Требование о сносе дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование о сносе дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЖК РФ"Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Уполномоченный орган хочет принудительно изъять у Собственника жилое помещение с предоставлением другого жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу - предъявление Собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок и факт невыполнения Собственниками этого требования (уведомлением, перепиской сторон, актом и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу - предъявление Собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок и факт невыполнения Собственниками этого требования (уведомлением, перепиской сторон, актом и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Орган власти муниципального образования принял решение о сносе жилого дома. Индивидуальный предприниматель, являющийся собственником магазина, расположенного в этом доме, предъявил требование к муниципальному образованию о взыскании предварительного и равноценного возмещения. Муниципальное образование в удовлетворении требования отказало, ссылаясь на ст. 1067 ГК РФ, поскольку физический износ этого дома составил более 70%. Правомерен ли отказ муниципального образования в предоставлении возмещения?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)Вопрос: Орган власти муниципального образования принял решение о сносе жилого дома. Индивидуальный предприниматель, являющийся собственником магазина, расположенного в этом доме, предъявил требование к муниципальному образованию о взыскании предварительного и равноценного возмещения. Муниципальное образование в удовлетворении требования отказало, ссылаясь на ст. 1067 ГК РФ, поскольку физический износ этого дома составил более 70%.
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)Вопрос: Орган власти муниципального образования принял решение о сносе жилого дома. Индивидуальный предприниматель, являющийся собственником магазина, расположенного в этом доме, предъявил требование к муниципальному образованию о взыскании предварительного и равноценного возмещения. Муниципальное образование в удовлетворении требования отказало, ссылаясь на ст. 1067 ГК РФ, поскольку физический износ этого дома составил более 70%.
Статья: Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу: правовые последствия для собственников жилых помещений
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В соответствии с жилищным законодательством в административном акте о сносе аварийного МКД собственникам помещений в таком доме первое, что должно быть предложено, это самостоятельно осуществить его снос в разумный срок (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ <7> (далее - ЖК РФ)). Однако порядок и сроки предъявления требования о сносе дома на федеральном уровне нормативно не определены, так же, как и критерии разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В соответствии с жилищным законодательством в административном акте о сносе аварийного МКД собственникам помещений в таком доме первое, что должно быть предложено, это самостоятельно осуществить его снос в разумный срок (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ <7> (далее - ЖК РФ)). Однако порядок и сроки предъявления требования о сносе дома на федеральном уровне нормативно не определены, так же, как и критерии разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)При таких обстоятельствах решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, обоснованно отказано в удовлетворении требования о сносе жилого дома, поскольку снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)При таких обстоятельствах решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, обоснованно отказано в удовлетворении требования о сносе жилого дома, поскольку снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Ситуация: Кого можно признать нуждающимся в жилом помещении для получения социального жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, которые проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (например, в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, которые проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (например, в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции);
Статья: Правовая неопределенность в спорах о сносе построек в охранных зонах
(Мендохов К.Х.)
("Современное право", 2025, N 2)По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом КБР было принято решение о сносе построек и выкорчевке сада, принадлежащих предпринимателям, за их собственный счет. При этом в удовлетворении требования о сносе жилого дома 1987 года постройки судом было отказано со ссылкой на то, что он является объектом недвижимости и в материалах делах отсутствует судебный акт о признании его самовольной постройкой.
(Мендохов К.Х.)
("Современное право", 2025, N 2)По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом КБР было принято решение о сносе построек и выкорчевке сада, принадлежащих предпринимателям, за их собственный счет. При этом в удовлетворении требования о сносе жилого дома 1987 года постройки судом было отказано со ссылкой на то, что он является объектом недвижимости и в материалах делах отсутствует судебный акт о признании его самовольной постройкой.
Статья: К вопросу об оценке судом дискреционного административного акта на предмет целесообразности и эффективности
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Данный пример как раз таки позволяет увидеть последствия несоблюдения уполномоченным органом критерия разумности при осуществлении им своего дискреционного полномочия. С отправителем правосудия при указанных обстоятельствах невозможно не согласиться, поскольку иной правовой подход позволял бы уполномоченному органу произвольно бездействовать, не предъявляя требований о сносе дома в течение десятилетий до тех пор, пока многоквартирный дом, признанный аварийным, не разрушится самостоятельно.
