Территориальная трехсторонняя комиссия
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная трехсторонняя комиссия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип социального партнерства: конституционно-правовое измерение
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Следует согласиться с мнением С.Ю. Чучи, что иные сферы общественного бытия только выиграют от перенесения туда механизмов и принципов социального партнерства из социально-трудовой сферы. К успешно зарекомендовавшим себя в социально-трудовой сфере элементам социального партнерства относятся многоуровневые межсекторные системы: 1) органов социального партнерства (трехсторонние комиссии, координаторы - общероссийский, региональный, территориальный (муниципальный), локальный уровни), 2) трехсторонних соглашений (общероссийские, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные, локальные), а также принципы равноправия сторон, уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе и иные формы взаимодействия социальных партнеров - переговоры, взаимные консультации и др.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Следует согласиться с мнением С.Ю. Чучи, что иные сферы общественного бытия только выиграют от перенесения туда механизмов и принципов социального партнерства из социально-трудовой сферы. К успешно зарекомендовавшим себя в социально-трудовой сфере элементам социального партнерства относятся многоуровневые межсекторные системы: 1) органов социального партнерства (трехсторонние комиссии, координаторы - общероссийский, региональный, территориальный (муниципальный), локальный уровни), 2) трехсторонних соглашений (общероссийские, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные, локальные), а также принципы равноправия сторон, уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе и иные формы взаимодействия социальных партнеров - переговоры, взаимные консультации и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со ст. 220 ТК работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений также обязаны проходить медицинское освидетельствование. Кроме этого, в случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со ст. 220 ТК работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений также обязаны проходить медицинское освидетельствование. Кроме этого, в случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
(ред. от 29.09.2025)В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период и учитываются при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации. При подготовке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта Российской Федерации вправе направлять соответствующие предложения.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период и учитываются при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации. При подготовке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта Российской Федерации вправе направлять соответствующие предложения.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность расширения объема и основание для проведения обязательных медицинских осмотров. Полномочия по установлению расширенных требований предоставляются органам местного самоуправления с учетом мнения территориального подразделения Роспотребнадзора и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность расширения объема и основание для проведения обязательных медицинских осмотров. Полномочия по установлению расширенных требований предоставляются органам местного самоуправления с учетом мнения территориального подразделения Роспотребнадзора и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Информация: Совет Федерации одобрил Закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Антон Силуанов подчеркнул, что ко второму чтению был предметно отработан вопрос распределения межбюджетных трансфертов по субъектам РФ. "Правительство внесло бюджет с объемами ресурсов по поддержке регионов, и ко второму чтению они с учетом рассмотрения на трехсторонней комиссии были распределены". Министр также ответил на вопросы сенаторов.
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Антон Силуанов подчеркнул, что ко второму чтению был предметно отработан вопрос распределения межбюджетных трансфертов по субъектам РФ. "Правительство внесло бюджет с объемами ресурсов по поддержке регионов, и ко второму чтению они с учетом рассмотрения на трехсторонней комиссии были распределены". Министр также ответил на вопросы сенаторов.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Состав органа социального партнерства в значительной мере зависит от его уровня. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. У конкретного работодателя создается двухсторонняя комиссия.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Состав органа социального партнерства в значительной мере зависит от его уровня. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. У конкретного работодателя создается двухсторонняя комиссия.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала работодателям перевести на дистанционный режим максимально возможное число сотрудников. При этом численность лиц, которых можно перевести на дистанционный режим, организация определяет самостоятельно, исходя из возможностей работодателя и работников (Рекомендации, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.01.2022, протокол N 1).
(КонсультантПлюс, 2023)Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала работодателям перевести на дистанционный режим максимально возможное число сотрудников. При этом численность лиц, которых можно перевести на дистанционный режим, организация определяет самостоятельно, исходя из возможностей работодателя и работников (Рекомендации, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.01.2022, протокол N 1).
Статья: Споры по аутстаффингу
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2021, N 12)1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2021, N 12)1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
Статья: Проблемы правового регулирования организации проведения обязательных медицинских осмотров в сфере труда
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Требует осмысления и ч. 6 ст. 220 ТК РФ, согласно которой у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Необходимость указанных осмотров определяется решением органов местного самоуправления, однако при этом обязательно учитывать мнение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор), а также трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (региональных или территориальных). Формулировка нормы не позволяет определить цель проведения данных осмотров, категории лиц (работодателей, работников), в отношении которых они будут вводиться. Кроме того, встает вопрос о правомочиях органов местного самоуправления в сфере труда с учетом положений ч. 11 ст. 5 ТК РФ, гл. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно возникает проблема установления нормативного правового акта, которым регулируется порядок проведения дополнительного вида обязательных медицинских осмотров. Применение в данном случае Приказа N 29н весьма сомнительно.
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Требует осмысления и ч. 6 ст. 220 ТК РФ, согласно которой у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Необходимость указанных осмотров определяется решением органов местного самоуправления, однако при этом обязательно учитывать мнение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор), а также трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (региональных или территориальных). Формулировка нормы не позволяет определить цель проведения данных осмотров, категории лиц (работодателей, работников), в отношении которых они будут вводиться. Кроме того, встает вопрос о правомочиях органов местного самоуправления в сфере труда с учетом положений ч. 11 ст. 5 ТК РФ, гл. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно возникает проблема установления нормативного правового акта, которым регулируется порядок проведения дополнительного вида обязательных медицинских осмотров. Применение в данном случае Приказа N 29н весьма сомнительно.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 3 ст. 29 ТК интересы работников в социальном партнерстве и в решении социально-трудовых вопросов в составе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Интересы работодателей на основании ч. 3 ст. 33 ТК - соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 3 ст. 29 ТК интересы работников в социальном партнерстве и в решении социально-трудовых вопросов в составе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Интересы работодателей на основании ч. 3 ст. 33 ТК - соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)К дополнительным мерам в сфере занятости населения относится снижение напряженности на региональных рынках труда и их развитие. Так, на основе анализа данных за 2019 - 2020 гг. Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда [26], который насчитывает 18 субъектов Российской Федерации.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)К дополнительным мерам в сфере занятости населения относится снижение напряженности на региональных рынках труда и их развитие. Так, на основе анализа данных за 2019 - 2020 гг. Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда [26], который насчитывает 18 субъектов Российской Федерации.
Вопрос: Организация планирует поручить слесарю по ремонту по совмещению работу изолировщика на 0,2 ставки. Нужно ли ему для этого проходить медосмотр?
(Консультация эксперта, 2023)В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2023)В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.