемых для отдельных категорий государственных гражданских служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), установленных Правилами определения требований <1>, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители" (абзац третий пункта 16 Общих правил).