Технически сложный объект капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Технически сложный объект капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" Градостроительного кодекса РФ"Так, ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов с целью осуществления в процессе строительства их государственного строительного надзора и внесения их в Реестр объектов строительного надзора. Содержащийся в этой норме перечень не ограничивает возможность отнесения иных архитектурных объектов к объектам интеллектуальной собственности. Также следует отметить, что доказательства использования типовых архитектурных решений, которые признаны таковыми в установленном законом порядке (ст. 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) по решению уполномоченного правительством органа при проектировании и строительстве дома по пер. Инженерный, д. 1Б не имеется. В реестр типовых проектов Минстроя РФ похожий проект не включен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. III класс гидротехнических сооружений не позволяет отнести такой объект к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства и, как следствие, в случае закупки строительно-монтажных работ на таком объекте неправомерно требовать от участников закупки опыта выполнения соответствующих работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. III класс гидротехнических сооружений не позволяет отнести такой объект к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства и, как следствие, в случае закупки строительно-монтажных работ на таком объекте неправомерно требовать от участников закупки опыта выполнения соответствующих работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи дан перечень особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства. Некоторые из этих объектов требуют дальнейших разъяснений. Под законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии понимается в первую очередь Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об использовании атомной энергии". Согласно ст. 3 указанного Закона объектами использования атомной энергии, о которых говорится в ч. 1 комментируемой статьи, являются:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи дан перечень особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства. Некоторые из этих объектов требуют дальнейших разъяснений. Под законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии понимается в первую очередь Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об использовании атомной энергии". Согласно ст. 3 указанного Закона объектами использования атомной энергии, о которых говорится в ч. 1 комментируемой статьи, являются:
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Что касается Методики сметной стоимости строительства, утв. Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, то сметная стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" по объектам производственного назначения учитывается в главе 9 сводного сметного расчета. Сметная стоимость пусконаладочных работ "под нагрузкой" не относится на сметную стоимость строительства и в сметной документации не учитывается, за исключением случаев, указанных в пункте 128 Методики (в отношении опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства). Затраты на пусконаладочные работы "под нагрузкой" включаются в сводную смету на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений и относятся:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Что касается Методики сметной стоимости строительства, утв. Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, то сметная стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" по объектам производственного назначения учитывается в главе 9 сводного сметного расчета. Сметная стоимость пусконаладочных работ "под нагрузкой" не относится на сметную стоимость строительства и в сметной документации не учитывается, за исключением случаев, указанных в пункте 128 Методики (в отношении опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства). Затраты на пусконаладочные работы "под нагрузкой" включаются в сводную смету на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений и относятся:
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно Методике сметной стоимости строительства, утв. Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, сметная стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" по объектам производственного назначения учитывается в главе 9 сводного сметного расчета. Сметная стоимость пусконаладочных работ "под нагрузкой" не относится на сметную стоимость строительства и в сметной документации не учитывается, за исключением случаев, указанных в пункте 128 Методики (в отношении опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно Методике сметной стоимости строительства, утв. Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, сметная стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" по объектам производственного назначения учитывается в главе 9 сводного сметного расчета. Сметная стоимость пусконаладочных работ "под нагрузкой" не относится на сметную стоимость строительства и в сметной документации не учитывается, за исключением случаев, указанных в пункте 128 Методики (в отношении опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по капитальному ремонту заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом результатом выполненных работ по контракту является строительство и ввод технически сложного объекта капитального строительства, предусмотренного Извещением, в эксплуатацию, в связи с чем участник закупки, в силу требований Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом результатом выполненных работ по контракту является строительство и ввод технически сложного объекта капитального строительства, предусмотренного Извещением, в эксплуатацию, в связи с чем участник закупки, в силу требований Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ ввел в Закон 223-ФЗ понятия требований к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара. При этом такая возможность прямо оговорена в Законе 223-ФЗ лишь в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки продукции, связанной с использованием атомной энергии.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ ввел в Закон 223-ФЗ понятия требований к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара. При этом такая возможность прямо оговорена в Законе 223-ФЗ лишь в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки продукции, связанной с использованием атомной энергии.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разделу III Порядка оценки Заказчиком установлено, что к оценке по Детализирующему показателю Критерия принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение проектно-изыскательских работ на строительство, реконструкцию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта, сопоставимых с предметом контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разделу III Порядка оценки Заказчиком установлено, что к оценке по Детализирующему показателю Критерия принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение проектно-изыскательских работ на строительство, реконструкцию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта, сопоставимых с предметом контракта.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 N 1064 <1> было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ранее Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 N 1064 <1> было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется. При этом следует учитывать, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.