Требования к фасадам зданий
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к фасадам зданий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)...приняв во внимание, что обязанность ответчика по поддержанию в исправном и эстетическом состоянии фасада здания и необходимости соблюдения требований, установленных вышеизложенными нормами, не исполнена... суды... правомерно удовлетворили исковые требования администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)...приняв во внимание, что обязанность ответчика по поддержанию в исправном и эстетическом состоянии фасада здания и необходимости соблюдения требований, установленных вышеизложенными нормами, не исполнена... суды... правомерно удовлетворили исковые требования администрации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 "Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" ЖК РФ"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, сочтя представленные предпринимателем в обоснование встречных требований вышеуказанные документы надлежащими доказательствами по делу, согласующимися между собой, и не содержащими противоречий, установив, что работы по изменению фасада здания в части возведения козырька, кондиционера, устройства вывески о фирменном названии организации (которая может быть демонтирована без нарушения фасада здания), выполненные ООО "Элемент-Трейд" в нежилом помещении предпринимателя соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровья граждан не создают, напротив, система кондиционирования необходима для нормальной эксплуатации нежилого помещения, которое используется в качестве магазина, а возведение козырька, необходимо исключительно для обеспечения безопасности посетителей магазина и иных третьих лиц; произведение предпринимателем указанных изменений не влечет за собой использование общего имущества собственников МКД, принимая во внимание также принятие предпринимателем мер по легализации произведенных изменений путем обращения 15.12.2022 в комитет с заявлением о переустройстве и (или) планировке жилого помещения, на что ответа не последовало, учитывая, что комитетом не представлено доказательств того, что возведение козырька, установка кондиционера, цветовое изменение облицовки затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, оказывают влияние на несущие способности здания в целом, создают угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из необходимости сохранения нежилого помещения в перепланированном состоянии, что в настоящем случае не противоречит положениям статьи 27 ЖК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое фасад здания и какие требования установлены к его содержанию
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие требования установлены к содержанию фасада здания (сооружения)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие требования установлены к содержанию фасада здания (сооружения)
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 1 ГрК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Каковы требования к фасаду здания как объекту благоустройства?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Каковы требования к фасаду здания как объекту благоустройства?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу судами было удовлетворено требование о взыскании платы за проведение капитального ремонта фасада нежилого здания с органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому на праве собственности принадлежало помещение в нем. Суды, руководствуясь положениями статей 210, 249 ГК РФ, а также применив по аналогии нормы статей 36, 153, 158 ЖК РФ, пришли к выводу, что обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания также прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу судами было удовлетворено требование о взыскании платы за проведение капитального ремонта фасада нежилого здания с органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому на праве собственности принадлежало помещение в нем. Суды, руководствуясь положениями статей 210, 249 ГК РФ, а также применив по аналогии нормы статей 36, 153, 158 ЖК РФ, пришли к выводу, что обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания также прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений.
Статья: Как учесть новогодние расходы, не вызвав претензий у ИФНС
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 24)Ответ на вопрос зависит от того, украшаете вы фасад здания по требованию местных или региональных властей или по своей инициативе.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 24)Ответ на вопрос зависит от того, украшаете вы фасад здания по требованию местных или региональных властей или по своей инициативе.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- в ходе осмотров фактически выполненных работ по исполненным договорам установлено наличие многочисленных дефектов фасада здания, при этом требования об устранении дефектов и недостатков в адрес подрядчиков не направлялись <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- в ходе осмотров фактически выполненных работ по исполненным договорам установлено наличие многочисленных дефектов фасада здания, при этом требования об устранении дефектов и недостатков в адрес подрядчиков не направлялись <2>.
Статья: Особенности правового регулирования размещения блоков кондиционеров на фасадах жилых зданий
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Традиционно основная часть споров между собственниками помещений возникает на основе отсутствия согласия на размещения блоков кондиционеров на фасаде здания. Существенным условием удовлетворения требования истца в таких судебных спорах является наличие нарушенного права. Между тем в большинстве случаев нарушение права истца доказать невозможно <13>, так как большая часть блоков кондиционеров устанавливается в соответствии с требованиями законодательства РФ, с соблюдением ГОСТов и СНиПов и по своему существу вовсе не нарушает чьи-либо права и не является источником дискомфорта.
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Традиционно основная часть споров между собственниками помещений возникает на основе отсутствия согласия на размещения блоков кондиционеров на фасаде здания. Существенным условием удовлетворения требования истца в таких судебных спорах является наличие нарушенного права. Между тем в большинстве случаев нарушение права истца доказать невозможно <13>, так как большая часть блоков кондиционеров устанавливается в соответствии с требованиями законодательства РФ, с соблюдением ГОСТов и СНиПов и по своему существу вовсе не нарушает чьи-либо права и не является источником дискомфорта.
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.