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Данный пример как раз таки позволяет увидеть последствия несоблюдения уполномоченным органом критерия разумности при осуществлении им своего дискреционного полномочия. С отправителем правосудия при указанных обстоятельствах невозможно не согласиться, поскольку иной правовой подход позволял бы уполномоченному органу произвольно бездействовать, не предъявляя требований о сносе дома в течение десятилетий до тех пор, пока многоквартирный дом, признанный аварийным, не разрушится самостоятельно.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 10 комментируемой статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 10 комментируемой статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Готовое решение: Прежний собственник (до продавца) требует вернуть имущество. Как оценить обоснованность претензии
(КонсультантПлюс, 2025)снести дом, если он будет признан самовольной постройкой. В данном случае постройка может быть признана самовольной на том основании, что добросовестный приобретатель не получил землю в установленном порядке. Ответчику, если иск удовлетворят, придется снести дом или это сделают за его счет (п. п. 1, 2, 3.1 ст. 222 ГК РФ). Если в доме зарегистрирован гражданин, то одновременно с требованием о сносе самовольной постройки также заявляется требование о его выселении (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44, ответ на вопрос 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года).
(КонсультантПлюс, 2025)снести дом, если он будет признан самовольной постройкой. В данном случае постройка может быть признана самовольной на том основании, что добросовестный приобретатель не получил землю в установленном порядке. Ответчику, если иск удовлетворят, придется снести дом или это сделают за его счет (п. п. 1, 2, 3.1 ст. 222 ГК РФ). Если в доме зарегистрирован гражданин, то одновременно с требованием о сносе самовольной постройки также заявляется требование о его выселении (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44, ответ на вопрос 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года).
Ситуация: Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Подводя итог, следует отметить, что назрела необходимость внесения законодательных изменений в части правовой регламентации изъятия земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации исследуемого правового механизма экспроприации земель для муниципальных нужд не учитывается то обстоятельство, что проживание в подобных домах создает угрозу жизни или здоровью владельцев жилых помещений, а также отсутствует удовлетворение каких-либо потребностей муниципалитета. В связи с чем в п. 10 ст. 32 ЖК РФ следует предусмотреть упрощенный порядок изъятия земельного участка и выкупа жилых помещений на основании решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, максимально сократив сроки прекращения вещных прав на данное жилье. В обозначенной норме следует закрепить, что принятие указанного решения должно влечь за собой автоматическое включение дома, непригодного для проживания, в программу расселения аварийного жилья и предоставление жилых помещений без направления собственникам фактически неисполнимых требований о самостоятельном сносе и установлении для этого законодательно неопределенных сроков. Исходя из этого в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме и подлежащем сносу, необходимо исключить из п. 10 ст. 32 ЖК РФ правовое предписание о направлении требования собственникам относительно сноса дома, оставив лишь заявительный порядок получения соответствующего разрешения при принятии об этом решения на общем собрании.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Подводя итог, следует отметить, что назрела необходимость внесения законодательных изменений в части правовой регламентации изъятия земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации исследуемого правового механизма экспроприации земель для муниципальных нужд не учитывается то обстоятельство, что проживание в подобных домах создает угрозу жизни или здоровью владельцев жилых помещений, а также отсутствует удовлетворение каких-либо потребностей муниципалитета. В связи с чем в п. 10 ст. 32 ЖК РФ следует предусмотреть упрощенный порядок изъятия земельного участка и выкупа жилых помещений на основании решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, максимально сократив сроки прекращения вещных прав на данное жилье. В обозначенной норме следует закрепить, что принятие указанного решения должно влечь за собой автоматическое включение дома, непригодного для проживания, в программу расселения аварийного жилья и предоставление жилых помещений без направления собственникам фактически неисполнимых требований о самостоятельном сносе и установлении для этого законодательно неопределенных сроков. Исходя из этого в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме и подлежащем сносу, необходимо исключить из п. 10 ст. 32 ЖК РФ правовое предписание о направлении требования собственникам относительно сноса дома, оставив лишь заявительный порядок получения соответствующего разрешения при принятии об этом решения на общем собрании.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.