Толкование закона конституционный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Толкование закона конституционный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1072 "Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность" ГК РФИз приведенных положений закона в их толковании КС РФ следует, что в случае выплаты страхового возмещения в денежной форме с учетом износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов при предъявлении иска к причинителю вреда на потерпевшего возложена обязанность доказать, что действительный ущерб превышает сумму выплаченного в денежной форме страхового возмещения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 128 "Отказ в принятии административного искового заявления" КАС РФ"Рассмотрение поступившей в совет судей жалобы Г.В.О. на действия судьи непосредственно не затрагивает права и законные интересы заявителя, не влечет для него последствий, связанных с осуществлением им своих прав и свобод, в связи с чем деятельность совета судей в указанной сфере, в частности по рассмотрению жалоб на действия судей, не затрагивает прав и законных интересов граждан. Аналогичное толкование закона дано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 766-О-О применительно к рассмотрению квалификационными коллегиями судей жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы бюджетной системы и разграничения доходов и расходов в Китайской Республике
(Шепенко Р.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Ключевые слова: бюджетная система, распределение доходов правительства, налоговые доходы, местные налоги, субсидии, провинции, законы, толкования, Конституционный суд, Тайвань.
(Шепенко Р.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Ключевые слова: бюджетная система, распределение доходов правительства, налоговые доходы, местные налоги, субсидии, провинции, законы, толкования, Конституционный суд, Тайвань.
Статья: Проблемы законодательного регулирования компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В то же время, проверяя конституционность постановлений Государственной Думы, содержащих толкование федеральных законов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.11.1997 N 17-П <24> пришел к выводу, что эти акты имеют общее действие, адресованы персонально не определенному кругу лиц, рассчитаны на многократное применение, содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила; в силу этого оспариваемые постановления Государственной Думы имеют нормативный правовой характер и притом наделены той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты - федеральные законы (абз. 1 п. 2 мотивировочной части).
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В то же время, проверяя конституционность постановлений Государственной Думы, содержащих толкование федеральных законов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.11.1997 N 17-П <24> пришел к выводу, что эти акты имеют общее действие, адресованы персонально не определенному кругу лиц, рассчитаны на многократное применение, содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила; в силу этого оспариваемые постановления Государственной Думы имеют нормативный правовой характер и притом наделены той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты - федеральные законы (абз. 1 п. 2 мотивировочной части).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)Из приведенных положений административного процессуального закона в толковании, которое придает ему Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым обстоятельствам по заявлению лица, в связи с административным иском которого примененный в конкретном деле и положенный в основу вынесенного по нему судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан таковым.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)Из приведенных положений административного процессуального закона в толковании, которое придает ему Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым обстоятельствам по заявлению лица, в связи с административным иском которого примененный в конкретном деле и положенный в основу вынесенного по нему судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан таковым.
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ
(ред. от 01.05.2019)
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
(ред. от 01.05.2019)
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья: Правотворческая парадигма конституционного правосудия (на примере Конституционного Суда Российской Федерации)
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)И если российская доктрина и юридическая практика в целом стоят на позиции признания судебного права как существующего института, то вопрос о "пределах" или ограничениях такой деятельности является объектом многих правовых научных исследований. Именно поэтому Е.В. Гриценко в своем анализе пределов нормотворчества Конституционного Суда России (далее - КС РФ или Суд) в связи с реформой конституционного производства в России в 2011 г., рассматривая зарубежный опыт, в российских правовых реалиях утверждала, что вопрос о пределах конституционного истолкования законов КС РФ находится на стадии "выработки" <7>. Как следствие, обращение к зарубежному опыту действительно необходимо для исследования парадигмы конституционного правосудия.
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)И если российская доктрина и юридическая практика в целом стоят на позиции признания судебного права как существующего института, то вопрос о "пределах" или ограничениях такой деятельности является объектом многих правовых научных исследований. Именно поэтому Е.В. Гриценко в своем анализе пределов нормотворчества Конституционного Суда России (далее - КС РФ или Суд) в связи с реформой конституционного производства в России в 2011 г., рассматривая зарубежный опыт, в российских правовых реалиях утверждала, что вопрос о пределах конституционного истолкования законов КС РФ находится на стадии "выработки" <7>. Как следствие, обращение к зарубежному опыту действительно необходимо для исследования парадигмы конституционного правосудия.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Само по себе наличие у кассационных судов таких полномочий вряд ли нарушает принцип независимости судей. КС РФ неоднократно отмечал, что толкование закона, осуществляемое судами кассационной инстанции при проверке вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, направлено на обеспечение единообразного толкования и применения судами норм материального и процессуального права <1>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Само по себе наличие у кассационных судов таких полномочий вряд ли нарушает принцип независимости судей. КС РФ неоднократно отмечал, что толкование закона, осуществляемое судами кассационной инстанции при проверке вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, направлено на обеспечение единообразного толкования и применения судами норм материального и процессуального права <1>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Обращает на себя внимание также тот факт, что принцип регулирования налоговых отношений законом толкуется в практике Конституционного Суда РФ чрезвычайно широко. При этом, по существу, он понимается как воплощение режима законности в налоговой сфере, в таком широком понимании он включает в свое содержание все иные налогово-правовые принципы (основные начала законодательства о налогах и сборах). Так, в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П и в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 258-О раскрывается нормативное содержание закрепленного в ст. 57 Конституции принципа законного установления обязательных платежей и подчеркивается, что данный принцип не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий, по существу, конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Обращает на себя внимание также тот факт, что принцип регулирования налоговых отношений законом толкуется в практике Конституционного Суда РФ чрезвычайно широко. При этом, по существу, он понимается как воплощение режима законности в налоговой сфере, в таком широком понимании он включает в свое содержание все иные налогово-правовые принципы (основные начала законодательства о налогах и сборах). Так, в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П и в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 258-О раскрывается нормативное содержание закрепленного в ст. 57 Конституции принципа законного установления обязательных платежей и подчеркивается, что данный принцип не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий, по существу, конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.
Статья: Закон и право
(Нойнер Й.)
("Закон", 2022, N 5)C. Способы толкования. Анализируя конституционную связанность суда законом и правом с учетом продемонстрированной негативной судебной практики, следует в первую очередь определить те пути и способы, которые могут быть использованы для уяснения смысла нормы.
(Нойнер Й.)
("Закон", 2022, N 5)C. Способы толкования. Анализируя конституционную связанность суда законом и правом с учетом продемонстрированной негативной судебной практики, следует в первую очередь определить те пути и способы, которые могут быть использованы для уяснения смысла нормы.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд Российской Федерации указал, что п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ не определяет исчерпывающим образом категорию "неправильное истолкование закона", указывая лишь на то, что неправильное истолкование судом закона может выразиться в том числе в неучете правовых позиций, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Следовательно, не исключается возможность отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции, в котором примененному закону было придано истолкование, расходящееся с истолкованием данного закона Конституционным Судом Российской Федерации в его решениях, принятых в форме определений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд Российской Федерации указал, что п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ не определяет исчерпывающим образом категорию "неправильное истолкование закона", указывая лишь на то, что неправильное истолкование судом закона может выразиться в том числе в неучете правовых позиций, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Следовательно, не исключается возможность отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции, в котором примененному закону было придано истолкование, расходящееся с истолкованием данного закона Конституционным Судом Российской Федерации в его решениях, принятых в форме определений.