Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Требование об отсутствии информации об участнике закупки в РНП
(КонсультантПлюс, 2025)3. Требование об отсутствии информации об участнике закупки в РНП
Вопрос: О вопросах, связанных с установлением требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
(Письмо Минфина России от 07.07.2022 N 24-06-08/65418)Вопрос: С 1 июля 2022 г. вступают в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
(Письмо Минфина России от 07.07.2022 N 24-06-08/65418)Вопрос: С 1 июля 2022 г. вступают в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(ред. от 23.09.2024)
"О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
(ред. от 23.09.2024)
"О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Среди этих требований следует обратить внимание на такое требование, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в реестре недобросовестных участников аукциона, ведение которого осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Среди этих требований следует обратить внимание на такое требование, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в реестре недобросовестных участников аукциона, ведение которого осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
Статья: Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Говоря о последствиях для поставщика его включения в реестр и осознавая причиненный его деловой репутации ущерб, можно предположить, что это не лишит его возможности участвовать в закупках по Закону о контрактной системе, а также не исключит полностью его участие в корпоративных закупках, так как установление требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральным законам N 223 и N 44 является формой возможного поведения корпоративного заказчика. В определенном смысле дополнительное основание для включения в реестр, предусмотренное для корпоративных заказчиков, может негативно сказаться на привлекательности корпоративных заказчиков как контрагентов и повлиять на эффективность их закупочной деятельности.
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Говоря о последствиях для поставщика его включения в реестр и осознавая причиненный его деловой репутации ущерб, можно предположить, что это не лишит его возможности участвовать в закупках по Закону о контрактной системе, а также не исключит полностью его участие в корпоративных закупках, так как установление требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральным законам N 223 и N 44 является формой возможного поведения корпоративного заказчика. В определенном смысле дополнительное основание для включения в реестр, предусмотренное для корпоративных заказчиков, может негативно сказаться на привлекательности корпоративных заказчиков как контрагентов и повлиять на эффективность их закупочной деятельности.
Вопрос: О требовании к участнику закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации о нем и одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при несоответствии требованию.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 24-06-06/85127)Вопрос: О требовании к участнику закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации о нем и одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при несоответствии требованию.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 N 24-06-06/85127)Вопрос: О требовании к участнику закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации о нем и одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при несоответствии требованию.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)в рамках закупки установлено требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а сведения о вас (в том числе об участниках, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа) размещены в таком реестре.
(КонсультантПлюс, 2025)в рамках закупки установлено требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а сведения о вас (в том числе об участниках, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа) размещены в таком реестре.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> При желании заказчик может распространить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не только на самого участника закупки, но на его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа, а также собственников.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> При желании заказчик может распространить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не только на самого участника закупки, но на его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа, а также собственников.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие сведений об участнике в РНП. Вы можете предусмотреть требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и Законом N 44-ФЗ. Сведения, содержащиеся в этих реестрах, открыты, вы сможете проверить факт наличия или отсутствия в них сведений самостоятельно (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие сведений об участнике в РНП. Вы можете предусмотреть требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и Законом N 44-ФЗ. Сведения, содержащиеся в этих реестрах, открыты, вы сможете проверить факт наличия или отсутствия в них сведений самостоятельно (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Статья: РНП в квадрате
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)- требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)- требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера.
Статья: Типизация функционального назначения информационных реестров в сфере правового регулирования предпринимательства
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Правоограничивающие реестры. Функциональным назначением реестров данного типа является информирование участников гражданского оборота об ограничении определенных прав субъектов предпринимательской деятельности. Они дают "юридический сигнал" о неблагонадежности потенциального контрагента. Например, заказчик в порядке ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <21> вправе установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки. Следовательно, заказчик вправе ограничить участие в государственных (муниципальных) закупках предпринимателя, находящегося в реестре недобросовестных поставщиков, тем самым исключив его из определенной сферы хозяйственного оборота.
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Правоограничивающие реестры. Функциональным назначением реестров данного типа является информирование участников гражданского оборота об ограничении определенных прав субъектов предпринимательской деятельности. Они дают "юридический сигнал" о неблагонадежности потенциального контрагента. Например, заказчик в порядке ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <21> вправе установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки. Следовательно, заказчик вправе ограничить участие в государственных (муниципальных) закупках предпринимателя, находящегося в реестре недобросовестных поставщиков, тем самым исключив его из определенной сферы хозяйственного оборота.
Готовое решение: Как проводить закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N N 223-ФЗ и 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Можно установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N N 223-ФЗ и 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).